Стрелок Чехова
Если ружьё Чехова — это малозначительная деталь, которая неожиданно обретает важность в переломный момент сюжета, то стрелок Чехова — малозначительный персонаж, который внезапно ближе к финалу выходит на авансцену и поддает всем Шекспиру. Нередко он при этом владеет навыком Чехова.
Нота бене: ни в коем случае нельзя путать стрелка и его арсенал с его злыми братьями-близнецами по имени бог и дьявол из машины, являющимися настоящим авторским произволом! В отличии от сабжа, богом или дьяволом является персонаж или обстоятельство, поспособствовавшее соответственно благополучному или трагичному разрешению ситуации, которое ранее не фигурировало во вселенной произведения, и его появление на сцене в решающий момент не может быть обосновано нормальной логикой и буквально притянуто за уши.
Подтроп — За всем стоял пёс, когда этот самый малозначительный персонаж неожиданно оказывается главным злодеем.
Примеры[править]
Литература[править]
Зарубежная[править]
- Уилки Коллинз, «Женщина в белом» — профессор Песка, итальянец, который в начале романа находит для главного героя место преподавателя рисования. Ближе к концу герой просит его пойти с ним в оперу, взглянуть на соотечественника — графа Фоско. Эта фамилия ничего профессору не говорит, и внешне граф ему тоже не знаком, но, когда герой помогает ему встать на край помоста, чтобы маленький рост не мешал ему лучше разглядеть графа, тот сам замечает профессора и меняется в лице от ужаса. При этом профессор Песка тихий скромный человек, немного забавный чудак, а граф — великолепный мерзавец. Естественно, все это очень влияет на дальнейший ход событий.
- Роджер Желязны «Хроники Амбера»:
- Блейз якобы гибнет в первой книге, до пятой никак себя не проявляет. В пятой книге появляется из ниоткуда.
- Кейн убивает и. о. главгада. И тоже якобы гибнет — причём куда более очевидно: мёртвое тело, в отличие от предыдущего случая, налицо (на самом деле Кейн подкидывает родственникам труп своего двойника из соседнего отражения) — и появляется только под занавес пенталогии.
- «Гарри Поттер» — об этой франшизе куда больше можно прочитать в статье про арсенал Чехова, но и здесь попадаются стрелки: в пятой книге — Арабелла Фигг, в седьмой — Гаррик Олливандер, Батильда Бэгшот и Аберфорт Дамблдор.
- Однако педаль в пол вдавливает Сириус Блэк, а педаль в асфальт — Гриндевальд. Скажите честно, когда первый становится сюжетно важным в 3-й книге, а второй — в 7-й, смогли ли вы сразу вспомнить, что они оба упоминаются ещё в первой (!) книге?
- «Случайная вакансия» Роулинг же — Патриция Моллисон, о которой с самого начала романа так много говорили в родительской семье, появляется на пару эпизодов — ровно для того, чтобы рассказать Эндрю, Пупсу и Гайе о том, что её отец изменяет матери (а уже раскрытие этой тайны доводит Говарда Моллисона до инфаркта, а его обманутую жену Ширли — практически до убийства).
- Тэд Уильямс, «Хвосттрубой, или Приключения молодого кота» — Гроза Тараканов. Он же Перворожденный Огнелап, воплощение бога Солнца.
- «Малазанская книга павших» Стивена Эриксона — откровенно говоря, тут почти каждый третьестепенный персонаж рано или поздно выходит на сцену, но обычно в следующих томах. Ниже очень немногие из них:
- «Врата Мёртвого Дома» — Моби, до поры до времени бывший всего лишь дядиной обезьянкой, Маллик Рэл. Тоблакай, которого некоторые фанаты вообще считают главным героем серии. А ещё кобыла Скрипача мимоходом укусила одного мятежника в Г’данисбане, так вот он тоже ещё сыграет свою роль.
- «Дом Цепей» — Синн.
- «Полночный прилив» — Турадал Бризед, он же главный бог местного пантеона Странник.
- «Арвендейл» — крестьянин Марел, встреченный в первой книге оказался потерявшим память Императором-Магом Марелборо.
- Откровение у холодильника — в конце второй книги, когда все герои попадают под водопад из крови демона и исцелились от всех болезней, он один испугался, убежал, а когда вернулся — кровь уже остыла и потеряла свойства. А цикл мог закончиться уже тогда!
- «Иди на мой голос» — большинство мелких, едва упомянутых персонажей в романе — гримерша в первой части, или продавщица цветов ближе к концу, или беспризорный мальчишка-информатор — оказываются той самой злодейкой, которая все это время тянула за ниточки и ее возлюбленным, который тоже вел свою игру.
- Дилогия «Ветер странствий» — кем же оказывается выбивающаяся из общей компашки Ву, которая предпочитает общество своих зайцев людям? Правильно, ключевым персонажем, последним известным Заклинателем и одной из подопечных «революционной пятёрки».
