Презумпция вины
Вкратце
Докажи, что не верблюд
Презумпция вины, как явствует из названия — антитроп к презумпции невиновности. Героя по умолчанию считают виновным в неблаговидных поступках и намерениях или скрытии нежелательного для него социального статуса, и требуют явных доказательств обратного. Зачастую подобная особенность судопроизводства — способ облегчить работу сажающей в промышленных масштабах власти, переложив бремя доказательства на самого подозреваемого. Другой вариант — отношение ксенофоба к своим противникам: любой, принадлежащий к опасной группе хотя бы по внешним признакам, по умолчанию считается виновным, и только с большим трудом может доказать обратное.
Примеры[править]
Литература[править]
Русскоязычная[править]
- «Повесть о Ходже Насреддине» — практически все представители власти (даже бывшие, как Агабек).
- «Раз уже схвачен и сидит в тюрьме, то почему бы на всякий случай не отрубить ему голову?» (хан кокандский).
- Инверсия: «У тебя на допросах все показывают одними и теми же словами. Что подумают жители, что скажет войско, если Ядгорбек будет схвачен по такому смехотворному поводу? Здесь что-то весьма не чисто у тебя, как я вижу» (он же).
- Строго говоря, даже здесь хану не нравится зазнайство Камильбека, а не сам факт наказания невиновных.
- Владимир Войнович, «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» — майор Фигурин давит педаль в пол: «ПОДОЗРЕВАЕМЫМИ ЯВЛЯЮТСЯ ВСЕ. ПОДОЗРИТЕЛЬНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ ТОТ, КТО ЗАМЕЧЕН В ЧЕМ-НИБУДЬ ПОДОЗРИТЕЛЬНОМ. НАИБОЛЕЕ ПОДОЗРИТЕЛЕН ТОТ, КТО НИ В ЧЕМ ПОДОЗРИТЕЛЬНОМ НЕ ЗАМЕЧЕН. КАЖДЫЙ ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ МОЖЕТ СТАТЬ ОБВИНЯЕМЫМ. ПОДОЗРЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ДОСТАТОЧНЫМ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ АРЕСТА. АРЕСТ ОБВИНЯЕМОГО ЯВЛЯЕТСЯ ДОСТАТОЧНЫМ И ИСЧЕРПЫВАЮЩИМ ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ ЕГО ВИНЫ» (капс лок - в оригинале).
- «Меганезия» — мигранта из мусульманской страны подозревают в терроризме и требуют раздеться, чтобы продемонстрировать отсутствие бомбы.
- Незаконного мигранта, тайно пробравшегося на территорию страны в запечатанном контейнере с техникой.
- Владимир Коваленко, «Кембрийский период» — церковный суд:
— Обвинения несут характер подозрений.
— И я должна доказывать, что подозрения необоснованны? А почему не наоборот?
— Настоящий суд не исходит из презумпций. Его цель — установление истины.
С прикрученным фитильком, так как потом все же оправдали, опираясь на презумпцию невиновности.
- Басня Крылова «Волк и Ягнёнок» — зигзагом. Волк выдумывает повод, чтобы дать себе законное право съесть Ягнёнка за дерзость, а Ягнёнок вынужденно оправдывается. Но в конце концов, когда все аргументы Волка опровергнуты, он обвиняет Ягнёнка в том, что его не любят другие овцы и их пастухи с собаками, а также в том, что ему, Волку, кушать хочется. Тут уж суд с презумпцией вины превращается в чистый разбой, потому что Ягнёнку и говорить в свою защиту запрещено.
На других языках[править]
- Хрестоматия — «Алиса в Стране чудес». Пример с судилищем над Вальтом, который заколебался доказывать Королеве, что он не писал какую-то левую маляву, которую, в свою очередь, ему подсунули, в итоге забил и отказался продолжать опасную для разума беседу. Особо меметичен случай с постпредом Этой страны в Совбезе ООН Василием Небензей, который зачитал этот отрывок прямо на заседании в оригинале, как ответку на абсурдные доводы оппонентов по поводу отравления Скрипалей. Вышло так себе (взрослый дядька опускается до срача в стиле «Сам дурак!»), но любые альтернативы выглядели хуже, пришлось выбирать меньшее из зол.
