Отложенное возмездие
Счастливы будут ты и твои дети, но не дети твоих детей.
Наши деды ели виноград, а у нас оскомина.
Я - Немесида. Вы образованная женщина, думаю вы понимаете... Немесида может на долго задержаться но, в конце концов, она всегда приходит.
Казалось бы, злодей избежал возмездия и умер в своей постели счастливым окружённый своими детьми и внуками. Казалось бы зло останется безнаказанным? Ан нет, возмездие понесут его дети или внуки или правнуки.
После его смерти может вспыхнуть восстание, а может и не вспыхнуть, а просто прихлебатели у его трона захотят взять власть в свои руки и начнут уничтожать его наследников. Возможен и вариант, что наследнику удастся удержать власть в своих руках, так что он тоже умрёт в своей постели окружённый своими детьми и внуками, а возмездие свершится уже после его смерти. Возможен также вариант, когда наследник или наследник оказался слишком мягкосердечным, чтобы удержать в повиновении тех кто привык к жёсткой руке, педаль в пол — когда наследник вообще-то не злой, а то и вовсе добрый, но именно ему приходится расплачиваться за всё накопленное зло.
Примеры[править]
Мифология и фольклор[править]
- Библия: согласно Торе, Бог наказывает детей за грехи отцов до третьего и четвёртого рода. При этом в той же Торе написано, что детей не следует наказывать за грехи отцов, а пророки Иеремия и Иезекииль особо настаивали на индивидуальной ответственности, так что, по объяснениям богословов, потомки наказываются, если они уподобляются предкам в беззакониях. Но даже ученикам Христа это не всегда было ясно — они спрашивали, не потому ли иерусалимский нищий родился слепым, что чем-то провинились его родители?
- За неподобающее поведение Хама по отношению к Ною был проклят не сам Хам (его Бог благословил), а его сын Ханаан, обреченный быть рабом детям остальных братьев. Но для книги Бытия типично, что под видом повествований о родоначальниках предсказывается судьба целых народов, а это предсказание сбылось, когда евреи покорили Ханаан: какая суровая кара ни была, Хам по сравнению с его потомками, как они представлены в Торе — кроткий агнец.
- Иудейский царь Манассия, согласно Библии, каких только непотребств не творил - но благополучно царствовал более полувека и умер в своей постели, поскольку бог благословил род его предка Давида. За грехи Манасссии был наказан его внук, праведный царь Иосия (а за компанию с ним - и вся страна).
- Евреи, требовавшие распять Иисуса. «Кровь его на нас и на детях наших». Печально известное место Евангелия, излюбленное антисемитами (хотя ещё Иоанн Златоуст говорил, что это всего лишь иудейская запальчивость, не влекущая наследования вины автоматически).
- Аверсия в учении о первородном грехе: апостол Павел в послании к Римлянам это объясняет.
- Легенда о Лэмбтоновском Черве: после победы над оборзевшим змием молодому Джону Лэмбтону (кстати, вызвавшему этого гада своим безбожным поведением) надлежало зарубить мечом первого, кто выйдет к нему навстречу. Иначе семь поколений рода Лэмбтонов умрут не своей смертью. Специально для этой цели слуги собирались выпустить любимого пса сэра Джона, но на радостях первым к победителю выбежал обрадованный папа. Джон решил, что в таком случае не грех и сжульничать, и зарубил таки собачку. После чего все его потомки до седьмого колена действительно погибали не своей смертью.
- Чешская легенда о потомках убийцы святого Станислава: раз в году в день памяти святого они будут превращаться в волков. Когда одного из потомков в этот день убили охотники, проклятие ушло.
Театр[править]
- «Дорога без возврата», по мотивам «Ведьмака» Анджея Сапковского. Убийцы Лары Доррен аэп Шиадаль и Крегеннана из Леда получили на прощание пророчество (надо сказать, здесь смесь пророчества Лары и Крегеннана и куда более известного пророчества Итлины):
Лара:
Дочь наша подрастет, взрастив кровавой мести
На древе жизни сочные плоды.
Утонет мир в крови, предательстве и лести
Брат брату не подаст глотка воды.
