Полиция
Полиция — современное наименование структуры, ответственной за контроль государства над своими гражданами. Долгое время в России называлась милицией, затем после очередной распильной реформы вдруг поменяла название, не изменив при этом своей сущности. В зависимости от государства и соответствующее отношение к полиции — где-то как в США люди стараются сотрудничать с ментами, в том числе активно стучат на ближних, в странах же пространства СНГ отношение к полицейским структурам традиционно негативное, полицейских именуют ментами, в основном их не любят и для этой нелюбви есть море причин, в том числе из-за того, что многие полицейские ведут себя недостойно и превышают полномочия.
В России была названа так по аналогии с западной полицией, а так долгое время именовалась милицией.
Суть[править]
Если брать ситуацию в России, то сталось так, что любой мент — царь и бог, если смотреть на список его полномочий, технические и материальные возможности. Так, граждане всегда по умолчанию неправы, если до них домогается мент — в связи с тем, что есть статейка «о неподчинении законному распоряжению сотрудника органов внутренних дел», которая предусматривает ответственность не для охочего мента, а для граждан, которые в принципе при желании не могут его просто отшить и делать, то, что они хотят. Статья может широко трактоваться, поэтому под неподчинение может попасть что угодно — даже банальный отказ предоставить паспорт на проверку, не говоря уже об игнорировании приказов ментов во время акций протеста.
В информационном отношении любой мент имеет самый полный доступ ко всем информационным базам страны, таким образом, он способен нарыть компромат на кого угодно, знать его передвижения, счета, собственность, стиль жизни, увлечения и т. д. Так как наказуемости за незаконный просмотр чужой инфы нет, то менты и бесятся от радости и смотрят все, что только возможно.
Существует так называемая ментовская солидарность. Например, дорожные менты не будут трогать своего, который нарушил за рулем. В то же время ментов ненавидят на зонах, поэтому стала распространённой практика, когда их просто садят в специализированные тюрьмы «для ментов» (чтобы их там не калечили).
В психологии обычных граждан полицейский — некое универсальное зло, от которого ищи только проблемы. В этой связи многие предпочитают игнорировать или умалчивать информацию о преступлениях (чтобы потом «менты не затаскали»), стараются уклоняться от наложенных государством обязанностей, также максимально стараются быть в тени (из принципа «чтобы менты мной не заинтересовались») — типичный пример, когда арендодатели никак не оформляют своих жильцов и не позволяют им оформлять временную регистрацию только из-за боязни того, что данные станут известны ментам, после чего хорошая жизнь закончится.
По факту менты часто бездействуют, они не любят расследовать дела о клевете и оскорблениях граждан. По факту, даже совершив уголовное преступление, можно избежать ответственности из-за бездействия «органов». Главное — не совершать убийств и других тяжких преступлений. При этом особо одаренные менты копаются в делах и ищут зацепки для «интересных» дел, которые потенциально могут принести им неформальный доход в виде припугивания одной из сторон дела так, чтобы эта сторона начала нести деньги. А у московских ментов, например, есть понятие «цены вопроса» — так, на малые дела с небольшой суммой ущерба они даже смотреть не будут, зато ухватятся мертвой хваткой за дела с хорошими суммами.
Популярны угрозы обращения в полицию как ИРЛ, так и в интернет-разборках. Далеко не всегда они реализуются на практике, могут быть и просто для вида (так как нет желания реально взаимодействовать со следователем, тратить время на дачу показаний и т. д.).
Советская милиция[править]
В советское время милиция была важной структурой для поддержания порядка в стране. Советской пропагандой, средствами массовой информации активно пиарился позитивный облик милиционеров. В целом их в обществе уважали и сотрудничество с милицией не было чем-то зазорным. В принципе это не удивительно с учетом, что советская милиция ставила задачей помощь гражданам в борьбе с криминалом. В целом позитивный советский настрой показывают кинокартины того времени: Место встречи изменить нельзя, Инспектор ГАИ, Джентльмены удачи, Петровка 38, Бриллиантовая рука и др.
Лихие 90-е[править]
После развала совка милиция фактически сплелась с криминальным сообществом и, по существу, занималась разбоем населения. В это время стали создавать и расширять имевшиеся ментовские посты на основных дорогах и на выездах из городов — с целью шмона простых граждан. Особенно в это время менты лютовали в Москве, где пытались ловить всех прохожих за отсутствие регистрации (которая требовалась в течение 5 суток с момента прибытия в город). У многих вымогались деньги, кого-то просто избивали и незаконно доставляли в изолятор, где также били. В итоге за 90-е у милиции сложилась очень плохая репутация в постсоветском обществе, выходило даже так, что ментов боялись даже больше, чем простой криминал.
Реформирование[править]
В ряде стран пошли на коренное реформирование полиции, чтобы повысить ее авторитет (Грузия, Украина), в том числе применялись тактики полной кадровой чистки, а также введение жестких санкций для сотрудников за малейшие нарушения. В конечном счете, например, в Грузии доверие к полиции восстановилось и теперь у людей нет видимого пренебрежения к этой структуре.
В России в результате реформы сменилось только название и форма полиции, сущность осталась прежней, скандалы в высшем руководстве сохранились, поведение сотрудников не сильно-то изменилось, как и отношение к гражданам. Вскоре также началось формирование т. н. Росгвардии — структурной надстройки, которая должна держать в узде как рядовых граждан, так и ментов.