Убить гипотенузу
Любовь я не отдам
Всяким там… козлам!..
— Если не хочешь жить со мной, то можешь взять в жены мою сестру — она красивая.
— А если я соглашусь?
— Я буду рада. Только потом я убью мою сестру.
Классический любовный треугольник состоит из катета с гипотенузой — пары счастливых влюблённых — и второго катета: того, кто любит безответно. И если безответно влюблённый становится одержим ревностью, он нередко доходит до того, что готов убить гипотенузу, то есть счастливого соперника. Они логично полагают, что если избавиться от соперника, то ничего не останется как выбрать их. На самом деле может быть совершенно по-разному: хитрый план таки удастся, человек получит свой объект любви и будет счастлив; а может быть, женщина окажется просто непостоянной, и пойдет трахать местного завхоза Петровича, после чего наш герой получит проблемы с ментами и больше ничего. Более хитрые и не растерявшие остатков разума ревнивцы могут закамуфлировать убийство соперника или соперницы под несчастный случай, а потом подкатить к его скорбящей половинке с утешениями — ибо очевидно, что если открыто признаться в убийстве, могут сходить в полицию/охрану/кто там ещё отвечает за раскрытие убийств.
Понятное дело, рыцарь на белом коне или паладин так поступать не станет, а вот более приземлённый человек — вполне. Не зря значительное количество убийств в реальности происходит именно на бытовой почве, ибо пьяная баба п##де не хозяйка, а муж потом про это узнаёт…
Одна из двух разновидностей убийства в любовном треугольнике (вторая — это когда убивают катет, то есть сам объект любви). Классический рецепт для драмы и конфликта, очень любимый авторами.
Матан-кун поясняет, что называть гипотенузой лишнего человека в треугольнике странно, так как обычно люди являются углами, а вот гипотенузы — это как раз отношения друг к другу. Поэтому убить гипотенузу — это не избавиться от угла, а вообще непонятно что.
Противоположный троп — Хочу, чтобы любимый был счастлив.
Примеры[править]
Мифология и фольклор[править]
- Библия. Царь Давид положил глаз на красавицу Вирсавию и послал её мужа Урию Хеттеянина на верную смерть. Старше, чем феодализм. Давид за это потом поплатился: их с Вирсавией первый ребёнок не прожил и нескольких дней.
- По Библии, кстати, всё было намного жёстче: пророк Нафан рассказал Давиду притчу, в которой обличил поступок царя, и тот, не понимая ещё намёка, сказал: «Достоин смерти сделавший это; пусть заплатит вчетверо». Так и случилось. Кроме смерти ребёнка от Вирсавии, Давида ждали ещё три горя: изнасилование дочери средним сыном Амноном, смерть этого самого среднего сына от рук старшего Авессалома, а ещё позже — гибель и самого Авессалома.
- Медея. Убила не только счастливую соперницу Главку, но и своих детей от Ясона! Правда, возвращать неверного мужа она совершенно не планировала и хотела только отомстить.
- Вполне нормально для того времени — в те времена дети считались семьёй мужа, а мать частью семьи родителей.
- Артуриана. Король Утер Пендрагон положил глаз на Игрейну, жену герцога Горлойса/Горлуа. Утер отправил мешающего супруга на верную смерть, а пока Горлойса убивали, под его личиной провёл с Игрейной ночь. По другим версиям — сперва переспал и ему так понравилось, что он герцога устранил самолично. Король Артур — плод той самой ночи под личиной.
- Мабиногион — цикл валлийских преданий. История о жестокой ревности и тяжёлой женской доле. Для своего любимца Ллью волшебник Гвидион создаёт женщину из цветов по имени Блодвед, и молодые люди женятся. Потом Блодвед влюбляется в мужчину по имени Гронв и помогает ему хитростью убить её мужа, чтобы завладеть его богатствами. Раненый копьём, Ллью обращается в орла, и Гвидион вместе со своим дядей, королём Мобом, делает его вновь человеком. Потом Ллью возвращается, чтобы отомстить Гронву, а тот просит, прежде чем Ллью метнёт копьё, права спрятаться за большой камень. Ллью позволил ему и всё равно пронзил Гронва прямо сквозь камень. Блодвед же за предательство мужа Гвидион превратил в сову, самую страшную из птиц. История послужила вдохновением как минимум для одного эпизода в книге «Волшебник земноморья» Урсулы ле Гуинн и для Алана Гарнера в «Совах на тарелках».