Крегеннан:
Лара, Крегеннан:
Час ледяного хлада, час презренья,
Кровавой дани, ледяной пурги,
Из первых будет жить лишь тот, кто без сомненья
За Ласточкой пройдет в земном пути.
Ребёнок Ласточки смешает все колоды,
Фигуры вычурные сбросит со стола,
Падут династии, границы и народы,
Империи в презренья час сгорят дотла.
Литература[править]
Русскоязычная[править]
- «Упырь» Алексея Толстого: согласно старинной поэме «Как филин поймал летучую мышь…», род Сугробиных идет от женщины (балканской аристократки Марфы Островичевой), впустившей головорезов своего любовника — рыцаря по имени Амвросий Телара, в замок мужа. Заколотый муж успевает выдать такое проклятие:
Над Марфой проклятие мужа гремит —
Он проклял её, умирая:
«Чтоб сгинула ты и чтоб сгинул твой род,
Сто раз я тебя проклинаю!
Пусть вечно иссякнет меж вами любовь,
Пусть бабушка внучкину высосет кровь!
И род твой проклятье моё да гнетёт,
И места ему да не станет
Дотоль, пока замуж портрет не пойдёт,
Невеста из гроба не встанет
И, череп разбивши, не ляжет в крови
Последняя жертва преступной любви!»
Хотя подлинность происходивших в повести событий остается под сомнением, всё как будто складывается в полном соответствии с предсказанием.
- «Хроники странного королевства»: оба проклятия Кендара Завоевателя не причинили никакого вреда ему самому, но хорошенько проехались по его детям. Первое просто и без затей убило большую часть семьи. Второе превратило его сына и внука в бесчувственных выродков, да ещё и способствовало их вступлению на престол. Вот как опасно бросать практикующую ведьму…
- Артуро Сан-Барреда пытается косплеить сабж после приведения доказательств преступлений его отца (включая повешение беременной женщины). Неудачно, ибо Артуро сам та ещё скотина.
- «Отблески Этерны» — круче всех отжёг Ринальди Ракан, которого неправым судом судил брат Эридани. Вместо того, чтобы проклясть непосредственного виновника своих несчастий, он зачем-то проклял последнего в роду своего брата: « Пусть твоё последнее отродье четырежды пройдёт то, что по твоей милости прохожу я!» Ай, молодца!
- По не подтверждённым автором данным проклятье пало не только на потомков Эридани, но также зацепило и потомков всех участвующих в суде. Это уж получается «Ай, молодца!» даже не в кубе, а в Леворукий знает какой степени, потому что в суде участвовали все эории, то бишь хранители Кэртианы.
- «Двум смертям не бывать» Н. Шнейдер — благородный рыцарь, подавляя очередное крестьянское восстание, отказался помиловать одного из мятежников (кстати, своего бастарда). В отместку мать казнённого прокляла рыцаря и его род: в девяти поколениях потомков сыноубийцы никто из мужчин не доживает до 22 лет — именно столько было убитому. Род в итоге держится лишь на женщинах и внебрачных детях: на них проклятие не распространяется, но стоит только кому-то из членов рода признать своего бастарда и дать ему статус законного сына — и тот тоже не доживает до 22.
- Что наводит на вопрос — а что мешало подождать пока бастард достигнет 23-х и уже тогда признавать?
- Если обязательным условием узаконивания является признание со стороны отца — то банальная биология: маловероятно, что твой бастард достигнет возраста 23 лет раньше тебя самого поскольку для этого ему, что логично, надо родиться раньше тебя самого.
- Что наводит на вопрос — а что мешало подождать пока бастард достигнет 23-х и уже тогда признавать?
- «Волкодав» — сотни лет назад купец сбил повозкой играющего на дороге ребёнка и уехал, не оглянувшись. И с тех пор мать погибшего мальчика, Каттим, бродит живым мертвецом, ища убийцу, чтобы отомстить, не сознавая, что убийца-то давно сам умер, и расплачиваться придется невиновному потомку. И ведь нашла-таки!
- А Всадник и вовсе топит встречные корабли без всякой системы, без конкретного адресата, просто потому что попались на пути. Хоть некоторых людей и может отпустить живыми.
