Уклонение от призыва
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Я возражаю против призыва в армию по той же причине, по которой рак возражает против кипящей воды: может быть, это и лучший час в его жизни, но выбор-то не его.
— Роберт Хайнлайн, «Дорога славы»
Двадцать восемь мне уже, поцелуйте меня в ж!
— Уклонист достиг возраста, в котором уже не призывают, и радуется
Повестка мне пришла как-то́
Что скоро в армии служить
А с нею я пошёл в сортир
И подотёр своё очко!
Многим не нравятся те или иные особенности армейской жизни (например, неуставные взаимоотношения). Если назревает или уже идёт война, у нежелающих служить появляется дополнительная мотивация. Поэтому везде, где существует призыв, существуют и те, кто старается избежать его всеми правдами и неправдами: симуляцией, подкупом должностных лиц, бегством из страны и т. п. А и то нанося себе увечья.
好铁不打钉 好汉不当兵
— китайская пословица об откосе от армии
Примеры[править]
Мифология и фольклор[править]
- Одиссей пытался притвориться безумным, чтобы не участвовать в Троянской войне, но был разоблачён. Самое смешное, что это именно Одиссей предложил отцу Елены Тиндарею взять клятву со всех её многочисленных женихов (в число которых, по одной версии мифа, сначала и сам входил) — кто бы ни стал её мужем, остальные будут верой и правдой его защищать в случае угрозы. Это позволило избежать неминуемой распри, но в итоге Одиссей сам оказался обязан идти воевать за Менелая, когда пришло время.
- Ахилла мать тоже пыталась избавить от этой войны, нарядив в женское платье и спрятав среди служанок. Разоблачили просто: разложили перед девушками всякие бусики да одёжки, а среди них — меч. Ахилл попался на том, что не стал отвлекаться на побрякушки, а взял оружие.
- Обыграно у Акунина в «Смерти Ахиллеса». Впрочем, к призыву на военную службу никакого отношения не имеет.
- Анекдот про уклониста, который не может служить из-за убеждений: он убежден, что в армии плохо кормят, не дают спать и заставляют бегать. (В более простом варианте — «убеждён, что мне там не понравится»).
- Байка о том, как отслуживший решил помочь призывнику сломать… руку, кажется. Положили руку поперёк унитаза и попытались со всей дури стукнуть ногой сверху. Так как анестезии обоими было принято изрядное количество, нога не попала по руке (вариант: призывник испугался и руку в последний момент отдёрнул), и отслуживший серьёзно переломал себе что-то в стопе, заколотив оную в лунку унитаза.
- В некоторых вариантах — не отслуживший, потому был не так уж и расстроен (хотя в такой ситуации ногу он вполне мог и покалечить, и стоило ли это отсрочки в мирное время — а скорее всего, действие анекдота разворачивается все-таки не во время войны — еще вопрос).
- Байка о призывнике, набросавшем в собственный анализ кускового сахара с целью имитации диабета. Получил справку «
СахарРафинад в моче». - (вроде из Ломачинского) А ещё один решил имитировать кровь в моче, но собственный палец резать испужался. Накапал из невинно убиенной лягушки. То-то удивились лаборанты, обнаружив в моче крупные живые (с клеточными ядрами) эритроциты земноводного вместо мелких двояковогнутых безъядерных эритроцитов млекопитающего…
- Призывник перед сдачей анализов слил в баночку мочу брата/отца, сестры, собаки и свою. Заключение: «У вашего брата сифилис/отца гонорея, у собаки чумка/сахарный диабет, сестра беременна, а вы здоровы и пойдёте служить».
- как развитие идеи: «…у брата триппер, сестра на 3-м месяце беременности, у собаки подагра, а вы, гражданин, годны к строевой!»
Театр[править]
- Генрик Ибсен, «Пер Гюнт» — один из третьестепенных персонажей, односельчанин Пера, отрубил себе палец, чтобы не идти в армию.
Литература[править]
Русскоязычная[править]
- М. А. Булгаков, «Белая гвардия». — Мобилизация, — ядовито продолжал Турбин, — жалко, что вы не видели, что делалось вчера в участках. Все валютчики знали о мобилизации за три дня до приказа. Здорово? И у каждого грыжа, у всех верхушка правого легкого, а у кого нет верхушки, просто пропал, словно сквозь землю провалился. Ну, а это, братцы, признак грозный. Если уж в кофейнях шепчутся перед мобилизацией и ни один не идет — дело швах!— И он таки был прав…
- Владимир Чивилихин, «Ёлки-моталки» — один из персонажей ранее отбыл срок за уклонение по религиозным причинам.
