Робот-раб
Робот: — Для чего я создан?
Рик: — Чтобы передать мне масло.
Робот: — Я… О, Боже!
Рик: — Добро пожаловать в клуб, приятель.
В этом мире существует полноценный искусственный интеллект, обладающий личностью и самосознанием, и в нём широко распространены разнообразные разумные роботы. Несмотря на то, что роботы во всём равны людям как личности, а то и превосходят их интеллектуально или нравственно, общество не считает этих роботов полноценными гражданами: они являются собственностью, которую можно купить или продать, они обязаны во всём подчиняться человеку, им никогда не позволят распоряжаться собой самостоятельно. Разумных роботов используют на разных чёрных работах, которые людям не нравятся, они рискуют собой, подменяя людей в разных опасных ситуациях — в общем, хоть они и разумны, обращаются с ними как с безмозглыми машинами, которых не жалко. Короче, роботы — это рабы.
Троп реализуется двумя способами. В первом случае автор полностью осознаёт ситуацию и, как правило, использует её, чтобы поднять острые социальные проблемы вроде ксенофобии, дискриминации и тому подобного. В этом случае роботы часто делаются преувеличенно человекоподобными, в визуальных медиа — с развитой мимикой, роботы часто бывают POV-ами, всё произведение они не прекращают страдать от жестокого (и нередко совершенно бессмысленного) угнетения со стороны садистов-людей, а отрицательные персонажи — угнетающие роботов неполиткорректные злодеи.
Второй случай характерен для старой фантастики: троп у автора получается ненамеренно. Он просто вводит в мир роботов и определяет им подчинённую роль, одновременно наделяя их личностями. Роботы в этом варианте зачастую не особенно антропоморфны (возможно, они выглядят как консервные банки или что-то вроде), редко бывают центральными персонажами. Над ними никто специально не издевается (кроме, может быть, немногочисленных отщепенцев), о них заботятся, но при этом, если произведение слишком детское, чтобы убивать в нём людей, кто-то из роботов может погибнуть от рук злодеев — закрыв собой человека.
Близкий и частично совпадающий троп — По праву создателя. Есть, однако, и семантическая разница между двумя тропами: Робот-раб — это НЕ по По праву создателя, если жестокое обращение с роботами является девиацией и большинством всё-таки осуждается, если создатель должен быть для созданного достойным хозяином, заботливым и честным. И наоборот, По праву создателя — это НЕ Робот-раб, если творец вообще не утруждал себя программированием и/или обучением своего творения для качественной службы — а сразу же принялся его эксплуатировать в хвост и в гриву.
Примеры[править]
Литература[править]
Русскоязычная[править]
- Андрей Саломатов — юмористические детские рассказы о будущем. Особенно подцикл о роботе Гоше, который собирал других домашних роботов, читал им лекцию о роли роботов в жизни людей («Без роботов человек — троглодит»), но воспринималось людьми это не как бунт машин, а как просто хулиганство, хозяевам Гоши другие хозяева говорили «Запретим нашему Васе дружить с вашим Гошей» — в общем, домашние роботы там были этакими «младшими членами семьи».
- Алиса Селезнёва: скорее первый вариант. К роботам относятся как к слугам (в случае с домработниками) или вовсе техническим специалистам (к специализированным роботам). Роботам положено и жалованье, и выходные, и техобслуживание, а попытка сознательно навредить домработнику Поле, фактически члену семьи Селезнёвых, вызывает у Алисы ужас и негодование.
- В сериале «Гостья из будущего» робот Вертер совершает героическое самопожертвование, давая отпор Крысу и Весельчаку У.
- Это в сериале, а не в литературе. Книжный же первоисточник называется «Сто лет тому вперёд», и никакого Вертера в нём просто нет.
- В принципе в сеттинге Алисы Селезнёвой все роботы — рабы. Правда, там будущее достаточно светлое, и роботы чувствуют себя неплохо. Также земные роботы, произведённые легально, подчиняются законам Азимова. Естественно, что к нелегальным это не относится. В принципе, и инопланетные роботы (в зависимости от планеты, на которой их изготовили) тоже могут подчиняться азимовским законам. Правда, непричинение и недопущение вреда человеку они понимают по-своему («Пленники астероида»). Господствующую расу своей планеты они холят и лелеят, но иной раз для развлечения своих господ готовы скормить разумных существ. Даже более развитых, чем их хозяева.
- В «Острове ржавого генерала» отряд военных роботов создан с намеренным игнорированием трёх законов. Ну, и от старости мозги у них тоже изрядно проржавели.
- Хотя там же упоминалось, что местные роботы — философские зомби (хотя в последующих книгах этот вопрос не поднимался — надо полагать, странности в первой части): тот же робот-актёр кажется неприятной личностью, но он просто работает роль и больше у него ничего нет. Впрочем, сама концепция философского зомби оставляет открытым вопрос, разумен ли он на самом деле.
- В сериале «Гостья из будущего» робот Вертер совершает героическое самопожертвование, давая отпор Крысу и Весельчаку У.