- Марк Твен, «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» — короля и его первого министра, путешествующих инкогнито, хватают для продажи в рабство.
Король загремел:
— Пусть этот вор и подлец докажет, что мы не свободные люди.
Он знал свои законы, но знал, как обычно знает большинство: букву закона, а не закон в действии. Оратор сказал:
— Если вы не знаете законов своей страны, пора вам с ними познакомиться. Для нас вы люди чужие, вы не станете этого отрицать. Быть может, вы свободные люди, мы этого не отрицаем; но, может быть, вы и рабы. Закон ясен: он не требует от рабовладельца доказательств, что вы рабы, он требует от вас доказательств, что вы не рабы.
- Э. М. Ремарк — в исполнении военной жандармерии выглядит так:
— Ищейки проклятые, — бранился какой-то солдат, обросший черной щетиной. — Наели себе морды по тылам! Обращаются с нами, точно мы преступники!
— Под Сталинградом, — заметил другой, — они тех, кто отбился от своей части, пачками расстреливали как дезертиров!
- Дэвид Вонг, «В финале Джон умрёт», особенно продолжения — именно так все относятся к главгероям.
- Лион Фейхтвангер, «Чёрт во Франции» — французские власти считают всех, прибывших из Германии, «пятой колонной», и изолируют в специальных лагерях.
- Стефани Цвейг, «Нигде в Африке» — то же касается и беженцев из нацистской Германии в Британию. Даже евреев.
Кино[править]
- «Особое мнение» — весь сюжет основан на презумпции вины тех, кто, по мнению тройки ясновидцев, совершит убийство в будущем. В финале экспериментальным образом доказали, что они могут ошибаться — и на основании этого свернули программу, хотя одна ошибка на тысячи случаев — это отличная статистика.
- Впрочем, человека, которого в начале фильма схватили с ножом в поднятой руке прямо над телами его будущих жертв буквально за секунду до удара, сложно считать «невиноватым» — его бы и сейчас осудили бы за покушение на убийство. Что же касается конкретно «особого мнения» одной из ясновидящих, то оно оказалось ещё точнее — она увидела второе убийство, которое знавший принципы работы этой системы убийца совершил сразу же после того, как было успешно предотвращено первое покушение
Телесериалы[править]
- «Необъяснимое» — педаль в пол: изнасилованную девушку в полиции прессовали так, что она отказалась от своего заявления. Тогда полиция возбудила против неё дело за дачу ложных показаний.
- «Чёрное зеркало», 1-й эпизод 3-го сезона — с обладателями низкого социального рейтинга обращаются как с заведомо виновными.
- «Место встречи изменить нельзя» — зловещая фраза Жеглова по поводу Груздева: «Запомни, Шарапов, наказания без вины не бывает. Ему надо было просто вовремя со своими женщинами разбираться и пистолеты не разбрасывать где попало».
- «Parks and Recreation» — попробуй-ка, Лесли, докажи, что это не ты поселила пчёл в забор между Пауни и Иглтоном.
Аниме и манга[править]
- Psycho-Pass. Системе плевать, что преступный коэффициент вырос у заложницы из-за стресса.
- Koe no Katachi — социальный пример. Бабушка Нисимии Сёко по отцу, узнав о глухоте своей внучки, говорит, что та не могла родиться глухой просто так, у этого есть глубинная причина. Наверное, Сёко в прошлой жизни совершила какой-то страшный грех. Или, может быть, грех совершила её мать. Отца Сёко, своего сына, она в этот список не включает: у них-то в семье все были нормальные!
Видеоигры[править]
- Chrono Trigger — в Гардии суды очень специфические: Кроно по факту оказывается виноватым изначально и разбирательство просто определяет статью. А при суде над Королем обвинитель прямо требует у него доказать свою невиновность.