- Владимир Войнович, «Автопортрет: Роман моей жизни» — зигзаг, двое баптистов согласны на службу как таковую, но отказываются взять в руки оружие, приговорены военным трибуналом к 7 годам.
- Михаил Успенский, «Райская машина» — «старец»-чудотворец-молчальник Илларион прерывает свою схиму, как только достиг 28-летнего возраста.
- Грибные эльфы для уклонения использовали психушку, и в качестве дополнительного эффекта оказались состоящими на учёте в дурке, что не раз использовали для ухода от ответственности за свои хулиганства.
- Андрей Ломачинский, «Записки судмедэксперта» — одна из глав целиком посвящена «косарям». Не совсем по теме, потому как «косят» строго уже призванные.
- Евгений Лукин:
- «Портрет кудесника в юности» — новелла «Цирк боевых действий» именно об этом.
- «Алая аура протопарторга» — первый POV, домовой Анчутка вовсе не в восторге от перспективы «отслужить годик». Пытается донести, что ножка хромая: пьяный поп кадилом огрел.
- Александр Атеев, «Девятая жизнь нечисти» — последняя новелла посвящена как раз уклонисту и его чрезмерно любящей матушке, ставшими после смерти бесконечно мучающимися призраками.
- Борис Акунин, «Смерть Ахиллеса» — «христовы братья» (вероятно, меннониты) эмигрируют из Моравии в Пруссию, оттуда к русскому царю в страну с трудным названием Melitopolstschina, оттуда в предгорья Кавказа, так как вера запрещает держать оружие, а кайзер решил призвать и их.
- В основе вероучения меннонитов лежат идеи неприменения силы и непротивленчества, и каждый раз, когда государственные власти пытались заставить меннонитов проходить службу в армии, они выбирали для себя массовую эмиграцию. Первая волна эмиграции пришлась на 1540-50-е годы, когда деятельность инквизиции вынудила их переселиться сначала в Восточную Фрисландию и Северную Германию, а позднее — в Восточную и Западную Пруссию. Вторая, более крупная волна эмиграции меннонитов началась в конце 1560-х годов, в результате чего меннониты оказались в Англии, Франции, Германии и Польше. Во второй половине XVIII века уже отсюда группы меннонитов отправились в Российскую империю по приглашению Екатерины II.
- Дмитрий Скирюк, «Нерукотворный Старков» — все началось с повестки в военкомат, которая пришла заглавному герою, и его нежелания в армию идти.
На других языках[править]
- Томас Манн, «Признания авантюриста Феликса Круля» — ГГ после успешной симуляции получает освобождение от призыва и право выехать за границу.
- Ярослав Гашек, «Похождения бравого солдата Швейка» — многие персонажи пытаются уклониться, даже через членовредительство (впрыскивание под кожу бензина). Оттуда же бессмертная фраза «На войну мы не пойдём, на войну мы все на…»
- Карел Чапек, «Рассказ об утерянной ноге» — ГГ демобилизуют, так как гарнизонный врач ошибочно принимает его за одноногого. Комический нюанс №1: этот же врач сплошь и рядом признаёт годными действительно больных. Комический нюанс №2: нога протагониста после этого случая действительно чуть не отсохла, так как согласно официальной бумажке её у персонажа больше нет! Пришлось идти на вторую комиссию, чтобы там отменили постановление первой.
- Джон Ирвинг, «Молитва об Оуэне Мини» — ещё один случай членовредительства с целью избежать призыва в армию: ГГ при помощи станка с алмазным диском отрезает протагонисту-рассказчику указательный палец на правой руке, чтобы тому нечем было жать на курок.
- Стефан Цвейг, «Принуждение» — частичная аверсия, ГГ, австро-венгерский гражданин, постоянно проживает в Швейцарии и не может быть отправлен на фронт Первой Мировой насильно, но сомневается, имеет ли он моральное право уклониться.