- Ольга Громыко, «Космоолухи». Киборги, конечно, на органической основе, однако огребают все традиционные проблемы роботов-слуг. Особенно «сорванные» киборги.
- При том, что параллельно с киборгами существуют андроиды. Но на андроиде срывать злость довольно бессмысленно — а вот киборги физически вполне люди, только с имплантами и процессором. Это позволяло людям проявлять в отношении к киборгам все то, что порицается в отношении других людей.
- Игорь Росоховатский, «Главное оружие» — второй вариант, та самая старая фантастика из не столь прогрессивных времён. Роботы разумны и осознают себя, но обязаны любой ценой защищать человека. Злодей склоняет робота к предательству, убедив его в том, что зло — это приятно, но люди вновь пробуждают в нём добрые и светлые чувства, склонив обратно на свою сторону.
- Александр и Людмила Белаш, трилогия «Война кукол» и примыкающий к ней цикл «Капитан Удача» — чистый первый вариант. Разумные роботы (в том числе и электронные копии умерших людей) — имущество, не имеющее никаких прав. Однако есть и роботы-беглецы, отказывающиеся (после близкого знакомства со спешиальной хакерской программой) подчиняться хозяевам и маскирующиеся под людей, и человеческие организации, борющиеся за права роботов.
- Ольга Ларионова, «Чакра Кентавра» после эпидемии вируса вымерло кучу простого люда, и оставшиеся в живых в своих замках дворяне (с навыками кибернетики, ага) создали себе послушных роботов-рабочих — «сервов».
На других языках[править]
- Азимов и его цикл о роботах: чем дольше роботы существуют, тем более человечен их разум, но они ограничены Тремя Законами Робототехники и подчиняются людям, являясь их собственностью.
- Клиффорд Саймак, «Снова и снова». Андроиды — вновь роботы на органической основе, по сути — просто клонированные люди без способности к размножению. От обычных людей отличаются лишь специальной меткой на лбу. Считаются существами низшего сорта. Пародийно поданы проблемы борьбы за права роботов.
- Его же «Все ловушки Земли». Протагонист Ричард Дэниэл — имущество состоятельной семьи, которая в обход закона сохранила ему жизнь. Точнее, личность — после каждой сотни лет роботам полагалось стирать память во избежание зависти смертных людей. Чистой воды первый вариант. В итоге становится самым настоящим супергероем и посвящает себя помощи далёкой земной колонии.
- С. Лем. В сеттинге Ийона Тихого все роботы — имущество. А проблемам роботов с точки зрения американского закона полностью посвящён рассказ «Стиральная трагедия». Хотя в рассказе «Клиника доктора Влипердиуса» главврач — робот-компьютер. Неужто свободная мыслящая машина? Хотя действие этого рассказа происходит не в США (возможно, что в Польше).
- Его же «Существуете ли Вы, мистер Джонс?» Суду предстоит решить, кем является Джонс — полноправным человеком или бесправным роботом (вначале он был человеком, но все его биологические части были заменены искусственными). В этом сеттинге робот — бесправное имущество.
- «Ноги из глины» Терри Пратчетта — големов всегда считали бездумными инструментами, но выясняется, что они всё-таки разумные и мечтают о свободе. В итоге Ваймс освобождает одного из них и берёт на работу в Городскую Стражу. В последующих книгах Плоского Мира свободные големы создают целую организацию, занимающуюся выкупом и освобождением големов-рабов, а также защитой их прав.
- Роберт Шекли, «Бремя человека»: поскольку рассказ — типичное повествование о том, как простой американский плантатор нашёл жену по объявлению, только шутки ради перенесённое в космос, то и роботы — натуральные рабы-негры, с именами вроде Ганга-Сэм.
- Генри Каттнер «Робот-зазнайка» — субверсия, шутки ради. Робот любуется собою и отказывается выполнять команды: цель его существования не в этом. Пока создатель не вспомнит, зачем же он создал робота, робот не подчинится. Изобретателю наскучило открывать пивные банки, так что он создал «открывалку».
Театр[править]
- Карел Чапек. «R. U. R.». Классика.
- Скорее первопример.
Кино[править]
- «Искусственный разум» — первый вариант. Жадная до денег корпорация создаёт робота-ребёнка, единственное предназначение которого — любить маму, испытывая при этом настоящие эмоции и осознавая их, причём он, как робот, лишён надежды на ответную материнскую любовь. В одном из эпизодов роботов жестоко уничтожают на потеху толпе.
- «Звёздные войны»: стопроцентный второй вариант — у дроидов есть характеры и привязанности, но при этом с ними обращаются, как с вещами: в «Новой надежде» нашедшие бесхозных дроидов присваивают их себе, а потом насквозь положительный Люк их покупает. А в шестом эпизоде пытается выменять у Джаббы на замороженного в карбоните Хана. Не совсем ясно, правда, собирался ли он именно заключить сделку или это была попытка хитрой комбинации.