- The Elder Scrolls — в Тамриэле со времен пророка Марука действует презумпция вины. Именно поэтому любой стражник имеет право обыскать протагониста, а в случае неповиновения — применять оружие.
- Вообще-то, обыскивают они только если они или свидетель видели протагониста за чем-то преступным. Более того, в Скайриме, если есть подозрение что он что-то стащил, но за руку не поймали, приходится нанимать громил, а не просить стражу его обыскать.
- Among Us — обычное дело в каждой катке игры. Ради спасения своей задницы предатель готов обвинить невиновного игрока в убийстве. Особенно пикантно будет, если сам невиновный окажется рядом с трупом.
- Neverwinter Nights — суд над молодым варваром из союзного Невервинтеру клана, убившему солдата армии Невервинтера. Слушая показания свидетелей и выступление адвоката (протагониста) Присяжные могут поднять меч (виновен) или факел (невиновен). При этом для успешной сдачи квеста (оправдания) нужно набрать определенное количество факелов, то есть голоса сомневающихся присяжных (стоящих с пустыми руками) при финальном подсчёте всё равно зачтутся, как "виновен".
Реальная жизнь[править]
- В принципе, все нижеприведённые примеры из правовой практики развитых стран показывают, что в современном мире презумпция невиновности как неоспоримый принцип используется исключительно в УГОЛОВНОМ законодательстве.
- Пароли — если где-то была вероятность компрометации (и чем пароль важнее, тем ниже эта вероятность принимается как значимая), значит, пароль скомпрометирован и подлежит замене.
- Финансы:
- Вопрос происхождения денег: если не получается обосновать их происхождение (документально, а не просто «скопил под матрасом за 20 лет»), значит, они криминальные.
- Любое предложение вложить или пожертвовать деньги стоит рассматривать как мошенническое, пока нет серьезных доводов в пользу обратного.
- Доказательная медицина — презумпция неэффективности. Если ваш препарат не имеет полученных по стандартным правилам доказательств эффективности, то препарат — фуфломицин, а вы — шарлатан. Нет, ссылка на то, что его применяли поколения предков и помогало, доказательствами не являются.
- Поколения предков могли использовать опий при головной боли. И он помогал (поскольку морфин обладает анальгетическим действием). А потом оказалось, что безопаснее устранять головную боль ибупрофеном, диклофенаком или обычным аспирином, который ацетилсалициловая кислота. А при некоторых видах головной боли требуются MRI головного мозга, хирургическое вмешательство и противоопухолевые препараты и процедуры.
- Были и иные фуфломицины, некоторые — древние, вроде корня мандрагоры, некоторые — не очень (корвалол, валидол, ноотропил, эссенциале, ЛИВ-52, оциллококцин, арбидол и т. п.). ИЧСХ, кое-кому они приносили облегчение за счёт эффекта плацебо. Но это не мешало им оставаться фуфломицинами, никак не устраняющими причину недуга.
- Корвалол и валокордин вроде бы вполне действующие препараты. Но во-первых в основном симптоматические (что само по себе не означает, что рассматриваемый препарат - не медикамент), во-вторых со множеством побочных эффектов. А их основное действующее вещество в некоторых странах отнесено к наркотикам (что, в принципе, означает как раз то, что это вполне действующее вещество. Просто в целом более вредное, чем полезное). Всё-таки не стоит валить в одну кучу плацебо, симптоматические препараты (как будто это само по себе что-то плохое) и медицинские средства, которые просто "пережили свою полезность" с точки зрения сегодняшнего уровня развития науки и техники.
- В Древнем Риме, если рабовладельца убивали, казнили всех рабов, находившихся в это время рядом — кто-то из них мог убить или, по крайней мере, не защитить хозяина.