- С. Лукьяненко, «Атомный сон» — система запуска ракет, которая должна сработать через много лет после начала войны, нанеся ядерный удар по вероятному (на момент создания системы) противнику, так и называется — «Отложенное возмездие». Система абсолютно автономна и так хорошо защищена, что отключить ее можно только ценой своей жизни. О том, что начать войну может какая-то третья сторона и в итоге ядерными фугасами закидают не того, создатели системы не подумали. Также отложенным возмездием называется символ, который дракон вырезает на лице человека, чтобы в итоге его убил другой встреченный им дракон.
На других языках[править]
- «Песнь о Нибелунгах» — Кримхильда долго осуществляла план, чтобы отомстить Хагену за смерть мужа.
- А. Дюма, «Граф Монте-Кристо» — с прикрученным фитильком: характеризуя свои намерения цитатой из священного писания «Вина отцов падёт на их детей до третьего и четвёртого колена», в реальности граф оказывается не столь кровожадным. Сына Фернана он собирается убить на дуэли — но не убивает; идею отравить дочку Вильфора её мачехе подаёт — но потом сам же защищает девушку от яда, узнав, что в неё влюблён Моррель-младший. А вот младшему сыну Вильфора не повезло, хоть его-то смерти Монте-Кристо как раз и не желал.
- Родовое проклятие — классический элемент готического романа. Ну и произведений, так или иначе воспроизводящих его антураж, например — «Собаки Баскервилей». Хотя здесь оно в итоге получает вполне материалистическое объяснение, но это касается лишь сэра Чарльза и сэра Генри. Что послужило причиной более ранних загадочных смертей в роду Баскервилей, упоминаемых в манускрипте, так и остается неизвестным. Впрочем, во всём цикле о Холмсе на вопросы даются рациональные ответы, так что наверняка все Баскервили помирали от земных причин.
- Точнее — в манускрипте рассказывается о смерти злодея Хуго Баскервиля. А после него осталась лишь вера в проклятие — но нет ни единого упоминания о смертях других членов семьи. Между Хуго в 17-м веке и Чарльзом в конце 19-го нет никаких странных смертей, связанных с собакой. Во всяком случае, в тексте повести.
- Сильмариллион: Нолдор же! Феанор в приступе жажды вселенской справедливости натворил дел, после чего почти сразу же погиб, а его потомки и сопричастные расхлебывали последствия тысячелетиями (!). Точнее, собственно дом Феанора после Первой эпохи (длившейся столетия, а не тысячелетия) в основном отмучился, остался один-единственный внук Келебримбор (но у внука были свои тараканы в голове, типа «А чем я хуже дедушки?»). А вот все прочие нолдор — они и впрямь расхлёбывали последствия до самого конца Третьей Эпохи.
- Владимир Короткевич, «Дикая охота короля Стаха» — поднявший восстание крестьянский король Стах убит своим товарищем во время охоты. Перед смертью проклял убийцу «до двадцатого колена» (в русском переводе — до двенадцатого). Древнюю легенду решил использовать шляхтич (причем прямой потомок пособника убийцы!), живший неподалеку от поместья последней из рода Яновских, проклятого Дикой Охотой…
- По сути, сюжет «Собаки Баскервилей», но Короткевич давит педаль в пол: вместо суперпрофи Шерлока Холмса — случайно попавший на место событий молодой этнограф, а вместо одного Стэплтона с собакой — целая банда отморозков!
- С. Лем, «Сказка о трёх машинах-рассказчицах короля Гениалона» — зигзаг. Малапуция Хавоса, философа с планеты Легария, современники почитали, а вот у потомков, на собственной шкуре узнавших, какой армагеддец настанет, если воплотить в жизнь утопические идеи, отношение к почившему три века назад мудрецу изменилось настолько, что группа учёных, организовав орден воскресенцев-молотобойцев, ежевечерне поднимает Хавоса из гроба — чтобы вогнать обратно. И да, соседний троп тут ни при чём: как выясняет случайно ставший свидетелем экзекуции конструктор Трурль, «благодетель Легарии» и в загробной жизни не оставил мечтаний окончательно и бесповоротно осчастливить своих земляков.
