Пост-человек
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Адаптированный к космосу Бродяга во многом выглядел совсем не по-человечески. Руки и ноги у него были как палки, приделанные к тонкому туловищу. Пальцы — сантиметров двадцать, не меньше. Каждый квадратный сантиметр тела — казавшегося почти голым под облегающим слоем потоохладителя — был покрыт генерируемым им самим силовым полем (вполне обычной, лишь усовершенствованной аурой человеческого тела), и это поле позволяло Бродяге жить в глубоком вакууме. Гребни над плечами служили антеннами для раскрытия крыльев силового поля, ловивших солнечный ветер и магнитные поля. Лицо Далёкого Ездока по сравнению с обычными людьми было генетически сильно изменено: глаза — чёрные щели за выпуклыми моргающими мембранами, вместо ушей — сетки по бокам головы, наводившие на мысль о радиоприёмнике, рот — узкая безгубая щель. Для общения использовались радиожелезы в шее.
— «Песни Гипериона»
Пост-человек или после-человек — следующая ступень транс-человека, существо, которое, по прикидкам недалёких фантастов, едва ли можно назвать человеком, и которое никогда им (человеком) и не было, при том что его предки когда-то были настоящими людьми.
Критерии, по которым пост-человек отличается от других видов — это условное бессмертие, и его следствие — мощь разума, проявляющаяся через продвинутые нормы этики. Если не пытаться сделать что-то откровенно чуждое пониманию зрителя/читателя (самый простой способ показать высокую ступень развития данного существа), он может выглядеть совсем как мы. А может быть и не совсем так как мы.
Всего есть, условно говоря, три способа дожить до ну очень далёкого будущего:
- Путь биологической эволюции — человек разбирается с некоторыми фундаментальными ограничениями плоти и оборудует её средствами авторемонта. Однако при этом возникают проблемы с мозгами, которые, конечно, тоже можно улучшить, но бесследно для него это не пройдёт. Учитывая также, что пост-люди этого типа обычно обитают в космосе, и учитывая стремление к сохранению пропорций, их вид будет сильно выше обычного человека, других внешних отличий не наблюдается (возможно, правда, что они будут лысыми — из практических соображений). С внутренними всё немного сложнее. Что может реально понадобиться — это жидкостное дыхание (не жабрами, как Ихтиандр, а лёгкими, наполненными специальной жидкостью, доставляющей кислород) — во-первых, это позволит выжить в случае разгерметизации, а также очень глубоко нырять в воду. Во-вторых, вероятно, подвергнется изменению эндокринная система, поскольку именно её сбои повинны в очень многих проблемах с психикой и весом, а это в космосе недопустимо. В третьих, придётся что-то сделать с кожей (не спрашивайте зачем, это очевидно).
- Путь машинной эволюции — плоть слаба. Поэтому продолжим киборгизацию до момента, когда откроем что-нибудь вроде позитронного мозга, тогда мы сможем перенести в него своё сознание, и — металл вечен, а с техобслуживанием мы справимся, ведь нам же не проблема каждый день мыться и подстригать ногти? Сразу отпадает куча проблем, но… порождаются новые. Во-первых философская проблема — не было ли это самоубийством целой расы и порождением новой? (Дополнительный вопрос: если да, то точно ли это плохо?) Во-вторых, не будет ли такой разум холодным и бездушным, а жизнь его пресной и мучительной? Способен ли робот испытывать радость и печаль, удивление и отвращение? (Опять-таки — если да, то плохо ли это?)
- Путь единства разума — да, отличия дают определённые преимущества, но сила всё же в единстве. Поскольку с ростом информационных технологий развивается ноосфера, люди просто признают, что являются не более чем физическими оболочками, соединённые в сеть, по которой циркулирует хайвмайнд, порождающий информационные концепции — и вот они живут и развиваются, а мы — лишь временное их пристанище. Давайте пойдём дальше и сделаем наш разум общим.
Примеры[править]
Литература[править]
- Бернард Шоу, «Назад к Мафусаилу» — собственно бессмертные. Но тут зигзаг, потому что по сути тамошние трансчеловеки и постчеловеки — это обычные человеки в более «взрослой» форме, такой же естественной, как обычная зрелость.
- «Беовульф» — Грендель и его мать являются потомками Каина, однако людьми они никогда не были.
- Орки из вселенной Толкина, хотя тут они скорее «пост-эльфы». Причём индивидуальный орк слабее эльфа[1], и здесь аугментация шла в пользу плодовитости (эльфы Толкина размножаются крайне медленно, а орки — куда там людям!).
- Олаф Стэплдон, «Последние и первые люди». Классик темы пост-человечества, Стэплдон погружается в далёкое будущее, отстоящее на два миллиарда лет вперёд. Далёкие потомки людей за это время многократно изменились (рассказ ведётся от имени одного из Восемнадцатых людей, современное человечество считается Первыми), и каждое новое поколение слабо походило на предыдущих. Известно, что Лем, Кларк и Саймак вдохновлялись в том числе этой книгой. Кроме того, книга упоминается в одном из поздних романов Герберта Уэллса.
