Персонаж одной черты
У этого персонажа есть одна выдающаяся черта характера (или внешности, или момент в происхождении).
К сожалению, больше ничего у него нет.
Бич МТА и серийно-«жвачечных» произведений.
Справедливости ради — второстепенные и эпизодические персонажи имеют полное моральное право такими быть, особенно если их в произведении дофига и больше. Додавать всей этой толпе биографию и индивидуальность — помрёт сначала автор, а потом читатель/зритель, пытающийся всё это запомнить. А одна характерная черта как раз будет работать на узнавание — «а, опять этот парень с гамбургером!». Вот если о центральных персонажах трудно сказать что-то кроме «этот на всё бесится, а этот постоянно жрёт» — вот тут дело плохо.
Когда в первоисточнике персонаж нормальный, а в экранизации или иной адаптации сведён до одной фирменной черты — это называется Упростили и опошлили. Когда этим занимаются в фанфиках — это Фанатское утрирование.
Примеры[править]
Общее[править]
- Мэри Сью — крутизна. Увы, остальные черты не только не проработаны, а даже и вовсе отброшены «за ненадобностью».
- Штатный гей, Штатный клоун, Девчонка и прочие штатные товарищи, введённые не для того, чтобы двигать сюжет и развиваться самим, а потому что «ну должно же быть».
- Капитан Фрик — потому что в фильмах про копов должен быть орущий начальник.
Театр[править]
- Понятие амплуа всё об этом. Во многих формах старинного театра персонажей-то как таковых не было, а были определённые функции, взять хоть итальянскую комедию дель арте. Классицистический театр тоже весь об этом: уж если у нас резонёр, то он нудит и морализирует в каждый выход на сцену, если пылкий влюблённый, то он пылает своей влюблённостью в каждой реплике… Другой вопрос, что по прошествии веков помним мы в основном тех авторов, которые за эти рамки вышли.
Литература[править]
- Сказки и детская литература, особенно назидательного характера — тот случай, когда троп имеет полное право на существование. Особенно отличаются отрицательные персонажи: жадина всегда жадничает, завистник всегда завидует, скептик никогда ни во что не верит. По ситуации, могут перевоспитаться в самом конце или огрести полной ложкой последствия своего качества.
- Макс Фрай — субверсия. Да, в начале Тайный Сыск и ближайшее окружение выглядит тропом: Шурф всегда держит морду кирпичом и не понимает образной речи, Мелифаро всегда работает передвижным шоу и выносит Максу мозг дикими расцветками своих нарядов, Луукфи всё забывает и сшибает, генерал Бубута хамит и ругается… Но это вполне обосновано: Макс здесь без году неделя, он со всеми только познакомился и, понятно, выделяет для себя наиболее яркие признаки. Очень скоро все окажутся намного глубже и неоднозначнее.
- Divergent — вся система фракций представляет собой кристаллизированный троп.
Комиксы[править]
- Целая плеяда от Harvey Comics 50-х годов — Little Dot (повёрнута на вещах в крапинку), Little Lotta (жрёт за взвод солдат), Richie Rich (богат, как царь морской).
Веб-комиксы[править]
- Homestuck - зигзаг. Почти каждый персонаж, даже многие второстепенные и третьестепенные, обладает достаточно глубоким или как минимум интересным характером, хотя они специально основаны на поверхностных интернетных стереотипах. При этом некоторые читатели видят в них только одну, самую яркую черту. Персонаж автора неоднократно подсвечивает это, говоря "да что о нём говорить, он просто X, вот и всё"[1]. Некоторые читатели жалуются на то что характер многих персонажей хоть и глубокий, но мало раскрыт. И наконец, некоторые персонажи теряют эту глубину характера в течение повествования, особенно в Эпилоге.
Мультсериалы[править]
- Мой Шумный Дом - братья из параллельного измерения. Это просто десять Линнов, вот и всё.
Аниме и манга[править]
- «Класс убийц» — Окаджима. Ничем не примечателен кроме любви к порнухе и извращенских замашек. Тот же Маэхара тоже тащится по девчонкам, но как персонаж прописан куда лучше.
Видеоигры[править]
- Dissidia Final Fantasy. Конечно, игры жанра файтинг, особенно старые, редко отличались проработкой персонажей, но тут сценарист тринадцатой Final Fantasy, которого нынче фанаты обвиняют во всех смертных грехах, превзошёл самого себя, утрировав характер персонажей до одной черты. Если в оригиналах персонажи, как положительные так и отрицательные, росли и развивались, тот тут все крайне упрощено. Воин Света геройский герой, Фирион только и говорит о цветах, Клауд и Скволл нелюдимые социопаты, Терра пугливая инженю, Куджа говорит только о театральных постановках и т. д.
- Fallout 3 — Сьерра
ПетровнаПетровита же! Единственная её черта — фанатка «Ядер-колы».- Вообще-то сосед её может соблазнить розовой пижамой. Так что к белью тоже неравнодушна.
- Detroit: Become Human — Джош. Кроме пацифизма он ничем особо не примечателен. Неудивительно, что про него часто забывают, хотя вроде бы один из лидеров Иерихона, ближайший соратник Маркуса.
- ↑ Самый яркий пример - Латула