Телесериалы[править]
- «Звёздный путь» — клингоны следуют этому правилу. Когда малолетний Торал, сын Дураса, попадает в руки Ворфа, Курна и других положительных клингонов, то Курн отдаёт честь убийства врага Ворфу (особенно из-за того, что Дурас убил возлюбленную Ворфа, да и отец Дураса был предателем и виновен в гибели их родителей, а тётки Торала пытались узурпировать власть), однако Ворф (проживший почти всю жизнь среди людей) отказывается и не даёт Курну нанести удар. Позже, когда это Ворфу аукнется, то его откровенно называют трусом и дураком за то, что не убил Торала когда мог.
- «Ералаш» — в серии «Месть Курочкина» мальчик записывает в тетрадь всё, что с ним делает один школьный хулиган, и планирует в будущем записаться в секции карате, кунг-фу и айкидо и накачать мышцы, чтобы отомстить ему за всё.
Мультфильмы[править]
The Witcher: Nightmare of the Wolf — Тетра решила отомстить всем ведьмакам, потому что когда-то один не чистый на руку убил ее мать.
Комиксы[править]
- Супермен — у генерала Зода был давний счёт с Джор-Элом. Но когда он наконец освободился из Фантомной зоны, то узнал о гибели Криптона и Джор-Эла. Но, к его радости, его сын Кал-Эл всё ещё жив. Так что «На колени перед Зодом, сын Джор-Эла!»
Аниме и манга[править]
- «One Piece»: ситуация с доном Чинджао — пример на грани пародии. Когда Гарп в прошлом побил дона, вбив ему обратно в череп знаменитую «шишку»-рог, то не только унизил его, но еще и лишил возможности достать сокровища из-под ледника (да, он колол лед головой). «Безрогий» Чинджао хочет отыграться на внуке Гарпа Луффи и между делом заявляет, что если бы раньше узнал о происхождении Драгона (сына Гарпа), то попросту не дал бы главному герою родиться. Получив по башке и отрастив в результате новый рог, буйный дед поутих и больше не угрожал Луффи. Зато потом, попав в ловушку Дофламинго… тоже обещал «мстить внукам» обидчика (у которого и детей-то еще нет). А когда Чинджао повздорил с внуком, и тот свернул ему новый рог набок, ехидные фанаты дружно представили, как злопамятный старик теперь будет мстить своим... ПРАПРАВНУКАМ. В итоге только порадовался что «смена растёт».
- «Основатель Тёмного пути» — Чан Цыань, очень зло пошутивший над маленьким мальчиком, вряд ли даже вспомнил об этом, умирая... а вот его наследник и клан за эту шутку поплатились очень жестоко. Особенно наследник (хотя ему, по-большому счёту, пришлось расплачиваться за делишки уже самого Сюэ Яна, которые тот в своём воображении не мудрствуя лукаво скинул на него).
Видеоигры[править]
- Final Fantasy XV — сокрушительно возмездие Ардина роду Люцисов Кэлумов и королевству Люцис по своей отложенности пробивает педалью земную твердь. Хотя, справедливости ради, если бы не Бесития, то его бы могло и не случиться.
Реальная жизнь[править]
- В реальной жизни порой встречается у народов, признающих кровную месть. Особенно если месть идет за другую месть…
- Также реальным родовым проклятием являются наследственные болезни. Классический пример — гемофилия, передающаяся по женской линии, от которой страдают не сами женщины, а их дети мужского пола.
- Если совершенное когда-то человеком плохое деяние затем совершается с его детьми (сам был булли — травят ребёнка[1], кого-то покалечил — ребёнок родился калекой и т.д.), суеверными людьми это нередко воспринимается как сабж.
Примечания[править]
- ↑ Хотя тут как-раз связь вполне может просматриваться достаточно четко и без всякой мистики: как минимум, психологические проблемы родителей часто отражаются на детях (а типичные психологические проблемы булли и их жертв не так уж и отличаются друг от друга), как максимум, если речь о замкнутом обществе (а откуда иначе суеверным соседям знать о подростковых грешках взрослого на данный момент человека), ребенка могут травить именно за отжиг его родителя (а если отжигал не родитель, а старший брат/сестра, с которым успел пообщаться в целом тот-же коллектив, это прямо таки не редкость).