Доносчик
Донесу я в думе царской,
Что конюший государской —
Басурманин, ворожей,
Чернокнижник и злодей;
Что он с бесом хлеб-соль водит,
В церковь божию не ходит,
Католицкой держит крест
И постами мясо ест.
Он же ябеда, стукач, дятел, информатор, Навуходоносор, топтун и крыса-кун. Повсеместно считается нехорошим человеком, редиской. Может оговорить невинного человека, проинформировать об инакомыслящем, донести на политического преступника, сообщить о человеке, за голову которого назначена награда, или выдать доверившегося уголовника. Это НЕ штатный шпион и НЕ внештатный сотрудник, а тот, кто делает это от случая к случаю. Иногда предатель, но не обязательно.
Вообще, между доносчиком и осведомителем довольно тонкая линия, прочертить которую не всегда удаётся. Более-менее считается, что доносчик доносит из лучших побуждений и именно на людей, которых считает врагами общества. А осведомитель доносит в корыстных целях и на своих же соратников. В прочем, бывает человек доносит не во вред тому (как он считает или как воспитали доносящего), на кого донес, а ради него, чтобы небольшое наказание уберегло его от потенциально более опасных действий. Отдельный случай, самый гнусный или трагический — Донести на родителей.
Примеры[править]
Сегодня на работе двойной праздник: шеф уехала на аттестацию и забрала с собой профкома, которая любит на всех стучать. Как верно кто-то заметил, «Саурон уехал и око свое с собой забрал».
Религия и фольклор[править]
- Евангелие — Иуда! Как бы даже не кодификатор.
- В Книге Исхода, по мнению кое-кого из толкователей, давится педаль в Австралию:
- Сорокалетний Моисей убивает египтянина, защищая собрата-еврея. Библия особо подчёркивает, что он убедился в отсутствии свидетелей и спрятал труп. Однако практически сразу же о его поступке становится известно. Причём не властям (Моисей спешит скрыться, пока и они не узнали), а рабам. Кто же свидетель и, соответственно, сабж? Похоже, тот самый спасённый соплеменник…
- Ранее фараон принимает решение убивать еврейских младенцев. А как он намерен это осуществить? Баз данных нет, детских садов нет, учёта в поликлинике нет, роды проходят дома, к каждой еврейской семье стражника не приставишь… Неужели Моисей был единственным счастливым исключением? Ни в коем случае, если только не предположить, что на рожениц охотно стучали соседи из числа коренных жителей. За что и огребли казни египетские, включая гибель первенцев.
- Армейская байка про офицера, являвшегося патологическим стукачом. Проблема в том, что так как докладывал он обо всех правонарушениях, даже о самых мелких, то постоянно получалось, что он же оказывался крайним. В основном потому, что офицером, на которого он накатал телегу об очередном мелком нарушении, был он сам.
Театр[править]
- Г.-Э. Лессинг, «Натан мудрый». Храмовник донёс иерусалимскому патриарху, что еврей воспитывает девушку — возможно, христианку. Этот рыцарь —парень в целом хороший, только обиделся на Натана, что тот сразу не дал согласия на просьбу руки и сердца. Впрочем, никаких отрицательных последствий для еврея не было.
- Мюзикл «Волки Мибу» — Кано. На пару со своим учителем Ито дезертировали из Синсэнгуми с мыслью уйти на службу их злейшему врагу, клану Чошу. У Ито осуществиться второй половине плана помешала несовместимая с жизнью самоуверенность, а вот Кано до Чошу добрался. И в нужный момент опознал своего бывшего командира Кондо, когда тот (вынужденно) пришел в лагерь Чошу инкогнито, и тем самым обрек его на смерть. А ведь именно Кондо отговорил разъяренного Хиджикату искать и казнить дезертиров.
Литература[править]
Русскоязычная[править]
- Разумеется, спальник из «Конька-Горбунка» (см. эпиграф).
- В инсценировке, где многое «сочинили за Ершова», дополнительно подсвечено. «Что шумишь с утра, дурак? Ты с доносом или как?» — «Обижаешь, царь, вопросом! Ну конечно же, с доносом!».