- М. Муркок, «Хроники Корума» (первая трилогия) — Странствующий бог. Не вмешивается в происходящую борьбу Хаоса и Порядка, не совершает вообще никаких активных действий, кроме своего бесконечного поиска. Впрочем, его побаиваются, так как считают вестником неприятностей. Как выясняется в гранд-финале — побаиваются не зря (хотя и не по той причине, по какой следовало бы): Странствующий бог — это Ринн, один из двух братьев-Исчезнувших богов, не подчиняющихся Космическому Равновесию, самых сильных богов в трёх мирах. Возвращение Исчезнувших богов кладёт конец всему противостоянию божеств Хаоса и Порядка: враждовать становится просто некому.
Сетевая[править]
- Сергей Ким, цикл «Интервенция» — Эрин Меркурий в первой книге не с проста выбрала так кстати завалявшийся у разведчиков Советский флаг вкачестве собственного знамени. Потому что и она сама — отчасти русская, так как её отец — офицер Советского экспедиционного корпуса.
Кино[править]
- Советский фильм «Старый знакомый (1969)» про то, как Огурцов парк облагораживал, со своими причудами. В финале (Мероприятие на День Водолаза) Некадилов говорит Самецкому: « — Я в данный момент свободен и могу принести свой вклад в композицию. — Вот значит вам задание: как только начнут топить корабль, садитесь в лодку и энергично гребите к месту пришествия, выбросите спасательный круг и выразительно скажите двустишье: „Вы панике не поддавайтесь, организованно спасайтесь!“». Некадилов пошёл в лодку, и то ли вздремнул, то ли увлёкся, но поплыл выполнять задание не когда положено (чуть ли не в начале действия), а в самом конце мероприятия, когда Огурцов и «Иностранный» Турист торжественно плыли на катерке, поздравляя трудящихся под фонограмму, опоздав где-то на 20 минут. «Вы панике не поддавайтесь! СПАСАЙТЕСЬ! Организованно!» кидает спасательный круг в катер, Огурцов и «Турист» падают за борт, а фонограмма продолжает толкать речь без собственно ведущего.
- С фитильком, ведь 20 минут в 80-минутном фильме немного, так что с натяжкой.
- «Женя, Женечка и „катюша“» — переводчик Зигфрид, обменявшийся с Женей парой слов в начале фильма, неожиданно возвращается под самый занавес.
- «Капитан Америка: Зимний солдат» — Сэм Уилсон. (Хотя знакомые с каноном комиксов с момента произнесения его имени поняли, что этот парень будет Соколом).
- «Куб» — главным героям буквально на голову сваливается слабоумный парень, который им в последствии больше мешает. Но именно благодаря ему герои сумели найти выход. А в итоге он оказался единственным, кому удалось выбраться.
- В третьей части выясняется, что этот парень был вполне себе гением, который имел отношение ко всему происходящему в первой части.
- «Гори, гори, моя звезда» — полк белых и банда зелёных, упомянутые в начале фильма.
- Хроники Нарнии: Принц Каспиан — после того как Мираз потерпел поражение в поединке, лорд Сопеспиан вонзает в своего короля стрелу Сьюзан Певенси, поворачивая всё таким образом, будто нарнийцы нарушили условия поединка, а значит, их можно атаковать. Не то, чтобы это было неожиданностью, так как Сопеспиан представляет собой хитрого политикана, недолюбливавшего Мираза и при этом предлагавшего ему не соглашаться на поединок. Эту стрелу неоднократно показывали в фильме, а последний раз в кадре до этого она появлялась, когда Сопеспиан остался с ней наедине. Другой вопрос, зачем брать эту стрелу с собой в военный поход, когда ни ты сам, ни кто-либо из твоей армии луком не пользуется. Более того, войска тельмаринов находились так далеко, что ему вовсе не нужно было заморачиваться со стрелой, а добить Мираза он мог любым удобным способом, всё равно это могли увидеть лишь нарнийцы, которые находились значительно ближе к месту схватки. В книге же Мираза убивает Глозел, который там также является лордом, а не генералом.
- Нечто 2011 г. Ларс. Для тех, кто не смотрел сиквел — классический стрелок Чехова (стрелок — в прямом смысле этого слова). Тем же, кто видел фильм Д. Карпентера в самом начале картины всё объясняет одна-единственная фраза: «Он не говорит по-английски».
- «День независимости» — полубезумный лётчик-алкаш, который ближе к концу фильма наносит решающий удар по кораблю пришельцев.
- «Один дома» — пополам с тропом На лицо ужасные, добрые внутри. В первом фильме это старик-дворник, а во втором — голубятница (женщина в парке, кормящая голубей). Оба нужны, чтобы прийти главному герою на помощь.
