Моральный закон природы
Я живу в городе Ньютоне. Эта история была напечатана в местной газете. К автору приехали гости, и он повёз их смотреть город. Мимо проезжала полицейская машина, на которой было написано «Ньютонская полиция». Гости удивились и спросили: «А что они делают? Заставляют людей соблюдать законы физики?»
Автор в своём вымышленном мире похож на ветхозаветное божество — хоть и всемогущ, но увы, от страстей не свободен. И у него велико искушение подкрепить моральные законы физическими — я не хочу, чтобы персонажи делали нечто, так я введу закон природы, делающий это нечто невозможным либо крайне неприятным. В результате получается фантастическая басня — мир, который держится лишь на авторском произволе, на его личных понятиях о плохом и хорошем. Стоит убрать этот личный авторский запрет — и мир перевернётся с ног на голову.
Важно: если автор просто упоминает, что некая вещь в его вселенной невозможна — это не тот троп. Троп отыгрывается в полной мере, только если автор или персонаж озвучивают явно негативное отношение к некоторому явлению — и авторская вселенная идёт им навстречу, исключая такую возможность. Или в принципе запрет нарушить возможно, но негативные последствия явно перевесят позитивные с любой точки зрения — даже самого нарушителя.
Также, хотя почти любой случай данного тропа является фантастической басней, далеко не всякая фантастическая басня (даже конкретная разновидность их с моралью «этого делать нельзя») является примером тропа. В частности, басни, которые являются лишь метафорами, под троп не попадают. Авторы произведений описываемого нами рода подразумевают, что некоторые вещи нельзя делать в абсолютно буквальном смысле. Киборг у них не является символом холодного и бездушного человека, это именно киборг. Космический пилот — не фантазёр, улетевший на крыльях своей мечты, а именно астронавт. И так далее.
Схожее явление в видеоиграх: Это плохо, понятно?
Примеры[править]
- Для начала, многие, если не все религии в той или иной степени именно про это. Законы природы и человеческой жизни, в том числе загробной, диктуются существами одной и той же категории. И будь добр жить как они решили, а не то покарают. Пожалуй, самый знаменитый случай — Индия и её кастовое сообщество, где вся жизнь человека вплоть до цвета одежды определялась тем, какое происхождение ему приписывал миф. Сильно потом пришли римляне и придумали своё римское право, с религией уже не связанное[1], но даже они не устояли в итоге перед идеей Единого Бога, который хороший просто по определению. Как следствие, подобные вещи характерны для множества СФК, чья религия выглядит как Фэнтези-пантеон или Хрустальный дракон Иисус/Незримый орёл Аллах/Могучий лев Яхве. Любые сферовакуумные Свет и Тьма в итоге оказываются вселенски-фундаментальными определениями добра и зла, если только у нас не псевдовосточная философия её инь-янами.
- Тут всё несколько сложнее. Одним из самых сильных аргументов, говорящих в пользу отсутствия всеблагого Бога, является вопрос о том, что первично — Бог или добродетель. Если первичен Бог, то добродетель считается нами хорошей только потому, что так захотел Бог, и вся наша мораль — не более чем случайный каприз сверхсущества. Если же первична добродетель, то Бог лишь ретранслирует нам принцип более высокий, нежели он сам, и не является обязательным элементом морали.
- Аргумент, впрочем, редукционистский (божество сводится к свехмогучей личности, добродетель - к списку "что такое хорошо и что такое плохо") и существующий вне авраамических религиозных культур. В рамках авраамической традиции (а за ее пределами всеблагой Бог редко встречается) Абсолютное Добро и Бог - одна и та же сущность и вопрос об том, что первично сродни вопросу о том, что первично в электроне - частица или волна?[2].
- Тут всё несколько сложнее. Одним из самых сильных аргументов, говорящих в пользу отсутствия всеблагого Бога, является вопрос о том, что первично — Бог или добродетель. Если первичен Бог, то добродетель считается нами хорошей только потому, что так захотел Бог, и вся наша мораль — не более чем случайный каприз сверхсущества. Если же первична добродетель, то Бог лишь ретранслирует нам принцип более высокий, нежели он сам, и не является обязательным элементом морали.
- Запрет на трансгуманизм чаще всего становится итогом подобного подхода. Я не хочу писать про транслюдей — и у меня в мире не будет транслюдей, потому что они невозможны. Генетические модификации ведут лишь к ухудшению исходного вида, а импланты несовместимы с органическими телами. И ещё киборги всегда плохие.
- В меньшей степени — принцип наилучшего развития событий, по которому исправить настоящее путешествием в прошлое нельзя не из-за какой-то там причинно-следственной связи, а потому что обязательно получится только хуже.