— Подсудимый, почему вы убили свою жену?
— Я возвращаюсь вечером домой и застаю её с любовником. Что мне ещё было делать?
— Это, конечно, незаконно, но по-человечески понятно. Вопрос в другом: почему вы не убили любовника?
— Ваша честь, ну что, по-вашему, гуманнее: один раз убить одну б**дь или каждую неделю убивать нового мужчину?
Театр[править]
- Л. Филатов, «Про Федота-стрельца, удалого молодца» — с прикрученным фитильком. Царь самолично заявляет об этом своей пассии.
- «По заданию царя
- Федька отбыл за моря!
- В обчем, я его отседа
- Сплавил, проще говоря!
- Чтоб не бедствовать одной —
- Становись моей женой!»
- «Кармен». Дон Хосе попробовал было убить гипотенузу — Эскамильо, — не получилось. Тогда он пошёл и убил катет — саму Кармен.
- «Starmania» — с прикрученным фитильком, но всё же: охранники «Назиленда» убивают Кристайль по наводке Садьи.
Литература[править]
- А. Дюма, «Граф Монте-Кристо» — с прикрученным фитильком: посадить гипотенузу. Фернан относит донос на своего соперника и, что характерно, получает любимую в жёны.
- Агата Кристи, «Десять негритят» — одним из «негритят» был старый генерал, во время войны отправивший на верную смерть своего подчинённого, когда узнал, что тот вступил в связь с его женой.
- Виктор Гюго, «Собор Парижской Богоматери» — классический случай с Фролло и его попыткой убить Феба.
- Майн Рид, «Всадник без головы» — капитан Кассий Колхаун во многом из ревности пытается убить британского баронета ирландского происхождения Мориса Джеральда. В итоге, по трагической ошибке, убивает своего кузена Генри Пойндекстера, к которому не испытывал никакой антипатии.
- «Тысяча и одна страсть, или Страшная ночь» Чехова — издевательская пародия на троп и на Виктора Гюго, который любил использовать его в своих книгах. «Он любил её. Она любила страстно его… Я должен был убить его, потому что любил больше жизни её. Я любил её и ненавидел его. Он должен был умереть в эту страшную ночь и заплатить смертью за свою любовь. Во мне кипели любовь и ненависть. Они были вторым моим бытием. Эти две сестры, живя в одной оболочке, производят опустошение: они — духовные вандалы».
- A Victor of Salamis — Демарат оговорил Главкона, свалив на него собственную вину, чтобы завладеть его женой Гермионой. Да еще предлагал «разоблаченному» Главкону покончить с собой, чтобы спастись от казни.
- Джек Лондон:
- «Сердца трёх» — с прикрученным фитильком, ибо чужими руками: Торрес подставляет своего соперника Генри Моргана под виселицу, чтобы получить руку Леонсии, и тут же предлагает план по спасению, чтобы выставить себя в лучшем свете перед ней, и по возможности избавится от Френсиса. Но все пошло слишком так. Что характерно, таким же образом он пытался устранить и Френсиса Моргана, но по другим причинам.
- «Маленькая хозяйка большого дома» — гипотенуза в финале застрелилась.
- «Одиссея капитана Блада» — с прикрученным фитильком: лорд Джулиан, пообещавший Арабелле спасти ее возлюбленного от виселицы, сам делает все возможное, чтобы его на эту виселицу привести. Но на его беду соперник обзаводится парой полезных знакомств, и Джулиан остается с носом.
- Прикрученность фитилька как раз и состоит в том, что Джулиан, разобравшись в ситуации, не столько пытается погубить соперника, сколько не пытается его спасать.
- Эдгар Райс Берроуз, Марсианский цикл — Дея Торис посчитала возлюбленного мертвым и согласилась на брак с принцем враждебной сверхдержавы ради установления мира между Зодангой и Гелиумом? Ну что же, бедный принц сам вырыл себе могилу. Ситуация осложняется тем, что «джентльмен из Вирджинии» не может расправиться с соперником сам — по суровым марсианским законам Дея Торис не сможет выйти за убийцу своего мужа. Не беда, есть ведь верные друзья. А если еще отдать на разграбление зеленым варварам оставшийся беззащитным и обезглавленным огромный город, а потом довести ненужную войну до кровавой кульминации, то это вообще красота! Впрочем, на Барсуме своя мораль, в Гелиум Джон Картер вошел уже культовым полководцем и всеобщим любимцем.