- Там же с прикрученным фитильком — если раб совершил кражу, хозяин обязан возместить ущерб пострадавшему. Не то чтобы владелец раба считался вором в таком случае, но оправдание «я не знал, оно само» не прокатывало. Если ты покупаешь раба, изволь проверять, что он не хулиган. Не проверил — сам виноват.
- Тут всё логично, хозяин несёт ответственность за действия своего имущества.
- Там же с прикрученным фитильком — если раб совершил кражу, хозяин обязан возместить ущерб пострадавшему. Не то чтобы владелец раба считался вором в таком случае, но оправдание «я не знал, оно само» не прокатывало. Если ты покупаешь раба, изволь проверять, что он не хулиган. Не проверил — сам виноват.
- В Древнем Израиле, если изнасилование происходило за пределами города («в поле»), предписывалась презумпция вины в отношении мужчины: жертва кричала, но никто не услышал. А вот если в городе — то в отношении женщины: если это изнасилование, почему не кричала? Могли угрожать оружием, запугать, придушить? Не считово, прелюбодейка, камнями её!
- Дорожная полиция, в зависимости от местного законодательства, может исходить как из презумпции невиновности (автомобиль не заявлен в угон — значит, не угнан), так и из презумпции вины (человек за рулём не может предъявить документ о собственности либо доверенность от владельца — значит, это угонщик).
- Отказывается «дунуть в трубочку» — значит пьяный.
- При ДТП, если не доказано обратное, действуют принципы:
- Виноват тот, кто сзади — не держал дистанцию или зазевался.
- Виноват тот, кто покинул место ДТП — есть что скрывать.
- Аналогично и со сбитыми пешеходами: сбил — значит не соблюдал скоростной режим позволяющий вовремя успеть затормозить (сбрасывать скорость нужно при знаке «осторожно дети!», если стоящая фура закрыла обзор так что не видно есть ли рядом люди, и т.п.). И даже просто подъезжая к пешеходному переходу, ты должен смотреть, не движуться ли в его сторону люди, а проезжать переход нужно на такой скорости, которая позволит в случае появления пешехода остановиться.
- Собственно, почему и оговорка «если не доказано обратное». Если передний подрезал или вдруг резко сдал назад — скорее всего, это будет видно по тормозному следу. По опыту автора правки — с шансами «обоюдка», передний виноват в небезопасном манёвре, задний в несоблюдении дистанции.
- Что же до «покинул место ДТП» — 1. Нарушил правила, требующие зафиксировать обстоятельства. 2. Не оказал помощь пострадавшим. 3. Оставление места ДТП — само по себе два года пешком.
- Более того, отступления от презумпции невиновности в административных делах, связанных с автотранспортом, официально закреплены в КоАП.
- Консульские службы некоторых стран (например, США) по умолчанию подозревают соискателя визы в миграционных намерениях и требуют от него доказать обратное, подтвердив уровень доходов, владение недвижимостью и т. п.
- В СССР, затем в РФ при расторжении брака действовала презумпция совместной ответственности супругов по долгам любого из них, возникшим в период семейной жизни (ныне отменена).
- Де-факто действует в Японии. С задержанным обращаются как с уже доказанным преступником. Де-юре, конечно, работает презумпция НЕвиновности, и обвинение обязано доказывать вину, и если вина не доказана, человека отпускают… но даже тогда сам факт пребывания в тюрьме может разрушить жизнь.
- А вообще эта идея виновности в странах рисовой культуры была ещё с античности и тесно связана со страхом потерять лицо.
- Общественная травля, сопровождающая обвинения в сексуальных домогательствах, построена именно на этом тропе и может не прекращаться даже после того, как невиновность подозреваемого будет доказана в суде.
- Аналогичная ситуация происходит и с обвинёнными в растлении несовершеннолетних. Совсем вопиющими являются случаями, когда во взаимном растлении обвиняют двух подростков, занявшихся сексом по согласию — хотя негласно виноват всегда парень.
- А до XX века — наоборот: если леди оказалась наедине с мужчиной, не являющимся ни её родственником, ни священником/монахом, ни её слугой, это называлось скомпрометированность, и её репутация оказывалась безнадёжно и неоправданно испорченной.
