Пращник
Пращник — казалось бы, самый доступный вид легкой пехоты.
Они способны бросать большие снаряды… с такой силой, что кажется, будто снаряд был брошен катапультой. Из-за этого в атаках на города они способны уничтожать защитников, находящихся на стенах, а если говорить о сражениях в открытом поле, то они могут сломать большое число щитов, шлемов и все виды кирас.
Праща[править]
Сама праща — приспособление для метания камней в виде веревки с петлей на одном конце и расширением посредине (как вариант палка с держателем камня, удлиняющая руку при броске камня) — была известна с глубокой древности. Изобретали ее видимо многократно — когда пастуху такого-то племени надоедало кидаться в волков булыжниками вручную, он мастерил простейшую приспособу для облегчения этого процесса.
Помимо камней при должной сноровке, из пращи метали и дротики, в этом случае праща именовалась копьеметалкой.
Крутые профи, у которых снаряды даром не пропадали, частенько использовали дорогой, но эффективный боеприпас: свинцовые пули массой 30-50 г (для сравнения: 38 г — круглая пуля для гладкоствола 12-го калибра). Да-да, свинцовые пули не только старше, чем огнестрел — они старше, чем грязь! Причем такая пуля зачастую пробивала даже шлемы и доспехи! Более бюджетным вариантом были керамические пули для пращи, по убойности уступали и свинцу и камню, но стандартные размеры и вес, как и в случае свинцовой пули, позволяли добиться большей точности, чем у камня.
Вопреки стереотипам пращей можно пользоваться и в строю, для этого её раскручивали не над головой, а вертикально, что позволяло пращникам встать в ряд не боясь задеть соседа.
Праща в Древнем мире[править]
Все древние цивилизации (Вавилон, Египет, Инки) так или иначе использовали пращу в армии. Любой нищий, будь он раб или безземельный крестьянин, мог найти на помойке веревку, набрать камней и попробовать себя в качестве пусковой установки. Лучше всего это удалось, помнится, будущему иудейскому царю Давиду.
Впрочем, такие импровизированные пращники не особо эффективны. Бесприцельно брошенные камни могли наставить врагам синяков, слегка расстроить их строй, но лишь в редких случаях наносили серьезные раны пехотинцам в доспехах. Хотя против бездоспешной пехоты или легкой кавалерии какой-то результат все же был. Да и расстроить перед стычкой вражескую фалангу, пусть «слегка» — тоже дорогого стоит.
Совсем другой эффект получался, когда за пращу брались профессионалы. На протяжении всей Древней истории таковыми были жители Балеарских островов. Даже само название островов исходит из того же греческого корня, что и «баллистика». Упражняясь с детства, они становились грозными бойцами (см. эпиграф). Помимо силы броска, они отличались великолепной меткостью, сравнимой со стрельбой из лука на той же дистанции. К тому же, у балеарцев было сразу три пращи — для ближней, средней и дальней стрельбы — и все три они носили с собой (одну в руках, другую обвязывали как пояс, третью — как повязку на лоб). Изначально балеарцы служили наемниками Карфагена. В ходе Второй Пунической римляне захватили Балеарские острова, но для этого им понадобилось целых два года. Зато в дальнейшем балеарские пращники вошли в состав римских вспомогательных войск.
В Древней Греции очень котировались пращники из Аркадии. Дело в том, что Аркадия располагалась в горах, особенным развитием городов, ремёсел и культуры в классическую эпоху не отличалась, а потому основным занятием населения был выпас овец. Выпас овец сам по себе дело весьма скучное, потому аркадцы занимали себя тренировками в пращеметании. Как сообщают нам источники, пращников в Аркадии учили следующим нехитрым способом: отец брал с собой сына на пастбище, ставил поодаль мишень (лепёшку) и отправлял сына её сбивать. Пока сын не торжествовал, обеда (в виде той лепёшки) ему не полагалось. В итоге вся Греция ходила в горную Аркадию нанять там лёгких пехотинцев-пращников.
С падением Римской империи (реально, видимо, еще раньше) профессиональные пращники повывелись, а наспех обученные — не имели боевой ценности. Поэтому пращу стали забывать. С появлением рыцарской конницы и превращением пехоты во вспомогательный элемент праща и вовсе потеряла значение. Во-первых, не было тех плотных строев, по которым так удобно бросать камни почти не целясь, а в одиночных рыцарей еще попасть надо. Во-вторых, они хорошо защищены и кирпичей особо не боятся. Ну и в-третьих, кто вообще позволит голозадому простолюдину поднимать руку на их благородие?
Однако праща забыта не была. Ещё в римских легионах была узко популярна древковая праща, фустибаль/фестибула или манубаллиста. Относится к обычной праще примерно как арбалет к луку: позволяет любому амбалу после недолгой тренировки накидывать тяжёлыми снарядами примерно в ту сторону, не представляя большой опасности для соседей. В раннем Средневековье на том же принципе был создан возможно, пришёл из Китая требушет, работавший дешёвым (не нужны упругие элементы, только простые камни для противовеса) и эффективным осадным орудием почти до появления пушек. А с распространением порохового оружия из пращи начали метать гранаты и делали это мало не до Первой мировой.
Праща в культуре[править]
Мифология и фольклор[править]
- Библия, книга Судей, 20:16. В войске евреев из колена Вениамина (общей численностью 26700 человек) было «семьсот человек отборных, которые были левши, и все сии, бросая из пращей камни в волос, не бросали мимо».