- В. Каверин, «Два капитана» — Николаю Антоновичу всё удалось, и если бы не Саня, его вина в гибели брата-соперника никогда не была бы доказана.
- «Фаэты» — дикарка Има, влюбившись в Инко Тихого, отравила его возлюбленную Эру Луа. К счастью, та всё-таки выжила.
- Аналогичный случай и в «Басурмане» И. Лажечникова.
- «Подземелье ведьм» (и экранизация) — разговор Андрея и Белогурочки о её сестре (см. эпиграф). Жителя далёкого светлого коммунистического будущего первобытная мораль аборигенов далёкой планеты шокировала не меньше всего остального.
- «Гарри Поттер» — медальон Слизерина показывает Рону все его потаённые страхи, включая эротику с участием Гарри и Гермионы в расчёте на то, что Рон ударит мечом настоящего Гарри.
- Том Клэнси, «Кремлёвский кардинал» — безответно влюблённая в подругу Беатрис сдаёт её жениха агентам КГБ, чтобы занять его место. Подруга не оценила.
- Дарья Донцова:
- «Рыбка по имени Зайка» — юная альфа-сука Лола нашла способ свести в могилу соперницу. Вот только мальчик, ради которого это затевалось, не захотел жить без любимой и покончил с собой.
- «Прогноз гадостей на завтра» — Гема была без памяти влюблена в Эдика, мужа подруги Нины, организовала убийство счастливой соперницы, но когда после Нининой смерти Эдик женился на ней, сама же быстро в нем разочаровалась.
- Мэгги Фьюри, «Талисманы власти» — самоубийство Форрала.
- Г. Эберс, «Уарда». Паакер, чья невеста Неферт предпочла другого, Мена. «Моя невеста еще считается твоей женой, но этим выстрелом я сватаюсь за вдову Мена!»
- Стивен Кинг, «Я знаю, чего тебе хочется» — Эдвард при помощи своих магических способностей убил жениха протагонистки.
- Изящным зигзагом в «Бездонном колодце» Честертона. Имеем жену генерала, молодого офицера, её любовника, и труп генерала. Убийца не тот, на кого вы подумали в первую очередь, и даже не тот, на кого вы подумали во вторую очередь. А сыщику приходится замять дело, иначе он бы оказался «перед хорошеньким выбором: отправить на виселицу невиновного человека, или допустить, чтобы вся Британская империя полетела в тартарары»
- «Отблески Этерны» — игра с тропом. Умерший муж Луизы Арамона закрутил роман уже на том свете? Его новая женщина прилагает усилия, чтоб законная жена как можно дольше оставалась в живых. Как Чёрный Мамонт в Первостепи: Чёрную Иву к себе на тот свет утянул, и сделался ангелом-хранителем её мужа, чтобы тот жил, и не встревал больше между ними. А вот при жизни как раз был прямым сабжем статьи: пытался, вселившись в мамонта, убить Режущего Бивня.
- Наталья Ручей, «Керрая. Одна любовь на троих» — с максимально прикрученным фитильком шутки ради: увидев во время празднования своего дня рожденья, как вожак стаи ушел в лес в компании пышнотелой оборотнихи, Керрая проследила за ними и убедившись, что ее подозрения верны, выпустила подаренного ей дикобраза так, что зверек изрядно обколол толстый зад соперницы острыми иглами.
Кино[править]
- Crimson Peak — у молодого баронета Томаса Шарпа шалости с сестрой Люсиль, заменившей ему мать после смерти родителей, переросли в инцест, а когда он женился, то она из ревности убила его жену… Затем это стало семейной традицией: Томас женится на богатой невесте, Люсиль её убивает, а у того есть твёрдое настоящее алиби, что он ко смерти своей жены никак не причастен… и он снова завидный жених «в поиске».