- Станислав Лем:
- «Двадцать первое путешествие Йиона Тихого» — педаль в пол у жителей планеты Дихтонии: Тихий по меркам дихтонских телесных стандартов абсолютно нецензурен, и ему приходиться маскироваться и изучать историю планеты, прячась в пещерах и общаясь со списанными древними роботами-монахами (которые, если разобраться, являются единственными вменяемыми обитателями планеты).
- «Стиральная трагедия» (из цикла «Воспоминания Ийона Тихого») — Катодий Матрасс, он же Катодий Первый А. Был человеком, потом организовал секту для беглых роботов, с которыми переехал в Крабовидную туманность. Там мистер Матрасс себя переделал непонятно в кого и во что. В результате непонятно кем/чем он стал с точки зрения американского закона. Т. к. это для США опасный прецедент, то там его считают предательским постчеловеком. Хотя по большому счёту Катодий ничего не делает опасного, и на человечество ему наплевать.
- Братья Стругацкие, «Волны гасят ветер». Людены — психологически пост-люди (почти все потеряли идентификацию себя как людей), однако физиологически — только транс-люди (у них инициирована третья сигнальная система).
- Антисы Олди (в «Ойкумене») — полная и сознательная инверсия. Физически это почти что боги во плоти, способные «уходить в волну» и в таком виде летать меж звёзд, на равных сражаясь со звёздными флотами и космическими чудовищами-флуктуациями. Но воспитывают всех антисов с самого детства в традициях сознательной верности человечеству и принадлежности к общему с людьми виду.
- Артур Кларк, «Конец детства». Педаль в пол: люди встречаются со слугами межзвёздного Сверхразума и узнают, что между звёзд для них нет места в виде человечества. Только став пост-людьми, они смогут туда попасть. Преображение завершается примерно за сотню лет, всё молодое поколение, уже более неспособное общаться со своими родителями, улетает, разрушая напоследок материальность Земли. Последние люди умирают вместе с ней. Менее радикальные варианты пост-людей встречаются в его же романе «Город и звёзды».
- «Человек после Человека: Антропология будущего» Дугласа Диксона.
- Немо Рамджет, «Все грядущие дни» — педаль в космос. История начинается с войны землян и жителей колонизированного Марса, продолжается их перемирием и созданием расы «звёздного народа», которая захватывает большую часть Галактики. А потом в Галактику прилетели инопланетяне Ку, считающие себя священными богами, которые должны переделать всю вселенную под свои нужды. А так как звёздный народ истребил всю опасную жизнь и создал на планетах искусственные экосистемы, приходится делать животных и механизмы из самих людей. Так что все показанные в книге виды, несмотря на странную биологию, имеют в своём облике очень много человеческого, попадая под зловещую долину.
- Книги Девида Дрейка о полководце Велисарии в жанре альтернативной истории — Великие, потомки людей из будущего. Выглядят как огромные разумные летающие киты-телепаты.
- Павел Шумил, «Слово о драконе». Драконы здесь — «разновидность человека, адаптированная к агрессивным условиям внешней среды».
- Юрий Никитин, «Трое из леса». Начиная с «Башни-2», Олег модифицирует своё тело буквально силой мысли, свободно укрепляя его и перестраивая на уровне кристаллической решётки, а в итоге становится сильнее, чем в былые времена — когда использовал магию. Тому же самому он научил Мрака, и вскоре дело дошло до комиксовых полётов в открытом космосе — без звездолётов и скафандров. Не сказать, чтобы это пошло циклу на пользу — Мрак с Олегом и раньше-то страдали от унылой непобедимости, а уж после такого апгрейда…
- Правда, считать народ невров, от которых и происходят Олег, Мрак и Таргитай, в силу явленных способностей и умений обычными человеками очень сложно. Согласно приквелу они вообще не являются чистокровными людьми.
- «Диаспора» Грега Игана — вся книга о них. В самых разных вариантах, от живущих в виртуальности сознаний до роботизированных тел или, наоборот, весьма странных биологических существ — включая существ, чья биология основана на физике другого измерения.
- «Квантовый вор» — в эпоху технологической Сингулярности обычных людей не осталось в принципе. Или этот троп, или соседний.
- Пол Уильям Андерсон, «Патруль времени» — Данеллиане. Пост-люди из далёкого будущего (более миллиона лет нашей эры), наделённые почти божественным могуществом, которые «настолько же отстоят от нас, насколько мы — от тех насекомоядных, которые станут нашими предками». По словам Келма, их невозможно описать, они находятся за пределами нашего восприятия. Именно они создали патруль времени, так как путешествия во времени угрожали их существованию.
Телесериалы[править]
- «Вавилон-5» — серия «Деконструкция падающих звёзд». Через миллион лет человечество эволюционировало в энергетическую форму жизни, похожую на ворлонцев.