- "12 обезьян " — доктор-вирусолог Питерс, ассистент доктора Гейнса, оказывается биотеррористом, который в финале фильма начинает распространять смертоносный вирус по планете.
- «Счастливый случай» (It Could Happen To You, 1994) — история о том, как полицейский по имени Чарли, женатый на крайне охочей до богатства женщине, однажды приобрёл лотерейный билет, но у него не хватило денег, чтобы заплатить чаевые одной нищей, но очень добродушной официантке. Дав обещание, что в следующий раз он либо заплатит ей двойные чаевые, либо отдаст половину лотерейного выигрыша, он и сам не подозревал, что выиграет 4 миллиона долларов. Полицейский сдержал обещание разделить выигрыш, что сблизило его с официанткой, но сильно отдалило от жены. После развода с женой и судебных разбирательств о разделе имущества, полицейский и официантка лишаются всего своего состояния. Само повествование ведётся частично от лица журналиста новостей, который, казалось бы, мало какое имеет значение в происходящих событиях. Но именно он, притворившись голодным бродягой и посетив закусочную отчаявшейся пары, тайно собрал фотоматериалы для репортажа и тем самым поспособствовал тому, чтобы полицейский и официантка не только встали на ноги, но и вновь разбогатели. А бывшая жена сошлась с мошенником, который присвоил все её деньги и скрылся.
Телесериалы[править]
- «Универ» и «Универ: Новая общага» — например, Кристина, которая впервые эпизодически появилась в «Универ», а в «Универ: Новая общага» стала одной из главных героинь; или Кисель, который появился в одной из первых серий «Новой общаги», а потом выполнил апгрейд до одного из главных героев.
- «Кухня» — Родион Сергеевич, интеллигентный и интеллектуальный бомж, оказывается пропавшим без вести и потерявшим память олигархом.
- «Агент национальной безопасности-4», фильм «Тигры не знают страха» — психолог, которую вынужден посещать Николаев из-за некстати пробудившегося «афганского синдрома», оказывает решающее влияние на развязку. Недаром в самом конце у неё теми же расслабляющими упражнениями занимаются уже практически все основные персонажи!
- «Мандалорец» — дроид IG-11, убитый Мандо в первой серии и восстановленный Куиллом позднее. Спасает сперва Малыша, а потом и самого Мандо.
Мультсериалы[править]
- My Little Pony — в шестом сезоне аж два таких стрелка. Можно было конечно предположить, что единорожка-иллюзионистка Трикси, которая в прошлых сезонах была второстепенной антагонисткой, и нетипично добрый по меркам своего вида чейнджлинг-изгой Торакс, в конце сезона станут важными составляющими отряда, наравне со Старлайт и Дискордом, по спасению Эквестрии от очередной угрозы. Но это было маловероятно, учитывая что до этого злодеи побеждались или главными героинями серила или же при их непосредственном участии.
- Их роль в отряде весьма серьезна. В зоне лишения магии, именно сценический инвентарь и навыки фокусницы Трикси стали основным инструментом группы, а умение Торакса не только забирать, но понимать и делиться дружбой и любовью, станет критическим фактором в победе над злодейкой.
Аниме и манга[править]
- One Piece — педаль в пол. Ода вводит и расписывает важного персонажа за несколько лет до того, как выведет его на первый план. За восемь с гаков сотни выпусков манги накопилась целая чеховская дивизия. И это ещё не считая тех, кого автор только анонсировал и периодически упоминал, чтобы заинтриговать поклонников. Кайдо, к примеру, был впервые упомянут в 2005-м году, а полюбоваться на него и узнать хоть что-то о характере удалось в 2016-м. Про доктора Вегапанка вообще до сих пор ничего не известно.
- Целый взвод чеховских стрелков был введён в арке Сабаоди и когда читатель настроился на приключение с их участием, стартует таймскип, после которого герои возвращаются на Сабаоди… а стрелки уже давно в Новом мире.
- Dorohedoro — Сё. При его-то «ружье» мог бы стать не просто стрелком, а чеховским снайпером! Но максимум, что ему автор выделила — выстрелить из этого ружья в вазу с цветами.
- Golden Kamuy — Кироранке рвётся в пулемётчики Чехова!
- JoJo's Bizarre Adventure — четвёртая часть. Владелица косметического салона — вроде бы проходной персонаж, необходимый чисто для раскрытия Юкако — внезапно становится сабжем, чему совсем не рада. Йошикаге её приметил и выяснил, чем она занимается. Когда запахло жареным, он со всеми своими ранами и отсечённой рукой убил подвернувшегося мужчину, притащил его в салон, заставил девушку сделать себе операцию а-ля «Без лица» и потом ещё ушёл от погони, убрав свидетельницу. Также — «цветокот», который нежданно-негаданно завёлся во дворе у Киры. В финальной битве служит главному гаду оружием.