- А. С. Пушкин, «Капитанская дочка» — Петруша пришёл к выводу, что батюшку проинформировал о поединке и ране именно Швабрин: «он один имел выгоду в доносе, коего следствием могло быть удаление мое из крепости и разрыв с комендантским семейством»
- А. И. Куприн, «Мирное житие». Пожилой рантье Иван Вианорыч Наседкин постоянно пишет анонимные доносы, считая себя борцом за нравственность. Итог одного из таких письмишек — купец застал жену с любовником, а потом «Свалив с ног, до устали бил ее огромными коваными сапожищами, потом созвал всю мужскую прислугу, приказал раздеть жену догола, и сам, поочередно с кучером, стегал кнутом ее прекрасное тело, обратив его под конец в сплошной кусок кровавого мяса». В свободное от написанию доносов время интересуется тем, как бы выгоднее вложить деньги (хотя семьи у него нет). При этом — ходит в церковь, и молитвы трогают его до слёз.
- А. П. Чехов, «Толстый и тонкий»: Порфирия прозвали в гимназии Эфиальтом — он ябедничать любил.
- Максим Горький, «Детство» — эпизод, в котором со словами «доносчику первый кнут!» дедушка порку начинает не с провинившегося, а с того, кто донёс на своего родственника. (На самом деле эта пословица говорила о том, что сначала надо допросить доносчика — а допрашивали с пристрастием).
- Немного не так. Доносчика дед выпорол за конкретную шалость и вполне заслуженно (тот подсунул подмастерью раскаленный наперсток). И порка изначально предназначалась ему. А фразой "Донос не оправдание. Доносчику первый кнут" он отказался простить за совершенный донос.
- М. Булгаков, «Собачье сердце» — Шариков написал донос на Преображенского.
- Л. Соловьёв, «Повесть о Ходже Насреддине»:
- Джафар донёс эмиру бухарскому, что Насреддин положил глаз на красивую девушку. Разумеется, Гюльджан быстренько забрали в гарем.
- А Агабек донёс на Насреддина… принцу-ишаку!
- А. Н. Толстой, «Гадюка» — налётчик Валька-гимназист донёс белым на главную героиню, боясь, что он расскажет о его преступлении.
- Его же «Золотой ключик, или Приключения Буратино» — Лиса с Котом доносят на Буратино в полицейский участок: он воришка, который угрожает богатеньким и почтенненьким жителям города (сами лже-инвалиды, видимо, не угрожают), причём полицейский рявкнул так, что под Лисой появилась лужа. По приказу начальника участка Буратино поймали.
- М. Шолохов:
- «Тихий Дон» — Владимир Мохов, ещё будучи гимназистом, рассказал отцу, что помощник вальцовщика Давыдка жаловался на жадность работодателя. Реакция отца немного предсказуема — «Уволю».
- «Судьба человека» — двое, пополам с предатель:
- Во время заключения в церкви Соколов слышал угрозу: «Если завтра нас выстроят и будут выкликать комиссаров, коммунистов и евреев, то ты, взводный, не прячься! Я первый укажу на тебя!». Утром Соколов сделал так, чтобы он не смог выполнить обещание: «Готов предатель, и язык набоку!»
- «„Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит“. Только и сказал, но ведь нашелся же из своих какой-то подлец, донес коменданту лагеря про эти мои горькие слова».
- С. Маршак, «Юный Фриц». «Держим ухо мы востро, носим за ухом перо…»
- М. Булгаков, «Мастер и Маргарита»: Коровьев донёс на председателя жилтоварищества Босого, Иуда, разумеется — на Иешуа. А Алоизий Могарыч — на Мастера. Барон Майгель тоже не брезговал этим занятием.
- Владимир Богомолов «Момент истины». Горбун Станислав Свирид, донесший СМЕРШ на своего бывшего хозяина — Павловского, а также сообщивший о том, что его работница, Юлия, является любовницей сына Павловского, который известен как действующий агент абвера.
- Братья Стругацкие:
- Понедельник начинается в субботу — «Были сигналы: не чай он там пьет» (Модест Матвеевич про надзирателя вивария, вольноотпущенного вурдалака Альфреда).
- «Гадкие лебеди» — Виктор Банев по отношению к Павору. А вот сам Павор — сексот.
- «Улитка на склоне» — Домарощинер.
- «Чучело» — герои прогуляли урок, Дима рассказал об этом учителю (хотя не по своей инициативе и с неохотой), и понеслось…
- Андрей Белянин, «Тайный сыск царя Гороха» — дьяк Филимон Груздев. «Стучит» всем и на всех из идейных соображений.