- В Легендариуме Толкина в языке квэнья существуют два системообразующих понятия — аксан (множественное «аксани») и унат (множественное «унати»). Оба обозначают запреты, данные Эру Илуватаром его творениям, но это запреты разного рода. Аксани — это вещи, которые сделать физически возможно, но с моральной точки зрения не стоит. Эру не хотел бы, чтобы его дети делали такие вещи; но если они заупрямятся, то могут; просто последствия за их счёт. Унати — вещи, которые сделать принципиально невозможно, будь ты хоть сто раз бунтовщик. Иными словами, это законы юридические и законы физические. Одним из унати является «аванирэ» — буквально «нежелание». Никто не может проникнуть в сознание другого существа против воли. Телепатия — мысленное общение, именуемое «осанвэ» на языке эльфов — возможна только при обоюдном желании двух сторон. Если ты закрыл свой разум, ты его закрыл. Полностью и для всех. Даже столь могущественные сущности, как Мелькор и Манвэ, не могут проникнуть в сознание даже простой ящерки или бабочки, если те не хотят с ними общаться (другое дело, что можно вполне успешно обманывать себя и пытаться убедить, будто не хочешь, тогда как на самом деле…). Толкин подчёркивает, что аксани и унати не дублируют друг друга. В частности, не существует аксана на насильственное проникновение в чужой разум. Какой смысл запрещать то, что никто и так не сделает, при всём желании?
- Видным мастером тропа был Иван Ефремов. Запрет на трансгуманизм у него тоже есть, по нему проходится Вир Норин, выступая перед тормансианами: А ведь чем глубже познание, тем сильнее может быть причинен вред! Тогда же придумали методы создания биологических чудовищ — вроде мозгов, живущих в растворах отдельно от тела, или соединения частей человека с машинами. В общем, тот же самый путь к созданию нелюдей, у которых из всех чувств осталось бы лишь стремление к безграничной садистской власти над настоящим человеком, неизбежно вызванное их огромной неполноценностью. К счастью, мы вовремя пресекли эти безумные намерения новоявленных сатанистов. Но более известен Ефремов не за это, а за «порог Синед Роба» — закон, по которому «ни одно низкое по морально-этическому уровню общество не может выйти в межзвёздный космос». Типичный моральный закон природы, охраняющий его вселенную от звёздных войн, которые Ефремов очень не любил.
- У самого Ефремова этот закон действует с прикрученным фитильком: известно как минимум одно исключение — улетевшие с Земли предки тормансиан. А вот у более поздних советских авторов это сплошь и рядом оказывается непререкаемой аксиомой.
- Тормансиане деградировали после межзвездного перелета — как технически, так и морально, поэтому исключения здесь нет. Кроме того, в современной социологии признается взаимообусловленность развития средств воздействия на окружающий мир и осмысления такого воздействия. Грубо говоря, дикарь никогда не додумается до создания АЭС, а тот, кто достаточно хорошо изучил науку для такого строительства, неизбежно будет задумываться о том надо ли ему это.
- У самого Ефремова этот закон действует с прикрученным фитильком: известно как минимум одно исключение — улетевшие с Земли предки тормансиан. А вот у более поздних советских авторов это сплошь и рядом оказывается непререкаемой аксиомой.
- Джоан Роулинг тоже не избежала искушения прибегнуть к этому тропу. В её вселенной воскрешением из мёртвых и достижением бессмертия занимаются только явные гады — ну или кандидаты в таковые. Те, кто вовремя одумываются, отказываются и от бессмертия тоже. Так этого мало — этому моральному разделению ещё и само мироздание подыгрывает. Создание хоркруксов (артефактов, гарантирующих бессмертие и работающих, как Кащеева «смерть в иголке»), требует убийства и калечит душу (во всех смыслах, как в метафизическом, так и в практическом — банально сводит с ума). Кровь единорога дарует продление жизни и исцеление от всех болезней — но убивший единорога карается вечным проклятьем. А люди, вызванные кольцом воскрешения, постоянно печальны и больше всего желают вернуться в загробный мир. Впрочем, запрет не абсолютен — алхимик Николас Фламель создал философский камень, позволяющий жить вечно (и вроде бы даже без всяких неприятных побочных эффектов; хотя и тут могут быть всякие деконструкторские сюрпризы,
автор же католичка; просто они не показаны). И хотя впоследствии его пришлось уничтожить, отказавшись от вечной жизни, это не принципиальная, а чисто ситуативная необходимость — чтобы до него не добрался Волдеморт.- В романе прямо сказано, что Фламмель за 600 с лишним лет бессмертия успел здорово устать от жизни и смерть воспринимал скорее как заслуженный отдых, так что в варианте с философским камнем присутствует временно-психологический ограничитель бессмертия.
