Pike & Shoot
Вкратце
Cильному противостоят более слабыe, но специально строго для этого предназначенные.
На протяжении веков главной силой на поле боя была кавалерия. Лошадь быстрее и выносливее пехотинца, всадник всегда может быстро оказаться на нужном участке фронта, а удар рыцарского копья наносится с силой несущегося на скорости медленно едущего автомобиля животного в полтонны весом. Кроме того, тяжелый кавалерист — это обычно человек знатный и, как правило, далеко не бедный, а значит, он и лучше обучен, и лучше экипирован.
Однако есть способы борьбы с ними. Самый простой из них — рогатина, длинное толстое копье или любое другое аналогичное оружие на длинном древке. Они просты в изготовлении — не нужно добиваться баланса и тщательно выверять вес, самый простой вариант делается из черенка от лопаты и перекованного наконечника от косы. Обращению с ним не нужно долго учиться — достаточно упереть в землю, а поражающий импульс даст сама лошадь. Не говоря уже о том, что лошадь обычно пугается стены направленных на неё заостренных палок. Так что пикинер, при прочих равных проигрывающий, к примеру, более маневренному и хорошо подготовленному бойцу с щитом и мечом, способен при этом противостоять несравнимо превосходящему его при прочих равных кавалеристу. В худшем случае выйдет размен своих на чужих один к одному — но, учитывая, что с одной стороны у нас вчерашний новобранец, а с другой профессионал, на подготовку которого уходит вся жизнь, это более чем выгодный размен. (ИРЛ баталии пикинеров появились для противостояния тяжелой пехоте после битвы при Арбедо, когда вооруженные алебардами швейцарцы, отбив конную атаку итальянских копейщиков, не смогли противостоять последовавшей пешей атаке тех же копейщиков. Аналогично сариссофоры появились в Античности для противостояния классической фаланге гоплитов. Они были практически неуязвимы для другой пехоты ближнего боя, но тяжелая конница типа жандармов или гусарии иногда могла прорвать их строй. Также пикинеры были одним из самых высокооплачиваемых видов пехоты [судя по итальянским индивидуальным контрактам уступали только арбалетчикам, превосходя щитоносцев и алебардщиков].)
Если же взять более качественное, а не переделанной из кос древковое оружие, и помножить на хорошую подготовку самого бойца, получится настоящее вундерваффе своей эпохи — швейцарские баталии. Построившись в каре, швейцарские наемники без значительных потерь отражали нападение превосходящей числом кавалерии, просто вдумайтесь в это! Именно алебардисты, а вовсе не огнестрельное оружие, положили конец эпохе закованных в броню по самые ресницы рыцарей[1].
И наконец, поскольку в армии появился доступ к аркебузам - хреново сделанным, дешевым дульнозарядным гладкоствольным фитильным бабахалам, стало возможным провести апгрейд дорогостоящих арбалетчиков и лучников на дешевых аркебузеров, которым не надо стрелять точно, им надо стрелять залпом, с дистанции "когда увидите белки их глаз". В комплекте к аркебузе шли "двенадцать апостолов" (заранее отмерянные дозы пороха, пуля и пыж в специальной влагозащитной деревянной, роговой или из чего хотите трубочке с крышкой - прообраз более позднего патрона. Для применения нужно просто открыть эту штуку и высыпать в ствол, а затем прибить шомполом, после чего раздуть фитиль и - ждать команды на залп) рог пороха и пулейка. Единственно что плохо - аркебузеров (ввиду относительной дороговизны девайса - аркебуза стоила 26 реалов, тогда как пика только 7) пока ещё в армии было мало, боезапас был невелик, и на них полагались разве что как на вспомогательный вид войск, предпочитая в качестве основного пикинеров, от того и сложился облик испанской терции - каре пикинеров, окруженное по углам стрелками. Отношение было в разные времена разным, но стрелков было где-то в целом треть от количества пикинеров. Если было нужно драться с очень тяжело бронированными целями, добавлялись также мушкетёры (когда появились). Данное боевое соединение напрочь заруливало все другие виды войск на протяжении трехсот лет, что само по себе достижение. Победить их удалось лишь с помощью расстрела из артиллерии, а там и времена поменялись, ибо появилась линейная пехота, но... Как же так вышло что на протяжении столь большого времени терция оставалась непобедимым? Ответов несколько. Во-первых, это профессиональная, дисциплинированная армия, а не просто куча наемников (кстати терции приходилось воевать и против швейцарских "ежей" тоже. Ежам пришлось несладко). Во-вторых, это испанцы, у которых единственный способ выжить в те времена - это записаться в армию, где хотя бы кормят (правда подножным кормом), и у которых гонора столько, что когда им не платили жалование, знаменосцы и офицеры выходили из строя и отходили в сторонку (дабы не замарать честь флага и не совершить измену), а остальные устраивали бунт. Начальство обычно входило в положение, выплачивало задолженности и никого не репрессировало (ибо бунтовали они без офицеров и флага, то есть не совершив измену). Известен даже случай, когда в разгар осады испанцам не выплатили жалование. Привычно, знаменосцы и офицеры выходят в сторону, а солдаты вежливо интересуются у ответственного за невыплаты, когда же всё таки будут деньги. Тот выкрутился - кивнул на осаждаемую крепость и сказал что выплата будет вон там, на следующий день. Крепость была взята уже к вечеру.