- Отдельный идиотизм заключался в том, что в некоторых странах чтобы избежать "наедине" достаточно было компании коня. Видимо, уж конь-то не допустит, чтобы в его присутствии с дамой чего сотворили.
- В XXI веке встречается как этот вариант, так и обратный: до суда доходит от 30 % до 3 % (в зависимости от страны) дел об изнасиловании. В России — около 5 %, согласно данным центра помощи жертвам сексуального насилия «Сёстры» (верить ли этим данным или нет пусть каждый решает сам). Про скотское отношение как общества, так и полиции к жертвам насилия даже говорить не хочется, но по факту всё очень плохо: по данным опроса ВЦИОМ от 2016 года, 44 % опрошенных считают, что жертва сама виновата или спровоцировала нападение. Жертвы не выдерживают травли, которой их подвергают в полиции и в обществе, и отказываются от разбирательства
- Школьные учителя, устав от плохого почерка учащихся, иногда вводят такую политику — раз написано непонятно, значит написано неправильно.
- В общем-то логично, если учесть, что как чистописание (унификация ручного начертания символов), так и орфография служат одной цели - чтобы каждый носитель языка одинаково мог прочитать одно и то же слово, написанное любым другим носителем языка.
- Фактически действует в современной антидопинговой системе. С прикрученным фитильком, потому что юридически подозреваемый в читерстве имеет все возможности оправдаться и считается невиновным до тех пор, пока не доказано обратное. Практически после положительной допинг-пробы следует временное отстранение от соревнований и затяжное судебное разбирательство, которые в совокупности лишают спортсмена лучших лет карьеры и зачастую отбирают единственный шанс выступить на Олимпийских играх.
- Интернирование граждан/подданных государств, с которыми ведётся война. Разрешено международным правом.
- В теории это ради их безопасности: вы же не хотите погромов и самосуда? На практике — как повезет.
- Интернирование или депортация собственных граждан/подданных — представителей этнических групп, подозреваемых в нелояльности. Не разрешено международным правом.
- Варно-кастовые системы. Если ты член определённой касты — сам виноват, будешь терпеть, что этой касте положено! Что-то не нравится? Можешь перейти в касту пониже[1]. Конечно, в данном случае вместо слова «вина» употребляется слово «долг», но не все понимают его «должным» образом.
- Интернетные споры, дамы и господа. Любой представитель «лагеря противника» (по убеждениям, по происхождению, по физиологическим характеристикам, да хоть по любимому персонажу в онлайн-игре) всегда заранее виноват во всех пороках, которые этому лагерю приписываются. Поэтому ругань и войны правок никогда не прекращаются, несмотря на их явную неэффективность.
- Подсвечено Карелом Чапеком в «Двенадцати приемах литературной полемики» за 70 лет до этого вашего Интернета. Все приведенные там приемы используются в современной Сети ежесекундно. В данном случае работает Прием номер 7: «противника обвиняют в каком-нибудь непотребном "изме" и потом разделываются с этим "измом"». Автор уточняет, что данный прием обычно употребляется в так называемых принципиальных полемиках. Ничего не изменилось...
- Целый ряд справок (о судимости, учете в дурке или наркологичке), которые требуют при трудоустройстве. С прикрученным фитильком — докажи, что у закона или врачей к тебе нет претензий, иначе на работу не возьмем, но доказывается элементарно (если проблем действительно нет).
- Регулярная переаттестация работников в некоторых организациях: по истечении определенного времени сотрудник считается профнепригодным для занимаемой должности, если не докажет обратного.
- Классика жанра: если в семье что-то испортилось, сломалось или потерялось, первым подозреваемым (а заодно и козлом отпущения) становится ребёнок. Просто потому что это ребёнок.
- ↑ Кстати, не всегда, особенно если принадлежность к касте (сословию) накладывает не только привилегии, но и специфические обязанности.