- «Человек в железной маске» — французскому королю приглянулась девушка, так что её парня он послал на фронт, где тот благополучно получил пушечное ядро. Правда, это потом ему аукнулось, ведь отцом того парня был отставной мушкетёр Атос.
- «Золото Макены» — в роли катета выступает заглавный персонаж, в роли гипотенузы — спасённая им дочка судьи, а в роли ревнивого катета — бывшая любовница героя, страстная индианка. Она-то, в итоге, и доигралась (пополам с «А 220 не хочешь?» — кто ж мог подумать, что, если крутая бой-девка попытается столкнуть в пропасть во время конного забега юную интеллигентку, полетит туда сама?).
- «Синдром Петрушки» — Лиза готова убить Элис и не скрывает это от любимого мужа. Впрочем, не каждый воспримет это как убийство…
- «Смерть ей к лицу» — Хелен, после того как её заклятая подруга Мэдлин в очередной раз увела у неё жениха, свихнулась на почве ревности и желания отомстить и постепенно дошла до мысли убить свою соперницу, для чего придумала изощрённый план. С прикрученным фитильком, так как к Эрнесту (тому самому несостоявшемуся жениху) Хелен на самом деле не питает великой любви — скорее уж собственнические инстинкты.
- «Титаник» — троп отыгран аж дважды. Сперва — с прикрученным фитильком: Кэл приказывает подбросить Джеку в карман ожерелье, а сам вызывает судовых полицейских. Происходит это до того, как стало известно о катастрофе, и Кэл вряд ли понимает, что обрекает парня на смерть (ну а когда понимает, понятное дело, не огорчается). А вот когда Роза, совместными усилиями Кэла и Джека усаженная в шлюпку, практически на верную гибель возвращается к любовнику на тонущий корабль, Кэл срывается и палит из револьвера по обоим.
Телесериалы[править]
- «Цветок Карибского моря» — с прикрученным фитильком. Альберту подставляет Кассиано, чтобы получить Эстер.
- «Чистый лист» — Вероника.
- Rome — Гайя отравила Ирину, чтобы заполучить себе Тита Пуллона.
- «Вызов» — с прикрученным фитильком. Стама объясняет как стала женой Датака Тарра тем более, что он — из низшей касты. Датак и её жених согласились на дуэль, однако по «нелепой случайности» последний проходил мимо шлюза, который внезапно открылся в космос. Зритель должен подумать за сабж, однако секунду спустя, Стама намекает, что подстроила прогулку жениху сама, чтобы быть с Датаком.
- «Gotham» — и Пингвин, и Нигма в разные периоды жизни успели провернуть этот троп. Причём Нигма убил парня своей пассии случайно — и в конечном счёте преуспел. А вот Пингвин чуть позже отыграл троп совершенно сознательно по отношению к девушке самого Нигмы, однако последствия оказались для него почти фатальными, надолго превратив его отношения с Загадочником не то в закадычную вражду, не то в мазохистское танго.
Мультсериалы[править]
- Гриффины — как только Лоис отправила письмо Питера его бывшей Гриетхен, та попыталась убить её, чтобы быть с ним.
Аниме и манга[править]
- Частое стремление яндэрэ.
- Лилии на ветру — сыграно шутки ради с Тидзуру, которая поддерживает пейринг Титосэ/Аяно в противовес почти что каноничному пейрингу Аяно/Кёко. Во время выступления на сцене со сказкой «Белоснежка» Тидзуру играла охотника, а Кёко — Белоснежку. Когда Кёко просит не убивать её, Тидзуру неожиданно стреляет из ружья в пол прямо между ног Белоснежки. Затем, выбросив ружьё, она достаёт уже два пулемёта и начинает из двух рук палить по убегающей Кёко, ни разу не попав. Останавливается она только тогда, когда у неё заканчиваются патроны.
Рассказчик: Однако добрый охотник не смог убить Белоснежку. Он позволил ей убежать в лес, а сам сказал, что убил её.
Тидзуру: Нет. Похоже, я не смогу убить Белоснежку.
Кёко: Эй, ты же явно пыталась!!!
- «Волчий дождь» — Дарсия любит Хамону, Джагара любит Дарсию… итог немного предсказуем.
- «Семья шпиона» — Фиона Фрост судя по всему не прочь проделать такое с «супругой» Сумрака, Йор (то что она крутой киллер «Принцесса шипов» она пока не знает).