- Там же, 1 книга Царств гл. 16-18. Давид против Голиафа.
Литература[править]
- Вроде бы праща считается характерным оружием хоббитов, но примеров её боевого применения — раз, два и обчелся. У Профессора-то они кидались камнями просто так, без приспособ, либо были лучниками. Да и мощность пращи растёт с длиной рычага, а не усилий на изгиб у материала, как у луков и арбалетов, так что её намного сложнее приспособить под кого-то сильного, но короткорукого и низкорослого, и соответственно она получается хуже для боя.
- О. Генри, «Вождь краснокожих». Неадекватный мальчик Джонни Дорсет неслабо ошеломил своей пращой бывалого уголовника Билла Дрисколла. Ошеломил в прямом и переносном смысле. Прямо-таки ошарашил.
- «Волшебник Изумрудного города» — Марраны-Прыгуны. Массированным залпом едва не сбили ковёр-самолёт.
- Dragonlance — обычно считается, что на конце кендерского хупака крепится рогатка, но в порядке реализма это может быть и разновидность древковой пращи.
- «Сказки тёмного леса» — все Грибные Эльфы неплохо владели пращой и написали неплохое руководство "пращника выходного дня".
- Тайный город — Красные Шапки могут не только ятаганами махать да из ружей палить. В былые времена они считались лучшими пращниками, умеющими бросаться с удивительной точностью. Не только камнями — Копыто как-то раз продемонстрировал бросок бутылок виски. Одновременно с двух рук и точно в цель.
- Генри Лайон Олди, дилогия «Внук Персея» — Кефал, друг и соратник главного героя, мастерски владеет пращой.
- Как и Беллерофонт, главный герой дилогии «Золотой лук». Причём у него это умение явно выходит за границы доступного простому смертному, но, никто, до определённого момента, не знает, почему.
- «Кодекс Алеры» — Тави убивает одного из подосланных убийц-заклинателей дерева именно пращой. Здесь сравнительная слабость и неожиданность использования пращи обоснована — заклинатели дерева могут натянуть лук с силой, недоступной для любого простого смертного, и направлять стрелу в полёте, а заклинатели камня могут подействовать максимум на сам запущенный из пращи камень и им проще швырнуться ближайшим булыжником.
Манга, аниме и ранобэ[править]
- Goblin Slayer — пращой пользуются местные клирики. Поначалу Дворф-Шаман, потом и Жрица, явно под влиянием главного героя.
Видеоигры[править]
- В Heroes of Might and Magic_IV пращой вооружены полурослики, имеющие бонусы против гигантов. Во второй и третьей части тоже, но уже без бонусов.
- В King’s Bounty: Воин Севера юнит-пращник есть у викингов.
- В «Кодексе Войны» пращой вооружены гоблины-разведчики.
- Юнит-пращник есть в Age of Empires I. Появляется в аддоне Rise of Rome.
- Rome: Total War. Отряды пращников есть у значительной части цивилизаций. Тем, кому они не достались, а метнуть ядро всё же хочется, имеются и наёмные (простые), а также наёмные Балеарские и Родосские (элитные)
- Warhammer — пращники есть среди скавенских рабов. Одновременно с вполне себе средневековыми юнитами людей, так что против брони, как и полагается, бесполезны.
- A Plague Tale: Innocence — главная героиня Амиция.
- В играх по D&D праща наносит дамаг меньший, чем лук или арбалет, но это чуть ли не единственное дальнобойное оружие, доступное клирикам (из-за запрета на пролитие крови и оружие с острой кромкой).
- Tales of Maj'Eyal — праща доступна в основной игре как одноручное дальнобойное оружие, и есть класс, приспособленный именно под использование пращи в сочетании со щитом. К сожалению, проигрывает лукам по статам и количеству полезных уникальных экземпляров.
- А ещё она является избранным оружием местных полуросликов, которые тут несколько отличаются от своего стереотипа удалённых от мира земледельцев, являясь одной из двух главенствующих рас на континенте и создателями огромной и воинственной империи в прошлом.
- В других рогаликах вроде NetHack, ADOM и Dungeon Crawl также зачастую имеются пращи.
- Cataclysm: Dark Days Ahead — праща является легкодоступным, тихим и (в зависимости от версии) эффективным оружием дальнего боя. Свинцовые пули не завезли, но можно кидаться шариками из подшипников.
Настольные игры[править]
- D&D — праща наносит всего 1d4 урона (как кинжал), но имеет нулевую начальную цену и считается простым оружием (что, мягко говоря, не соответствует реальности). Поэтому чаще всего её берут колдунам и прочим жрецам как оружие «на всякий случай».
- Mordheim (тактический спин-офф Warhammer) — праща является эксклюзивным оружием Сестёр Сигмара и скавенов. Наносит ровно такой же урон, как луки и арбалеты, но обладает примечательной особенностью — с половинной дистанции позволяет делать два выстрела в ход. Учитывая, что стоит праща копейки, а скавенов можно было нанять очень много… противник вооруженной пращами банды часто погибал под градом камней, не успевая оказать достойное сопротивление.
- Берсерк: вселенная магических битв — пращники сражаются в рядах аккенийцев. Оно и понятно: ряженые под Рим жи есть.