- Игорь Поль «Ангел-Хранитель 320» — тихий китаец Ли оказывается тайным информатором полкового особиста. С учетом реальных проблем, которые он мог доставить всей роте, после выявления тот немедля подрывается на фугасе в результате «несчастного случая».
- «Хроники странного королевства» — адвокат Скрайс, написавший донос на Элмара.
- Здесь же идет подсветка, от его покровителей в уголовном мире Ортана: «Э, яхонтовый мой, ты же должен помнить, что стукач прикосновенен вне зависимости от статуса».
- Павел Ольховский, «Последняя гимназия» — у Викниксора был стукач среди шкидовцев, когда о нем узнали из подслушанного разговора, расправа была быстрой и безжалостной.
- Георгий Качаев «Не плачьте о нас…» — Юра Карпов, по прозвищу Карпуня. Попавшись гестаповцам, со страху сдал всех, кого знал, что стало концом для Подполья. Основано на реальных событиях.
На других языках[править]
- П. Мериме, «Маттео Фальконе».
- «Собор Парижской Богоматери» — Фролло. Как это нет? А кто стукнул на Эсмеральду, да так оперативно, что за ней пришли ещё до того, как она пришла в себя? Причём Фролло этого от Эсмеральды не скрывал.
- А. Дюма, «Граф Монте-Кристо» — Данглар, который «в шутку» написал донос, и Фернан Мондего, который отнёс его на почту.
- Его же «Три мушкетёра». Господин Бонасье, ставший осведомителем Кардинала.
- Шарль де Костер, «Легенда об Уленшпигеле» — рыбник, донесший на Клааса.
- Я. Гашек, «Похождения бравого солдата Швейка» — подпоручик Дуб.
- Рэй Брэдбери, «451 градус по Фаренгейту» — на протагониста донесла его жена.
- Гарри Гаррисон, «Специалист по этике» — Майк Саймон по причине своего патологического «морального» фанатизма пробует себя и в этой роли.
- «Гарри Поттер»:
- Драко проинформировал МакГоннагал, что «золотая троица» ходит по замку во внеурочное время. Троица была наказана. А заодно и сам доносчик. Не за то, что ябедничал, а за то, что тоже шлялся.
- В пятой книге Отряд Дамблдора сдаёт подружка Чжоу Чанг Мариэтта Эджком.
- Северус Снейп, услышавший пророчество о будущем сыне Лили Поттер, первым делом побежал умолять Волдеморта не трогать её — похоже, даже не задумавшись, что лучше было промолчать, ведь никто из Пожирателей Смерти это пророчество больше не слышал. А так — и Волдеморта не уговорил, и под троп попал. Впрочем, тут ситуация сложная — Волдеморт сам говорил, что мог оставить её в живых по просьбе Снейпа, но Лили закрыла Гарри своим телом. И поди пойми, врёт он или нет.
- «Песнь Льда и Пламени» — Крастер.
- А. Сапковский, «Сага о Рейневане» — отец Ганис Гвиздек, он же Вошка. Прирождённый фискал — проще сказать, кому он не стучит (главгерою, если что… хотя один раз таки оскоромился, было дело).
- Роберт Харрис, «Фатерлянд» — Ксавьер Марш угодил на допрос к поехавшему Глобусу благодаря собственному сынишке, который донес на него в гестапо, наверное, из подражания своим сверстникам из Океании. Причем донёс на отца он как раз тогда, когда тот постучался в его дом. Да, пионерия весьма хреново влияет на сознание молодого поколения, ничего не скажешь.
- Джордж Орлуэлл «1984» — стукачество возведено в ранг обязанности любого члена Партии. Детям даже выдают специальные трубки, для подслушивания в скважины.
Сетевая[править]
- Рассказ Грубаса о тетке Татьяне, которая сдала нацистам родственницу-«жидовку». Пополам с квислингом мелкого пошиба: согласно слову божьему, она ни минуты не сомневалась, что сделала благое дело для брата — избавила от «неправильной» жены и лишних ртов, а он, дурак, еще и обиделся.
