Появление любимого генерала
Настал критический момент боя! Дело дошло до триариев и триарии медленно отступают! Но что это?! Войска воспряли духом! Неужели прибыло долгожданное подкрепление?! Нет! Это наш командир покинул ставку и лично повел в бой последний резерв! Сам пошел в бой, а мы отступаем?! А ну, стоять, сукины дети! Некуда бежать! Вперед и только вперед! Равнение на командирский штандарт! Не посрамим доверие Бати! Ура!
Собственно именно то, что и написано на упаковке. В критический момент сражения генерал лично ведет в атаку резерв, переламывая ход боя одним своим присутствием. Отчасти из-за воодушевления воинов личным примером, отчасти благодаря тому, что командира сопровождает, как минимум мощный отряд охраны, как максимум — генерал действует в составе мощного ударного отряда. Нередко появление командира претворяется криками на тему «Почему я должен делать все сам!!!»
Существует и небоевая версия тропа. Здесь любимый генерал появляется в ходе тяжелого марша, своим примером демонстрируя, что разделяет тяготы со своими людьми.
Подобная ситуация нередко встречается, если командир — генерал-рубака или отец солдатам. Впрочем, допускается исполнение тропа в лице номинального командира, если тот выполняет роль живого знамени. Или же ситуация повернулась таким образом, что или этот командир находит в себе силы переломить ход боя, или он покойник. Впрочем, это не сработает, если авторитет командира бродит в районе плинтуса. За дураком или позером никто не пойдет.
Примеры[править]
Фольклор[править]
- Полулегендарная история о том, как Петр Первый повел в атаку батальоны второй линии, в ходе Полтавского сражения. Журнал боя, равно как воспоминания самого Петра сообщает, что вторая линия в бой так и не вступила.
Литература[править]
- Сергей Мусаниф «Цвет мира — серый» — Черный Гарриус, маг, воин и искусный государь, ОЧЕНЬ уважаем своими солдатами. В том числе потому, что все они знают — когда Его Величество появляется на поле боя, он не покинет его до самой победы.
- Стюарт Слейд «Изо всех сил» — во второй книге так обставлены появления генерала Паттона. На тот момент далеко не все знали, кто это такой и чем знаменит, но благодаря постоянной демонстрации цыганочки с выходом, новоявленный генерал быстро набирает очки уважения личного состава.
- Энтони Райан, «Песнь крови» — отчасти, ГГ, Ваэлин. Вдовесок к ауре страха для противников. Но он имеет такое влияние на отряды под чужим командованием - свои-то даже и не думают сомневаться в победе.
- А вот его недолгая воспитанница, Рива - именно на свои. При том, что училась она совсем не стратегии и тактике.
- К. Дж. Паркер, «How to Rule an Empire and Get Away with It» - именно так на осаждённых работает Лисимах. Даже если это НЕ Лисимах. Даже если реальный Лисимах не сделал для этого ничего.
Кино[править]
- «Слуга государев» — демонстрирует легенду об участии Петра Великого в Полтавском Сражении.
Аниме и манга[править]
- «Kingdom» — неоднократно демонстрируется на примере генералов-рубак, вроде Ван Ци, Бяо Гуна или Лян По.
Настольные игры[править]
- Warhammer40k — наличие поблизости командного отряда резко повышает мораль космодесантникам и гвардейцам. А в случае, если командир находится в резерве и десантируется по ходу игры, то его появление приносит армии дополнительные плюшки.
- Warhammer Fantasy Battles — аналогично примеру выше. Появление командира сильно поправляет мораль отрядов, а также приносит определенные тактические плюшки.
Музыка[править]
- Sabaton ― «Gott mit Uns!» про Густава Адольфа в битве при Брейтенфельде (см. ниже).
Реальная жизнь[править]
- Подобные истории рассказывают про любого популярного полководца. Наиболее известные примеры: Александр Македонский, Александр Суворов, Карл XII, Томас «Каменная стена» Джексон, Джордж Паттон.
- Густав II Адольф в битве при Брейтенфельде. В критический момент сражения он повел кавалерию в центр порядков Тилли, почти окруживших его армию. В результате, кольцо было прорвано, а главная батарея имперцев захвачена.
- Поведение Барклая Де-Толли во время Бородинского сражения. Историки и современники убеждены, что тот, снедаемый горечью от неприятия армией и окружающими его стратегии победы над Наполеоном, намеренно находился в первых рядах, ища смерти. Вместо этого, его появление воодушевляло бойцов, заставляя сражаться более яростно и самоотверженно.
- Собственно, сам Наполеон во главе Великой Армии во время многочисленных сражений и походов, начиная с Итальянского, тоже воодушевлял войска своим личным присутствием, и во время Бородинской битвы это также сыграло свою роль.
- В случае Квинта Лутация Катула - субверсия. Потому как тот возглавил не наступление армии, а бегство. Но превратил его в отступление.
- А вот в случае Фридриха II - инверсия. При Колине он выдал своё коронное «собаки, разве вы хотите жить вечно?», но бой таки проиграл.