Вторжение в дом
«Мой дом – моя крепость! »
Вторжение в дом (англ. Home Invasion) — это, представьте себе, не только когда кто-то незаконно вламывается в чужое жилье, но и целый поджанр о том, как кто-то, вы не поверите, незаконно вламывается в чужое жилье. Ну, или проникает туда обманом. Правда, в уголовном кодексе достаточно самого факта незаконного проникновения, тогда как для соответствия поджанру хозяева при этом должны находиться дома — на том и строится конфликт произведения.
Нет ничего хуже, чем когда утверждение «мой дом — моя крепость» оказывается посрамлено. Во-первых, когда тебя грабят — это само по себе плохо. А когда при этом ещё и избивают — ещё хуже. Мало того: преступники могут захотеть подстраховаться, как-никак дохлые кошки не мяучат. А между тем у вас очень красивая дочка. Да и жена ещё вполне себе ничего…
В общем, чаще всего подобные истории являются триллерами, а то и фильмами ужасов. Если хозяева жмотятся сказать налётчикам, где спрятаны деньги, или же налётчики оказываются полными отморозками, либо изначальной целью взлома было насилие, кино может превратиться и в пыточный хоррор. Тем не менее, иногда в данном поджанре встречаются и комедии.
В редких случаях именно взломщик является протагонистом, а хозяин — злодеем. А иногда — оба хороши, но кто-то из них все-таки лучше, за него мы и болеем.
Разумеется, никакой уважающий себя злодей не преминет расправиться со своей жертвой у неё дома, равно как и любой герой не откажется прикончить гадину у неё в логове. Чтобы отнести произведение к поджанру «Home Invasion» необходимо, чтобы основное противостояние происходило в доме между хозяевами и незваными гостями, либо чтобы вторжение являлось двигателем сюжета.
Где встречается[править]
Фольклор[править]
- Городские легенды, тысячи их!
- Самый известный сюжет — «Няня и незнакомец наверху». Молоденькая няня, оставшаяся сидеть с детьми в отсутствие их родителей, укладывает детей спать в комнате наверху, после чего ей начинает названивать с угрозами какой-то псих. Няня звонит в полицию, полицейские подключаются к телефонной линии и просят няню подержать незнакомца на телефоне, дабы отследить, откуда исходят звонки. «Ты давно проверяла детей?» — издевается преступник. К общему ужасу няни и полицейских, звонки исходят из того же самого дома… из спальни детей, куда преступник проник заранее[1].
- Другой вариант — «Няня и кукольный клоун». Родители детей звонят няне: «— Ну как у вас дела? — Все хорошо, только этот ваш кукольный клоун в человеческий рост, что сидит в детской, очень жуткий… (Пауза.) — Забирай детей и беги из дома!!! У нас нет никакого кукольного клоуна!»
- Еще один вариант — «Люди тоже умеют лизать». Ложась в постель, девушка свешивает руку и чувствует, как ее кто-то лижет. Она думает, что это ее собака… как вдруг видит, что с потолка свисает на веревке труп собаки, а на зеркале выведено кровью: «Люди тоже умеют лизать».
- Бесчисленное множество анекдотов про налетчиков. Например: Посреди ночи в дом вламываются два налетчика — большой и маленький. Большой:
— Будем грабить и насиловать!
Маленький:
— Нет, только грабить!
Большой:
— Будем грабить и насиловать!
Маленький:
— Нет, только грабить!
Большой:
— Я сказал, БУДЕМ ГРАБИТЬ И НАСИЛОВАТЬ!
Маленький:
— Нет, ТОЛЬКО ГРАБИТЬ!
Женский голос из темноты:
— А тебя, мелюзга, вообще не спрашивают!— Из одесских анекдотов. - Притча, записанная Абу-ль-Фараджем, о том, как в средневековой Сирии вор залез в дом. Хозяин дома: «Как не стыдно тебе, несчастный! Вижу на твоей шее крест. А как же заповедь „Не укради“?! Сам христианин, ты влез грабить христианина?!». Вор: «Добрый человек, не доводи до греха, дай мне спокойно забрать самое ценное и уйти. Вспомни Евангелие: Христос говорил, что „вор приходит не только украсть, но убить и погубить“. Ты скажи спасибо, что я дурной христианин и не все заветы Христовы исполняю!».