- Стюарт Слейд «Война Спасения» — Чарли Бейнс, капитан армии США и брат доморощенного исследователя-демонолога Нормана Бейнса, передал своему руководству научный труд его брата, который тот писал в стол и нигде не публиковал. Уже на следующий день в дом к Норману заявились офицеры Пентагона, чтобы сделать предложение, от которого нельзя отказаться — возглавить отдел паронормальных операций при Пентагоне. С фитильком, ибо знания Бейнса оказались бесценными, а если бы Чарли сохранил его труд в тайне, то он рисковал оказаться под трибуналом по обвинению в государственной измене.
- Здесь же, ряд людей, передававших Раю информацию о дислокации подразделений Человечества или о текущих операциях. Кто-то из-за повышенной религиозности, которую так и не выбило предательство Яхве, кто-то из-за обещаний ангельского титула и всех благ.
Кино[править]
- «Три толстяка»: продавец воздушных шаров — стукач и агент Толстяков.
- «Большая перемена» — светлый вариант тропа (по советским меркам, во всяком случае). Тимохин (персонаж Савелия Крамарова) доносит на свою она-ещё-не-знает невесту: так как она не работает, то не имеет права учиться в вечерней школе. Невеста вовсе не горит желанием работать, однако, узнав о своём статусе невесты, очень желает таковой закрепить и находит работу.
- «Молодая Гвардия» — Стахович, герой Евгения Моргунова. Испугавшись пыток сдал всех своих товарищей, что привело к ликвидации комсомольского подполья.
- В реальности предателя звали Генадий Почепцов, под влиянием своего отчима, написавщий донос с перечислением имен «гвардейцев».
- «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» — сюжетная линия с доносчиком играет важную роль. Причём режиссёр откровенно играет со зрителем, на протяжении примерно половины фильма создавая у него впечатление, что доносчиком является Митрофанова. Не особо внимательные продолжают так считать даже после сцены, в которой у неё есть железное алиби..
- «Прирожденные убийцы» — в ходе бунта в тюрьме многочисленные стукачи первыми попали под раздачу разъяренных зеков. Выжили немногие.
- «Признайте меня виновным» — в основе фильма лежит история Джеки Динорцио, которого сдал собственный брат и который отказался стучать на своих друзей из семьи Лукреззе.
- «Рок-н-рольщик» — главгад Ленни Коул, считающий себя «хозяином города», по совместительству ещё и стучит в полицию под псевдонимом Сидни Шоу. Убит своим же подручным Арчи — одним из списка тех, кого Ленни сдал.
Телесериалы[править]
- «Игра престолов». Вела Бриенна пленного Джейме — и повстречала (как позже выяснилось) доносчика. И не убила его, хоть Джейме и настаивал. А зря не убила-то: старик тут же сдал их Локку.
- «Улицы разбитых фонарей» — информаторов в бандитских рядах у оперов немало. Кто-то доносит из-за денег, кто-то, чтобы срок скосить. Есть и вымышленные «информаторы». Например, «агент Цыплаков» — это альтер-эго Ларина.
- «Папины дочки» — чтобы Федотов не улетел в Лондон и не увёз с собой Оксану, Галина Сергеевна проинформировала ФСБ, что у неё есть компромат на олигарха.
- «Third Watch» — доносчики встречаются очень часто. Так, одним из информаторов сержанта Круз был известный писатель, тесно связанный с наркоторговцами. С летальным исходом для него и тяжелыми ранениями для некоторых из героев.
- В целом в сериале к доносчикам отношение двоякое. Донести на преступников — дело одобряемое и необходимое. Стучать на своих — автоматический переход морального горизонта.
Мультфильмы[править]
- «Приключения Буратино» (1959 г., реж. И. Иванов-Вано и Д. Бабиченко — Лиса с Котом доносят на Буратино самому начальнику полиции — якобы на начальника готовится покушение, — и тот сразу падает в обморок (и быстро приходит в себя, после Лиса хвалит его самообладание). Блестящий неканон.
Видеоигры[править]
- Persona 5 – Горо Акэти примыкает к Призрачным Похитителям для изменения сердца Саэ Ниидзимы, позже сдаёт полиции.
Музыка[править]
- Владимир Высоцкий, «Дорожная история» («Но был донос, и был навет»), «Песня про стукача» (В наш тесный круг не каждый попадал).
- Snow, Informer.
- Крош, «Стукач Симаков».