В общем, вкратце, позднее в дополнение к пикинёрам и аркебузерам появились мушкетёры. Комбо «пикинёры + мушкетёры» (то есть, собственно Pike & Shot) оказалось настолько эффективным, что доминировало на всех полях битв вплоть до конца XVII века, когда появились пехотинцы, способные совмещать функции обоих — фузилёры, вооруженные ружьями с игольчатыми штыками, и достаточное количество артиллерии, для того, чтобы сбитая в тугое построение пехота не плодилась.
В компьютерных играх дело обычно обстоит исторически достоверно — копейщики слабы, но многочисленны и стоят как грязь, так что просто созданы для того, чтобы подставлять их под удар кавалерии.
Надо заметить, что здесь во всей красе действует принцип «камень-ножницы-бумага», в котором камень — кавалерия, бумага — копейщики, а ножницы — хорошо обученная пехота. В более поздние эпохи место «хорошо обученной пехоты» занимает артиллерия — развернутому в линию кавалерийскому эскадрону пушки не успеют нанести серьезных повреждений, тогда как для плотного построения пехоты артиллерийский обстрел, как правило, фатален.
Где встречается[править]
Видеоигры[править]
- "Pike and Shot", походовый варгейм от Slitherine. В основном сфокусирован на эпохе, когда терции и их различные вариации царили на поле боя. Можно попытаться, например, в Белогорской битве от лица протестантов остановить паровой каток двигающихся на твои позиции терций и ощутить всю тягостную атмосферу такого противостояния.
- Mount & Blade, армия Родокии воплощает собой этот принцип в классическом виде, только вместо мушкетёров арбалетчики. Благодаря этому в принципе недорогая и неразнообразная по составу армия может нагибать рыцарскую конницу соседней Свадии.
- В клоне этой игры, "Caribbean!", из этого тропа состоит практически вся игра, в наличии и пикинеры, и мушкетёры, и аркебузеры, и уникальные юниты. Особенно за Испанию. Против терции не устоит вообще никто!
- «Казаки» же! Пикинеры и мушкетеры — основа армии всех европейских фракций в 17 веке, кроме Украины (копейщиков нет). Потом, в рамках исторической реальности, происходит совмещение ролей в мушкетёре 18 века (хотя пикинёры в 18 веке тоже есть — но уже на правах дешёвого пушечного мяса).
- Knights and Merchants — копейщики и пикейщики стоят несколько дешевле, чем обычная пехота с топорами и мечами (ибо не экипируются щитами), слабее атакуют, не умеют проводить «банзай-атаки», зато против кавалерии имеют такой бонус к удару, что при равной численности потери имеют в разы меньшие.
- Впрочем, кавалерия тут сама по себе не очень сильна — фактически она превосходит обычную пехоту только в подвижности.
- Civilization — принцип «камень-ножницы-бумага» в целом соблюдается (правда с дополнением в виде артиллерии, без которой города брать значительно труднее). В пятой части есть и испанская терция, заменяющая обычных аркебузиров и имеющая бонус против кавалерии (пусть и меньший, нежели у обычных пикинёров).
- Войска первого уровня фракции Замок в Heroes of Might and Magic III - копейщики, после апргейда - алебардисты. Дёшевы, хорошо прирастают, имеют защиту против бонуса кавалерии (+5% атаки за каждую пройденную до атаки гексу)
Настольные игры[править]
- Stratego, продававшаяся в СССР под названием «Сражение». Маршал бьёт любую фигуру, а самого маршала может убить только шпион, если нападёт на него первым; при этом шпион — самая слабая фигура, которую, напав на неё, убивают все — от маршала до простых солдат.
- Существовала и версия игры с восточным колоритом (касается лишь антуража, правила прежние), где вместо маршала — патриарх, а вместо шпиона — ниндзя.
- Warhammer Fantasy Battles - пехота Империи копирует испанские терции, разве что вместо пик копья. Но доступны тилейцы-наемники с пиками и даже особый отряд, Легион Пираццо, действующий в стиле "пики и выстрела", но вместо мушкетов арбалеты.
- ↑ В реальности, конечно, всё было куда сложнее - упадок рыцарей был во многом связан с изменениями социально-экономическими, переходом от феодального к капиталистическому хозяйству, появлению регулярных армий и т. д., но это тема отдельной статьи.