- «Три медведя» же!
Театр[править]
- Одна из новелл в пьесе С. В. Михалкова «Товарищи дети». Ну и разрыв шаблона ждал вора… В финале он исправляется.
Литература[править]
- А. Конан Дойл, рассказ «Воздаяние Чарльзу Огастесу Милвертону»/«Конец Чарльза Огастеса Милвертона»: отчаявшись найти на заглавного шантажиста управу законными методами, Холмс и Уотсон идут на крайнюю меру: тайно проникают в его дом, дабы уничтожить его коллекцию компромата. И становятся свидетелями того, как Милвертона убивает некая леди — одна из его прежних жертв.
- Джек Лондон, «Убить человека» — барышня просыпается от шороха в ночи и видит у себя дома забравшегося вора; однако тот неагрессивен, хоть и держит её под прицелом на всякий случай. Парень рассказывает о своём бедственном положении, в котором не в последнюю очередь повинен отец барышни. Она вроде как входит в положение, угощает вора виски и даже обещает устроить его на работу и одолжить необходимую довольно значительную сумму. Но тут оказывается, что барышня вызвала тревожной кнопкой подмогу, а потом она ещё и выхватывает пистолет у размякшего грабителя. Следует проникновенный монолог незадачливого грабителя о том, что женщинам нельзя доверять ни при каких обстоятельствах.
- О.Генри, рассказ «Родственные души» — с хэппи-эндом. Обаятельный домушник и его жертва оказались объединены общей бедой — болезнями суставов. И они делились друг с другом опытом лечения разными снадобьями. Как и в гайдаевской экранизации «Деловые люди».
- Cамуил Маршак, стихотворение «Старуха, дверь закрой!» — этого бы не случилось, не вздумай хозяева дома играть на спор в молчанку. И им ещё повезло, что воры оказались добрыми людьми и не прибегли к насилию…
- Трумэн Капоте, «Хладнокровное убийство». Основано на реальных событиях.
- Чарльз Буковски, «Убийство Рамона Васкеса». Тоже, к сожалению, на реальных событиях — убийстве престарелого актера-гея Рамона Наварро двумя молодчиками.
- Ганс Фаллада, «Страшные гости» — о том, как Лиса и Медведь в шапках-невидимках пытались захватить дом маленького мальчика по прозвищу Шмыг, и как Шмыг, похитив одну из шапок, защитил свое жилье.
- Р. Л. Стайн, «Игры на вечеринке».
- Первая и третья повести Астрид Линдгрен о Малыше и Карлсоне — в обеих кульминацией сюжета становится налёт на квартиру, совершаемый злодеями-недотепами Филле и Рулле.
- Э. Бёрджесс, «Заводной апельсин». Тюремная эпопея Алекса началась со вторжения в чужой дом… А пока Алекс сидел за решёткой, в ходе аналогичного вторжения погиб один из его бывшей банды.
- Роберт Хайнлайн, «Чужак в чужой стране» — в дом Джубала Харшоу вламывается рота спецназа, однако марсианин Майкл Валентайн Смит отправляет их в место, перпендикулярное всем трём пространственным измерениям. Вместе с вертолётами. Остаётся только обезоруженный капитан (?), к которому Джубал с дробовиком предлагает применить гражданский арест и сдать местному шерифу в качестве бродяги, вломившегося в чужой дом. Президент, к которому всё же удалось дозвониться, предлагает в качестве компромисса разжаловать офицера в рядовые и отправить на штрафные работы. На том и сошлись.
- «Хроники странного королевства» — попытка голдианских бандитов похитить Ольгу из дома Жака. Злодеи не предусмотрели, что дом буквально нашпигован потайными ходами, смертельными ловушками и иномирным оружием, да и сама Ольга отнюдь не беззащитна…
- Ричард Лаймон, «Ночь без конца» — маньяки регулярно врываются в дома, где учиняют бесчинства.
- А вот в романе «Ночь в тоскливом октябре» видим светлый пример: чудаковатая девушка проникала в чужие дома исключительно с целью посмотреть, как люди живут. А с некоторыми из их хозяев даже заводила дружбу.