- Приведённый в эпиграфе Хайнлайн хоть и совсем не симпатизирует призывной армии, рекомендует в любой непонятной ситуации идти добровольцем, не дожидаясь, пока объявят призыв (а если патриотизм в определённых местах не играет, то зацепиться таким образом в «учебке» в качестве инструктора). Прямо озвучено в «Достаточно времени для любви», намёками — как минимум, в «Космическом кадете»/«Космическом патруле» и пресловутом «Звёздном десанте».
- Гарри Гаррисон, «Стальная Крыса идет в армию» — попытки молодежи острова Невенкебла уклониться от призыва — с полицейскими облавами, фальшивыми ксивами, стукачами и прочими прелестями расписаны смачно и в подробностях. А всё потому, что автор а) не любил армию и б) описывал вполне современную ему действительность в лучших традициях Ярослава Гашека.
- Ричард Фейнман, «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!» — зигзаг, рассказчик получает освобождение, всего лишь честно отвечая на вопросы психиатров.
- Эрик Фрэнк Рассел, «Оса» — протагонист, мягко говоря, не в восторге от перспективы послужить родине. Особенно в роли диверсанта на вражеской планете. Как выясняется ближе к финалу, отнюдь не зря: по итогам успешной операции родина не только не пожаловала медалькой-орденом, но и наехала «какого чёрта вы тут отсиживаетесь в концлагере, когда для вас новое задание?!»
Сетевая литература[править]
- Леонид Каганов, «Ищут пожарные, ищет милиция…» — попытка отправить в войска неформала не увенчалась успехом.
Кино[править]
- ДМБ. В начале первого фильма некоторые призывники пытаются уклониться от службы всеми силами: один симулировал энурез, другой наелся галоперидола, чтобы сойти за психа… Всё тщетно, в армию попали все. Даже кришнаитов, которым Говинда стрелять не велит, записали в химвойска, где стрелять не надо.
- А вот с Пулей и Бомбой явная инверсия: этим в армию идти очень надо — первый сильно задолжал бандитам Алиевым, второй устроил масштабный взрыв на родном заводе.
- «Ночь живых придурков» (Германия, наше время) — парочка, простихоспади, санитаров в местной больничке, как выясняется, косят таким образом от армии, проходя альтернативную службу.
- «Чарльстон для Огненки» (Сербия, ПМВ) — а тут уклонистов не было. И к чему это привело?.. Впрочем, два главных мужских персонажа отчего-то не в армии.
- Немецкий фильм «Теперь ты в армии» — главный герой, чтобы откосить, просит поделиться анализами товарища по несчастью, который использует мочу своей больной диабетом подруги. В общем, анализы показали, что оба призывника беременны.
- «Мистер Питкин в тылу врага» (Англия, ВМВ). Дорожный работник Питкин и его начальник Гримсдейл совершенно не желают идти в армию, «вояк» презирают. К счастью, они имеют «бронь», так как занимаются починкой артерий нации. И всё было б спокойно, если бы титульный персонаж не стал показывать армейскому майору «кто тут главный». В результате на военную службу призвали весь персонал городского дорожного управления, включая категорию «кому за 60».
Телесериалы[править]
- «Жуки» — частичная аверсия, троица главных героев не смогла откупиться от призыва как такового, данной ими взятки хватает только на замену альтернативной гражданской службой с совместным её прохождением.
- «Универ» и «Универ. Новая общага» — призыв регулярно упоминается как серьезный стимул продолжать быть студентом (аспирантом).
- «Легенда об Искателе» — во втором сезоне отец, потерявший пятерых сыновей на войне с Ралом, обвинил выживших молодых людей в трусости и решил им отомстить, втянув в это Искателя. Местный правитель утверждал, что призыв был честной лотереей, но Ричард быстро выяснил, что он мухлевал, отмазывая сына (этот честно был не в курсе и правду воспринял плохо) и детей богатых людей, разумеется, не бесплатно.
- «Пока станица спит» — Вася спрятался от призыва в родной станице. По его словам, не из трусости, просто всех остальных, кто богаче, отмазали, а он отдуваться один не хотел, к тому же у него молодая жена.
- «Осторожно, модерн!» — серия, в которой призывники пытаются уклонится от призыва, даже выкатывая отмазки времен Швейка «Отец алкоголик, мать проститутка» и ломая себе ноги. Не вышло — у военкома большой опыт выполнения плана по призыву.