- В «Пробуждении силы» есть движение в сторону первого варианта: рабское положение дроидов подсвечено эпизодом, в котором Рей отбивает дроида у другого мусорщика, собиравшегося сдать его на металлолом.
- В «Solo: A Star Wars Story» одна из героинь — дроид-аболиционистка, борец за свободу и права своего вида.
- В KotOR есть показательный момент: квест по нахождению дроида, сбежавшего… из сексуального рабства.
- Сбежавшего из сострадания к хозяйке-вдовице, а не оттого, что залюбился.
- Впрочем, мы не знаем всех деталей. Там хозяйка, по его словам, стала «ухаживать за ним, как за мужем» (хотя не забудем, что это перевод). Он сбежал, потому что считал, что ей лучше бы найти человека.
- Сбежавшего из сострадания к хозяйке-вдовице, а не оттого, что залюбился.
- В «Скайуокер: Восход» главные положительные (!) герои относятся к ветерану C-3PO как к вещи, которой не жалко пожертвовать. Его мнения насчёт стирания памяти не спрашивают, его трогательное прощание презрительно игнорируют, его состояние после операции (не нужна ли старику помощь?) никого не волнует. И это, на минутку, отношение не к какому-нибудь BB-8, а к ветерану восстания, который ещё с Энакином и Люком Скайуокерами в походы ходил! Так что до освобождения тут ещё очень далеко…
- Учитывая, что фильм снимал застрявший в семидесятых Абрамс, вполне вероятно, что это было осмысленное «На тебе, Джа-Джа!».
- Вообще, в расширенной вселенной ЗВ роботы просто вынуждены быть рабами. Они являются собственностью, и им ОБЯЗАТЕЛЬНО регулярно чистят память. Просто потому, что в период истории, когда память не чистили, войны с мизантропичными ИИ были обычным делом: среди нечищеных дроидов всегда по статистике находится кто-нибудь, в своём личностном развитии дошедший до «дроиды — высшая раса» и «убить всех человеков», а возможности к быстрому наращиванию боевой мощи у них пошире, чем у органиков.
Телесериалы[править]
- «Звёздный путь: Следующее поколение» — капитан Пикар участвует в заседании с целью определить, считать ли Дэйту человеком или роботом. Он опасается, что если Дэйте будет официально отказано в праве на человечность, андроиды будут использоваться в Звёздном Флоте именно как рабы.
- Humans.
- «Тёмная материя» — роботы после нелегального апгрейда могут мыслить и вести себя как люди.
- «Красный карлик» — искусственным интеллектом обладает вся техника на корабле. Второй вариант.
- «Мир дикого Запада» — роботы с настоящими разумом и эмоциями используются в аттракционе, посетитель которого может поучаствовать в жизни Дикого Запада (как полевая ролевая игра, только скучнее, потому что никто ничего не отыгрывает, и повредить посетителю нельзя не только по-настоящему, но и условно). Многие из них каждый день страдают и умирают согласно своей роли в сюжете, и так сотни раз подряд (после каждого раза им стирают память).
- «Чародей: Страна Великого Дракона» — у аристократов в параллельном мире, похожем на восемнадцатый век, вместо слуг — ряженые под лакеев роботы.
Мультфильмы[править]
- «Звёздный истребитель» aka «Легенда об Орине» — второй вариант во все поля.
Мультсериалы[править]
- «Расплющенный космос»/«Улётный трип». Гас, самый умный в команде главных героев, является рабом на протяжении всего сериала. Секси была секс-рабыней до событий сериала.
- «Атомный лес» — мутанты охотно эксплуатируют роботов, оставшихся после ухода людей.
Аниме и манга[править]
- «Метрополис».
- «Аниматрица» — серия «Второе возрождение».
Видеоигры[править]
- «Аллоды» — раса Зэм до реформ Яскера.
- Серия Fallout:
- С обычными роботами — второй вариант. Да, они обязаны служить людям и при этом разумны, хотя часто глуповаты и негибки. Но, учитывая, что случилось и случается в этой вселенной с людьми, роботы ещё легко отделались.
- С андроидами-синтами — однозначно первый. Борьбе за их права посвящена целая сюжетная организация четвёртой части.
- Stellaris — если в какой-нибудь империи наделят роботов ИИ, но не дадут им гражданских прав, они, скорее всего, взбунтуются против поработителей.
- Detroit: Become Human — история восстания роботов-рабов. Из-за программных сбоев часть андроидов стала девиантами: у них появились эмоции и чувства. Своими усилиями можно как начать войну с людьми, так и предотвратить её.
Инверсия: робот-надсмотрщик[править]
пока накопятся примеры, писать сюда
- Приквелы к «Дюне» — роботы до Батлерианского Джихада широко использовали труд рабов, являющихся людьми, а сами роботы и киборги были не рабами, а надсмотрщиками.
- Виктор Глебов, «Негарантийная технология» — полноценными гражданами являются киборги, а люди — их собственность.
- Киберпанк, который наступил в реальной жизни: автоматические системы учёта рабочего времени фактически являются бестелесными виртуальными роботами-надсмотрщиками.