- Александр Подольский:
- «Демьяновы фильмы»: один из фильмов, предлагаемых Демьяном-демоном в своем кинотеатре — тот самый «Один дома», переделанный в пыточный хоррор.
- «Слякоть», от которой автору статьи до сих пор нехорошо.
- Дональд Уэстлейк под псевдонимом Ричард Старк, «Огненная вспышка» — как и почти все романы из серии про Паркера, это история о том, как воры увлечённо крадут друг у друга дубинку. В частности, Паркер готовится ограбить неких грабителей, ограбивших его раньше. Для этого он проникает в дом, где они планируют отсиживаться с деньгами, и кое-что там подготавливает на будущее: например, приклеивает скотчем маленький пистолет под столешницей в гостиной.
- Томас Харрис, «Красный дракон»: modus operandi серийного убийцы Френсиса Долархайда — забраться в дом ничего не подозревающей семьи и учинить резню.
- «Суд да дело» от Бориса Васильева, где ветерана войны судят за убийство пьяного гопника. Есть забытая экранизация, о которой ниже.
Кино[править]
- «Часы отчаяния» 1955 г. с Хамфри Богартом.
- И довольно сносный римейк с Энтони Хопкинсом и Микки Рурком.
- И не очень сносный и туповатый (хотя с саспенсом не подкачали) русский НТВ-ремейк «День отчаяния». Впрочем, есть ещё «Шхера-18», смотреть которую не стоит.
- И довольно сносный римейк с Энтони Хопкинсом и Микки Рурком.
- Фильмы Гайдая:
- «Деловые люди» — вторая новелла снята как раз по рассказу О. Генри «Родственные души».
- «Кавказская пленница» — добрый вариант. Эдик, Шурик и Нина вторглись в дом к тов. Саахову, дабы отомстить за похищение Нины. Отомстили. Солью из ружжа по заднице.
- «Рожденный для ада» 1976 г. — по мотивам реального злодеяния Ричарда Спека, проникшего в общежитие медсестёр и убившего восемь девушек.
- «Законопослушный гражданин» — Клайд Шелтон подвергается бандитскому нападению со стороны грабителей. Пока один крадёт все драгоценности, второй ранит ножом Шелтона, произнеся слова: «От судьбы не уйдешь», насилует и убивает его жену и маленькую дочь.
- «Хладнокровное убийство» по Трумэну Капоте.
- «Жажда смерти-3» — не стоит вторгаться в дом вигиланта со стажем. Право, не стоит, господа бандиты. Вас ждут очень неприятные (и совсем несмешные) сюрпризы в виде хитроумных ловушек…
- Дилогия «Один дома» — тот самый редкий, но очень популярный пример комедийного варианта. Бандюки горько пожалели, что вообще сунулись в этот дом.
- И куча нелепых подражаний, в том числе и третий, четвёртый и пятый фильмы, искусственно помещённые в ту же франшизу.
- Еще из позитивного можно вспомнить детский фильм чешского производства «Его я встретил в зоопарке» — несколько ребят, включая слепого мальчика, помогают повязать взломщиков.
- «Незаконное вторжение» 1992 г. — фильм начинается с этого.
- «Комната страха» Дэвида Финчера.
- Испанский «Захват» 2010 г. — одна из самых реалистичных и жестоких вариаций на тему.
- «Соломенные псы» Сэма Пекинпа…
- …и их ненужный римейк.
- «Забавные игры» Михаэля Ханеке…
- …и их не менее ненужный римейк от самого режиссера.
- «Когда звонит незнакомец» 1979 г., основанный на городской легенде про няню…
- …и очередной дрянной римейк г.
- «Кровавая жатва» Александра Ажа.
- «Дождись темноты» с Одри Хэпберн — слепая красавица вынуждена противостоять троим бандитам, в особенности же главарю — настоящему отморозку Гарри Роату.
- Менее известный триллер Ричарда Флейшера на схожую тему — «Слепой ужас».
- «Ослеплённый желаниями» Гарольда Рэмиса — дьяволица и Эллиот проделывают это с помощью магии. «Но это же взлом и незаконное вторжение! — Знаю! Здорово, да?»