- BIRTH — стрелок Чехова в самом буквальном смысле: робот-пацан, которого в начале отшила главгероиня и который, казалось бы, нужен был сугубо ради абсурдной сценки, объявился в финале и… уничтожил главного злодея в сеттинге, вместе с собой, со всеми героями и со всей планетой.
- Shiki — Мотоко Маэда. Неврозная женщина, которую травят родственники, практически не принимала участия в сюжете. А в конце она устроила самосожжение, что спровоцировало пожар, уничтоживший всю деревню.
Видеоигры[править]
- Heroes of Might and Magic IV — гидры в кампании «Дочь пирата». Повсюду известны как недостойная и жалкая альтернатива черным драконам при выборе существа 4-го уровня у Хаоса. В этой кампании тоже… но в ее последней миссии гидры внезапно оказываются во много раз более эффективным оружием против полчища русалок, чем драконы со всей своей силой и непробиваемостью магией! А все благодаря абилке бить сразу всех вокруг себя, которая обычно не слишком полезна, но в финальном бою…
- Хотя, если долго мучиться, то и с драконами получится.
- The Longest Journey — Сага, она же леди Альване из первой игры.
- Witcher 3 — в самом начале игры Геральт, пытаясь разузнать у жителей деревни, не видали ли они Йеннифэр, имеет непродолжительный диалог со странником, выпивающим в корчме. После этого последний, казалось бы, исчезает из сюжета, но только для того, чтобы эффектно вернуться в дополнении «Каменные сердца» в качестве одного из центральных персонажей. Впрочем, игроку с самого начала даются намеки, что «Господин Зеркало» далеко не так прост, как кажется на первый взгляд: и знает он подозрительно много, и прозвище какое-то зловещее, и Геральту он достаточно непрозрачно заявляет что-то в духе «мы еще встретимся», и исчезает после этого как-то внезапно, будто растворившись в воздухе.
- Также под троп попадает Ума, но в случае с ним фитилёк несколько прикручен — появляется он далеко не в начале игры, а ближе к концу приключений Геральта в Велене, и настоящая его роль в сюжете выясняется уже в середине основного квеста, в Каэр Морхене. Да и Кровавый Барон при первом появлении уродца прямо говорит, что Ума не так прост, как кажется.
- «Xenus: Точка кипения» — Главный Гад хорошо проводит время в баре и успешно маскируется под странного NPC, рассуждающего о (псевдо)научных чудесах и почему-то не выдающего квесты. Неудачный пример использования тропа: злодей из него настолько невыразительный, а его план — настолько нелепый, что лучше бы всё свелось к разборкам с наркобаронами.
- Серия Kiseki — таких хватает в каждой игре серии. Одни стреляют ближе к середине или финалу игр в которых появляются, а другие припасены для следующих сюжетных арок. И даже если персонаж лишь упоминался во внутриигровой литературе, то будьте уверены, что через игру-другую он появится лично и будет играть в сюжете важную роль.
- Touhou Project — глава Альянса Гоёку (одной из банд Мира Зверей) Юма Тотэцу лишь мельком упоминается в 17-й части, однако в вышедшей 2 года спустя части 17.5 она уже главная антагонистка.
Визуальные романы[править]
- Air — Кэйсукэ Татибана, мужчина, с которым один раз разговаривает Юкито (тот, что со спрайтом). Именно он отец Мисудзу. В последней сюжетной арке он снова появляется, чтобы уже повлиять на сюжет.
- Steins;Gate — доктор Накабачи, на презентацию которого идёт Окабе. Отец Курису. В конце новеллы выясняется, что из-за него в бета-линии началась Третья Мировая война, а также мистер Браун, aka FB, агент СЕРН и босс Моэки.
- Monster Girl Quest:
- Учёная, которая приходит навестить Курому в доме с привидениями и Лили в особняке ведьм. В конце второй главы оказывается, что это Промештейн, дракон Илиас.
- В первой главе — женщина из Энрики, которая просит Луку временно покинуть это место. В третьей главе выясняется, что она — Михаэла, падший ангел и тётя главного героя.
- Sweet F. Cake — Костя, он же Кот. Именно он дал герою в нужный момент ключ от подвала, чтобы выручить бывшего приятеля. Но ранее именно он подсунул ему дневник основателя школы магов Анатолия Ервандовича, обеспечил его победу в драке с хулиганом Егором, подмешав тому немного снотворного, и побудил Тину влюбиться в него, повлияв через младшую сестру-ее одноклассницу, и подножку Шурику подставил, потому тот и не догнал героя. И таинственный предатель, оповестивший о драке учительницу и розыскам которого посвящена заметная часть сюжета, тоже он. Все, чтобы заставить героя побыстрее пройти ритуал и дать шанс ему, следующему в очереди.