- Wonder Egg Priority — Фрилл убивает беременную жену своего создателя и по сути отца Аки.
Комиксы[править]
- Girl Genius — не то что бы Сеффи не готова была ради своей любви идти по трупам, отнюдь. Но она понимает всё, что написано в теле статьи и план у неё намного более рабочий: нейтрализовать конкурентку при помощи парня, который её отобьёт! Получается троп Дорисовать до квадрата, который по суть есть вариант этого с сильно прикрученным фитильком. Ведь когда гипотенуза уходит к четвёртой точке, вожделенный катет не только освобождается, но и может возненавидеть гипотенузу, выбравшую не его! Не в пример решению а-ля пещерный человек с дубинкой, это имеет шансы сработать.
- В своей ситуации-то она до квадрата может и дорисовала, но тут может получиться еще один треугольник из Агаты, Тарвека и Мартеллия. Политика, дело такое…
- Ходячие мертвецы — пока Рик был в коме, его напарник Шейн решил подкатить к его жене Лори. Получилось, Лори даже забеременела от Шейна. А потом Рик вернулся, Шейн понял, что ему ничего не светит, и решил грохнуть Рика. Не получилось, Карл выстрелил первым.
Музыка[править]
- Лорина МакКеннитт, «Standing Stones».
- Эжен д’Альби, «Алан МакМэдд». Именно так поступил гордый шотландец с певцом, похитившим сердце любимой Аланом девушки. Добром это ожидаемо не кончилось — клан изгнал и проклял Алана. За братоубийство
- Зимовье Зверей, «Волчий шансон» (из спектакля «Звери ищут лето»). Из-за неразделённой любви к Козе Волк убил и её мужа-Козла, и её саму.
Видеоигры[править]
- Yandere Simulator: главная героиня — яндере, а в финальной версии игры должна будет устранить десяток своих конкуренток. Убийство — один из вариантов.
- Transistor: события игры начинаются с того, что движимая ревностью (романтической или нет — неизвестно, есть лишь намёки) Сибил Райз подстроила смерть парня главной героини Рэд, чтобы сблизиться с нею. Всё пошло слишком так, вот только никто не ожидал, что Рэд вытащит орудие убийства — Транзистор — из груди погибшего и пойдёт мстить.
- Megadimension Neptunia VII — Кей-Ша по уши влюбилась в Нуар. Она стала ревновать из-за того, что та проводит много времени со своей сестрой Юни, поэтому решила убить последнюю. К счастью, все обошлось: Нуар провела для Кей-Ши оздоровительную лекцию, а потом Кей-Ша и Юни сдружились из-за увлечения огнестрельным оружием.
- Final Fantasy Brave Exvius — Раген отверг влюбленную в него Ситру, а та в качестве мести убила его жену Софию. Учитывая, что и Раген, и Ситра — могущественные боевые маги с сотнями лет боевого опыта за плечами, последствия оказались малоприятными для всего мира игры.
Визуальные романы[править]
- Saya no Uta — Сайя, конечно же не собиралась убивать Йо. Однако, она сделала с ней кое-что более ужасное.
- School Days — если неумело и грубо оборвать отношения с одной из девушек и уйти к другой, то очень легко получить сабж статьи. В аниме все закончилось тем, что все углы любовного треугольника фактически поуничтожали друг друга — хотя Котоноха осталась жива физически, как адекватный человек она всё равно что мертва…
- Троп любим студией Innocent Grey:
- в Cartagra это по сути мотивация главной убийцы Юры, которая чужими руками исполняет свои же «пророчества» о гибели людей, которые посмели приблизиться к её ненаглядному Сюго, а в финале Юра лично пытается убить свою сестру Кадзуну по тем же причинам.
- в Uro no Shoujo преступница тоже действует на упреждение и убивает всех потенциальных невест предмета своих воздыханий, который по совместительству приходится ей родным братом — речь о Карен и Аято, но в их клане это дело семейное. В прологе одна из жертв также оказывается задушена соперницей именно на почве ревности.
- The Silver Case — Аямэ убила трех женщин, родивших ребенка от Камуи. Мотивом послужила ревность — девушка сама хотела оказаться на их месте.