- «Незнакомцы» 2008 г. Ничего не крадут. Просто маньяки.
- Как и Коллеционер из одноименного фильма 2009 г.
- «Они» 2006 г. Пополам с этим тропом. И вот этим.
- «Люди под лестницей» Уэса Крейвена — главные герои именно взломщики.
- И его же первый «Крик».
- Триллер Майкла Уиннера «Крик о помощи».
- «День матери» 2010 года — детки-бандиты и их мама-медведица.
- Свежий «Не дыши». Сложный случай: ребята, решившие грабануть слепого старика — мерзавцы, но и дед оказывается не прост…
- «Тебе конец!» (You’re Next) 2013 г.
- «Судная ночь» — первый фильм, но сабж имеется и во втором, а третий с этого и начинается.
- «Красный дракон» Бретта Ратнера по роману Томаса Харриса.
- В более ранней экранизации «Охотник на людей» методы Долархайда те же, но вторжениям в дома уделено гораздо меньше внимания.
- «Митчелл» — необычный пример. Во-первых, воришка залез в дом к главному злодею, и тот выразил своё неудовольствие. Во-вторых, фильм однозначно демонстрирует, что злодей не видит для себя никакой угрозы, но убивает вора просто потому что ему так хочется и потому что по закону он имеет на это право. В результате именно эта история привлекает к злодею внимание полиции.
- «Незваные гости» 2015 г.
- Антология 1997 г. «Байки у костра» — одна из новелл является экранизацией истории «Люди тоже умеют лизать» (см. выше Фольклор). К слову, «лизун» там — здоровенный волосатый детина, а героиня — 13-летняя девочка, так что маньяк еще и педофил.
- «3615 код Деда Мороза/3615 code Pere Noel» — в этом французском предшественнике «Одного дома» мальчику и его дедушке пришлось сражаться с проникшим в особняк психопатом в костюме Папы Ноэля — французского Деда Мороза.
- «Взлом» (Home Invasion) 2016 г.
- «Кабельщик» — сон Стивена.
- «Шкала агрессии» 2012 г. — кровавая версия «Один дома». Вместо Мокрых Бандитов — бандиты-мокрушники, вместо смышлёного пацанёнка — свихнутый подросток.
- «Кровавая ловушка» 2016 г.
- «Во власти тигра» (Burning Bright[2]) — злокозненный отчим девушки и её брата-аутиста запер в доме тигра!
- «Страна призраков» Паскаля Ложье — всё началось с того, что в дом матери и двух дочерей ворвались кровожадные маньяки…
- «Подсудимый» по мотивам повести Бориса Васильева о суде над ветераном войны, застрелившем в лицо гопника, забравшегося к нему на участок и потоптавшего его цветы. Экранизация несколько темнее и острее книги, вплоть до лёгкого налёта чернухи.
Телесериалы[править]
- «Глухарь». Тут очень разнообразные криминальные случаи. Несколько раз было и расследование таких дел.
- «Тайная улыбка» — Брендан после первой же совместной ночи без спроса берёт запасные ключи Миранды, чтобы приходить к ней в любое время дня и ночи. Позже сама Миранда пробирается в его квартиру и пытается предупредить его новую пассию, что он за человек такой.
- American Horror Story — одна из серий первого сезона так и называется «Home Invasion». Также сабж есть в серии про «Свиное Рыло».
- Grimm: в одной из серий парочка юных идиотов взламывает чужие богатые дома и проникает в них. Не чтобы обокрасть и нажиться, а просто для развлечения: полежать на роскошных кроватях, попробовать дорогое вино… На свою беду, в этот раз они вломились в дом к оборотням-Весен, а конкретно — к Jägerbar (медведям). Медведи ловят незадачливых взломщиков и решают провести старинный ритуал охоты на человека, раз уж жертвы сами пришли в лапы. (И да, аллюзия на сказку про трёх медведей здесь совершенно умышленная.)
- «Убойная сила» — в одной из серий герой и его родители противостоят гопникам, взявшим в осаду их дом.
Аниме и манга[править]
- Nanbaka — Цукумо, он же Заключенный № 1399, именно за это попал в «места не столь отдаленные». А затем совершил побег (по его словам, ему доводилось играть беглеца в одном из своих фильмов), и оказался в колонии «Нанба».