- «Девять жизней Нестора Махно» — еврейская община отнюдь не горит желанием сражаться ни за наших, ни за ваших, ни за чёрта лысого. Из моральных принципов. Тем не менее, когда к местечку подошёл Шкуро, общий язык с Махно у них быстро нашёлся, и вместо ожидаемых нескольких минут Шкуро с ними бился несколько часов.
- «Солдаты» — ещё в самом начале Медведев собирался откосить от настоящей службы, устроившись в военкомат и заодно как-нибудь перетянув туда же Соколова, но последний всё запорол.
- «Доктор Хаус» — в одной из серий солдат-контрактник ради беременной жены специально наносит себе увечья, чтобы откосить. Перед этим он пытался договориться с Хаусом и дать ему взятку, но не получилось.
Музыка[править]
- Красная плесень — «П%%дец!» (см. эпиграф). Правда, служить герою всё-таки пришлось, а все попытки уже на службе закосить под энурез или наркозависимость были безжалостно подавлены «дедами».
- Западный Фронт, «Партизанская» — …и на самом деле был не партизан, а дезертир. Чтоб не быть ему солдатом, он свалил из Бугульмы от жадных лап военкомата, от похмелья и зимы.
- Сергей Калугин в квартирнике «Унесло» раскрывает тонкости косьбы «по дурке» в 1980-х. Песенка «Раковый корпус» — об этом.
- Фил Оукс, песня Draft Dodger Rag — вариант с той стороны океана, из времён войны во Вьетнаме. Текст есть здесь, прослушать можно здесь.
- Мурзилки International - Про Призыв. "Когда приходят менты/ты нарушаешь закон/надев подштанники ты/сигаешь через балкон/на необутых ногах/уходишь резко в отрыв/ты постоянно в бегах/когда в столице призыв."
- У ОСП-студии также была ехидная пародия на ура-патриотическую "Границу" Агутина, посвященная именно откосу.
Видеоигры[править]
- Штырлиц: Операция «Бюст» — врач-окулист изображал слепого, но попался, разглядев, чем ему дали взятку.
- Hearts of Iron IV — при высоком проценте призыва и столь же низком желании войны в стране могут начаться массовые уклонения от армий, на борьбу с которыми придется тратить множество полит. очков.
- Аллоды Онлайн — ежегодный весенний квест по отлову и вразумлению уклонистов от призыва (у Империи) и струсивших добровольцев (у Лиги).
Реальная жизнь[править]
- Франц Шуберт косил от армии в чушкé до того, как это стало мейнстримом: чтобы не попасть под призыв, поступил в учительскую семинарию и отработал помощником учителя (на наши деньги — учителем начальных классов) ровно столько, сколько было нужно, чтобы не забрали в армию.
- Известный боксёр Кассиус Клей во время войны во Вьетнаме был признан виновным в уклонении. Отказ идти на войну прокомментировал так: «Еще ни один вьетконговец не называл меня ниггером». Находясь в тюрьме, сменил веру и имя на Мохаммед Али. Позже Верховный Суд США отменил приговор.
- Перекликается с массовым возмущением франко-канадцев по поводу попыток ввести массовый призыв в ПМВ, тогда их лозунгом было: «В отличие от вас, немцы нам ничего не сделали». Тогда вводить призыв в Канаде так и не решились.
- В ирано-иракскую войну желание иракцев уклониться было столь велико, что участились случаи умышленных аварий и попаданий в них, дабы по инвалидности остаться дома.
- Во время войны в/на стране-которую-нельзя-называть уклонизм принял невероятные масштабы: к примеру из призывников Очаковского района не явились к месту сбора 70 % процентов (!) призывников.
- Стесняюсь спросить, а какой войны? ВОВ? Афганистан? Или тоже-нельзя-называть?
- Очаковский район находится на юге Николаевской области Украины, населен почти исключительно этническими русскими (или русскоговорящими). Дальше объяснять?
- Стесняюсь спросить, а какой войны? ВОВ? Афганистан? Или тоже-нельзя-называть?
- И ещё тысячи и миллионы людей, в самых разных странах и с самыми разными результатами. Часто события в армии и освещение их в прессе уменьшают желание служить.