Комиксы[править]
- Вселенная Marvel — Вечные и Девианты. Их аналоги из КВМ — это не люди, а инопланетные биороботы.
- Supergod — Кришна и Малак аль-Маут. Были созданы искусственно на основе человеческой ДНК, но людьми они, при внешнем сходстве с Homo sapiens, уже не являются.
- «Книга магии» — при посещении будущего показаны люди 60 века, в контакт с которыми невозможно вступить из-за их огромного превосходства, и люди в конце существования Земли, и полуразумные создания с зелёной кожей, способной к фотосинтезу из-за нехватки ресурсов.
Аниме и манга[править]
- Suisei no Gargantia: осьминогоподобные чудовища, которых главный герой, по причине тотальной промывки мозгов, привык считать инопланетным агрессором, оказались очень сильно генномодифицированными людьми, давно утратившими гуманоидный облик и способными жить в открытом космосе.
- Как ни смешно — авы из Seikai no Saga. Причём в их глазах троп инвертирован — себя они считают хранителями традиционной культуры человечества, остальной мир упадническим.
- Однако физиологически АВы больше относятся к Людям-плюс. И за 2000 лет не меняли более свою базовую физиологию.
- Но в Seikai no Saga есть и те, кто стал ими — это графства Гогаф «хранят своё сознание в кристаллах компьютера и считают, что достигли вечной жизни».
- Blame!, Biomega и прочие работы Цутому Нихэя — благо, этот автор про всякие там запреты на трансгуманизм не знает и знать не хочет.
- В Blame трансгуманизм зашёл так далеко, что в мире почти невозможно найти неизгаженную человечью ДНК, а так сеттинг заселён геномодификатами и киборгами всех видов, расцветок и размеров. Частью даже дошли даже до преобразования себя в кремнийорганическую форму жизни.
- С «изгаженностью» ДНК всё несколько сложнее. Читайте приквел NOiSE. Для админской авторизации в техносфере там далеко не любая ДНК подойдёт.
- В Blame трансгуманизм зашёл так далеко, что в мире почти невозможно найти неизгаженную человечью ДНК, а так сеттинг заселён геномодификатами и киборгами всех видов, расцветок и размеров. Частью даже дошли даже до преобразования себя в кремнийорганическую форму жизни.
- «Галактический Экспресс 999» весь про трансгуманизацию. Зато его концовка и сиквелы уже сплошь про регуманизацию.
- Houseki no Kuni — местные формы жизни уже не просто пост-люди, а уже даже не представители царства животных.
Видеоигры[править]
- Darkstar One: тулы, назвавшиеся так по фамилии своей основательницы, Саманты Тул. Могущественные пост-люди, считающие дипломатию гиблым делом. В основном из-за громадного самомнения — в частности их штучки с трансгуманизмом никому особо не нравились, тулы искренне считали, что это от нехватки мозгов. Да и случившаяся до событий игры масштабная война принесла им только прибыль, и создание галактического союза тулы посчитали за слабость.
- Broken Age — представители правящей расы Лоруны, ставшие такими в результате тысяч лет отбора и генетических модификаций.
- Prototype — Развитые.
- Внезапно, «Ведьмак» — в то ли видениях, то ли действительно неизбежном будущем белого хлада обитают потомки людей, давно утратившие разум и напоминающие скорее человекоподобных львов.
- Stellaris - эволюционное мастерство, псионическое совершенство и синтетическая эволюция позволяют создать пост-кого угодно, в т.ч. и человека.
Настольные игры[править]
- Warhammer 40,000 — если Адептус Астартес скорее транс-люди, то вот их генетические отцы Примархи — это явно сюда.
- Загадочная цивилизация катаров, с которыми столкнулись Дети Императора во время Великого Крестового Похода. Были высокоразвитой межзвёздной расой, сохранившей многие знания и достижения времён Тёмной Эры Технологий, но при этом неизбежно отдалившиеся от людей, как внешне, так и внутренне. Описывались как высокие (иные даже выше космодесантника), очень стройные существа с тонкими руками и впалыми глазами, которые двигались с продуманной грацией и мало говорили. В целях разрешения споров часто вели ритуальные войны между семьями, городами и планеты, но они не были похожи на войну в понимании людей, ибо там в первую очередь оценивались способности отдельных воинов. Собственно, и когда Дети Императора (после провала переговоров) напали на город катаров, те, вместо армии, направили на них одиноких воинов, каждый из которых сражался сам по себе. Хотя мастерство каждого из них было непревзойдённым, они ничего не могли противопоставить сплочённому строю легионеров. Тогда послы катаров предложили разрешить конфликт поединком двух сильнейших воинов. Когда командор-лейтенант Абдемон победил их чемпиона Хамаю, остальные катары низко поклонились победителю и бросились на мечи. Все, во всех городах и на всех планетах!
Прочее[править]
- Аудиосериал «Внутренние Тени» — Нэд Маклис по прозвищу Трижды Безумный и, согласно его мнению, Фитц.
- Копипаста:Жили-были постстарик с постстарухой