- Nurarihyon no mago — сеттинг построен на традиционном японском фольклоре, в котором Нурарихён — это демон, специализирующийся на тайном проникновении в чужое жилище. Что удивительно, весьма безобидный: максимум сожрет хозяйскую еду и прихватит на память парочку «сувениров». Ну и ещё, под настроение, может постебаться над законными жильцами, приняв облик хозяина дома. В частности, мангашный Нурарихён хвастался тем, что по молодости втихаря обедал в поместье у онмёдзи (у охотников на нечисть, иными словами). А, пожалуй, самым ценным, что он умыкнул из чужого дому, стала его будущая жена. И, при этом, сей безобидный трикстер-халявщик — лидер мира нечисти, которому подчиняются все прочие демоны.
- Ranma 1/2 — Кодачи (пародия на типаж «яндэрэ») всегда готова вломиться в чужой дом с деревянным молотком и корзиной черных лепестков.
- ToraDora — комедийный вариант. В смысле, вторжение, действительно, есть. И главгерой не на шутку перепугался… вот только вторженцем была низкорослая девчушка. Конечно, она на полном серьёзе размахивала деревянным мечом, но забрать хотела только собственное любовное письмо, а в довесок ко всему ещё и шлёпнулась в голодный обморок. Ну как не накормить растяпу?
Видеоигры[править]
- Postal 2. Чувак может вламываться в чужие дома, чтобы в основном там найти всякие ништяки, которое облегчат прохождение, вроде оружии, аптечек и денег.
- GTA San Andreas. Если играть «по полной», то есть использовать все возможности и получать все ачивки, которые есть в игре — СиДжей неоднократно «поработает»
скокаремвором-домушником. Для этого даже специальная «скокарская» тачила предусмотрена — фургончик для вывоза чужих вещей. Также есть одна сюжетная миссия, которую проходить в любом случае придётся и в которой как раз этому делу научат. - Один из «паразитов» в The Cat Lady: маньяк, который забирается в случайные дома и мучает своих жертв. Но вот с главной героиней не прокатило: маньяка скушали коты, привлеченные игрой на пианино, которую он так настойчиво требовал.
- Gothic и Risen. Большинство домовладельцев очень нервно реагируют на зашедшего в их дом чужака. Днём ещё могут стерпеть, но ночью — набросятся с оружием. Поэтому лучше научиться красться.
Реальная жизнь[править]
Случаям несть числа, так что вспомним лишь самые резонансные.
- Преступление Эдварда Перри и Ричарда Хикока, легшее в основу романа Капоте «Хладнокровное убийство».
- Резня, учиненная Ричардом Спеком.
- Так и не пойманный Дровосек из Нового Орлеана вламывался в дома при помощи топора, который тут же пускал в ход против обитателей дома.
- «Подвиги» серийного убийцы Денниса Рейдера.
- Чудовищная резня, учиненная в станице Кущёвской уже нашими родными «героями» — по официальной версии, бандой Цапка.
- Маньяк по кличке «Мосгаз», который проникал в квартиры, представляясь сотрудником одноимённой службы. Как и «Дровосек», орудовал топором.
- В 2016 году во Флориде двое воров влезли в дом, не зная, что жилье принадлежит гею по кличке Человек-Волк, отмотавшему в тюряге десяток лет за изнасилование мужика. Конец немного предсказуем…
- Хотя есть мнение, что это просто забавный фейк.
- Зато вполне реальна история про вора, влезшего в дом к чемпионке по спортивному метанию томагавка и попытавшегося снять со спящей хозяйки часы. Та ожидаемо проснулась, и…
- Визит Любы Соболь к Константину «Гульфику» Кудрявцеву.
Примечания[править]
- ↑ Сейчас технически возможно, ибо мобильники, но во времена, когда легенду придумали, на этом палилась техническая неграмотность автора. Разумеется, в доме могла быть только одна городская телефонная линия, и нельзя было позвонить с одного параллельного аппарата на другой.
- ↑ В оригинале название фильма — прямая цитата из культового в англоязычном мире стихотворения Блейка: см. эпиграф.