- Bitard671 — «Стукач». Идея доносительства за материальные выгоды раскрыта на 100 %
- Куплеты про Пегги и ее зверей. «У Пегги жил весёлый кот. Он отсидел за анекдот… У Пегги жил весёлый пёс. Он на того кота донёс… У Пегги жил учёный грач. Он был доносчик и стукач».
- Михаил Щербаков — «Целое лето». Сын-подросток донёс на родителей-диссидентов.
Реальная жизнь[править]
- В каждой тюремной камере (кроме одиночек, хотя как знать…) есть хотя бы один осведомитель. Вдруг пока ещё задержанный, но ещё не осуждённый начнёт хвастаться перед сокамерниками, где спрятал труп и как ловко избавился от улик. Позже, на встрече со следователем, такого хвастуна ждёт невесёлый сюрприз. Если осведомитель спалится, то невеселый сюрприз будет ждать следователя.
- С точки зрения легизма, каждый житель государства обязан доносить на ближнего своего, вне зависимости от родственных отношений. А вот с точки зрения конфуцианства, донос на собственного отца считался делом греховным. Правда отец на сына донести мог, хотя и подлежал наказанию за «неправильное воспитание».
- Массовая депортация корейцев с Дальнего Востока в числе прочего была спровоцирована валом доносов. Во-первых по причине обострения конфликта между старым и молодым поколениями коммунистов, активно деливших власть, а во-вторых — из-за особенностей местного менталитета. Корейцы, воспитанные в традициях легизма, доносили властедержащим даже о подозрениях в адрес своих соседей. Неудивительно, что местные чекисты, шокированные числом доносов, немедля отрапортовали в Москву, что тут целый регион готов сбежать к японцам.
- По распространенному мнению, Инквизиция с удовольствием принимал все доносы на ведьм и колдунов от «бдительных соседей». В реальности (особенно в Испании и Италии, где работы и так хватало), неподписанная анонимка обычно отправлялась в ведро. А если донос был подписан и в ходе дознания выяснялось, что «ведьма» невиновна (в случае с инквизицией вполне реальный исход) в темницу отправлялся уже доносчик, которого пристрастно допрашивали на предмет «Какого ты клеветал на честного христианина?!».
- Павлик Морозов. Пример того, как антисоветчики вынуждены яростно вертеться на пупе, пытаясь обеспечить неукоснительное соблюдение взаимоисключающих параграфов: с одной стороны вспоминая «традиционную народную культуру» (изрядно пропитанную «уголовными понятиями», где сообщать властям о преступлении — «в натуре западло», каким бы ни было преступление: даже если сосед жрёт на завтрак младенцев, стучать на него может только сука, крыса и сволочь), с другой — старательно забывая, что реальный Павел Морозов ни на кого не доносил вообще (уголовное дело возбудили без его участия), а всего лишь дал показания в суде против своего отца, подтвердив ранее данные показания своей матери (и Морозов-старший при этом отнюдь не был «невинной жертвой советского режима» — он действительно использовал коррупционные схемы именно для личного обогащения, а не из жалости к «невинно репрессированным»). И это при том, что даже в самых либеральных и демократичных странах сообщить властям о совершённом преступлении считается гражданской доблестью, а не достойной осуждения мерзостью. Из-за этого разрыв шаблонов вокруг фигуры Павла Морозова происходит регулярно, когда корпоративные интересы (осудить «проклятый совок») входят в противоречие с корпоративной же идеологией («Всё, что делается на демократическом Западе — это хорошо, а всё, что делают поганые коммуняки — достойно осуждения»).
- На Западе стукачество является общепринятым и одобряемым действием. Любой гражданин среднего класса с легкостью сообщит властям о правонарушении, произошедшем на его глазах. В США донос на преступников может быть еще и выгодным предприятием. За важную информацию соучастник можно получить солидную премию, амнистию и государственную защиту. Вот только если бывшие «соратники» найдут стукача, его конец будет скорым и болезненным.
- Не последнюю роль здесь играет своеобразная круговая порука. Недоносительство о преступлении по американским законам автоматически приравнивается к соучастию. А пофигизм по отношению к бытовым правонарушениям сильно портит жизнь всем соседям, попутно давая плохую репутацию району и снижая там цены на жилье. А кому нужно, чтобы беспредельщиков становилось больше?
Примечания[править]