- HPMOR — как тут не забыть наглядно-упрощенную демонстрацию научного метода на теории превосходства чистокровных. Гарри естественно готов принять результаты, но почему-то с самого начала не думал что у магии есть только бинарный переключатель и внутри него нет градаций. Если у Роулинг Гарри знакомится серьезно с расизмом уже имея какой-то опыт(и вообще ему козлы из Слизерина надоели), то у Юдковского просто так повезло что самый беспроблемный вариант оказался заодно научной истиной и идеологией хороших ребят.
- К моменту проведения опыта у Гарри было уже достаточно эмпирических доказательств — там одной Грейнджер бы хватило для опровержения, а он явно поднял и дополнительные материалы. Так что на словах он, конечно, готов был принять любой результат, но имел хорошие основания предполагать, каким тот окажется.
- Одной Грейнджер бы не хватило ровно потому-что она в первую очередь нерд и никакой особенной силы не демонстрирует, только превосходство на пару курсов в знаниях. Этим грешил и оригинал, там тоже Гарри убеждает скорее аргументация в стиле скилл решает, но в оригинале Гарри это и не так важно.
- К моменту проведения опыта у Гарри было уже достаточно эмпирических доказательств — там одной Грейнджер бы хватило для опровержения, а он явно поднял и дополнительные материалы. Так что на словах он, конечно, готов был принять любой результат, но имел хорошие основания предполагать, каким тот окажется.
- Atlas Shrugged — правительство местной Америки, конечно, сплошная партия жуликов и воров, но местная физика тоже особо зловредная.
- Изобретатель немыслимой для 50-ых технологии добычи сланцевой нефти исчезает, прихватив инженеров, документацию и разрушив вышки? Правительственное НИИ просто не сможет восстановить добычу.
- Местная вундервафля не просто развалится, а взорвётся, похоронив того, кто захотел ей пользоваться.
- Местная электроника и флеботиновый металл Реардена будут зависеть от поставок меди, а большая часть меди вполне исторично добывается в Чили. Тем удобнее д’Анкония в один момент оборвать поставки.
- О social science лучше говорить осторожно, но все решения заканчиваются буквально самым зловредным образом. У её русской коллеги Реарден бы обзавелся кучей карманных политиков, офшорами и СБ размером со спецслужбу, но не дал бы заводу остановиться.
- Seikai no Saga — рукотворный вариант. Авы с их культом доблести очень не хотят долго дряхлеть на пенсии, медленно погружаться в Альцгеймер и всё такое. Поэтому они заранее встраивают механизм самоубийства: как только подступает дряхлость, резко отказывает сердце. Причем встраивают-то родители детям, но недовольных в кадре нет.
- С другой стороны, учитывая тот факт, что общество абов отличается довольно целостной культурой, абы, недовольные генетическим самоубийством, будут выглядеть как древнеримские аболиционисты или вавилонские луддиты. Культурного фундамента нет.
- Зигзаг с «детьми любви». В эпоху генной инженерии и детей из репликаторов очень романтично считается всё-таки просто смешать гены двух возлюбленных, но распространяться об этом очень не принято: кроме пары друзей, которые умилятся, найдутся десятки тех, кто будет косо смотреть на такого безответственно деланого ребёнка.
- Space Pirate Captain Harlock: The Endless Odyssey — здесь самым непосредственным образом связаны течение квантовых процессов и эмоциональное состояние существ, наделенных ДНК (по видимому, всё-таки только разумных — но не только человека — но тут уж штаны Арагорна: говорилось только про «витую спираль»), в частности, страх и его преодоление. В частности, за счёт смелости первых разумных существ была создана вселенная; а до времени всё держалось на страхе, и за счёт него же некоторые нехорошие сущности хотят вселенную уничтожить. И да, если вам кажется, что это вывих мозга — вам не кажется. При этом мораль в некоторых (спойлерных) моментах становится, с точки зрения европейца, очень уж неоднозначной: бесстрашие, которым можно бороться с демонами, это не только смелость, хладнокровие и целеустремлённость (которые и в реальной жизни могут очень даже пригодиться во всяких трудных жизненных ситуациях, тут не поспоришь), но и мортидо и даже в какой-то мере суицидальные порывы.
- Вячеслав Рыбаков, дилогия «Наши звёзды» — научиться телепортации могут только носители советского мировоззрения…
- Песни Гипериона — Даруемый последователям Энеи апдейт дарует возможность перестройки себя в широких пределах плюс телепортацию (с очень большим грузом) на звёздные расстояния, но при этом несовместим ни с какими методами достижения бессмертия.
- Затасканная пафосная цитатка из Казанцева, в которой он «элегантно» решает парадокс близнецов, мол, «невдомёк было физикам прошлого, что нет в мире такой силы, которая способна оторвать брата от брата» (Маргарет Уэйс в этот момент гомерически ржёт).
- Victoria 2 — рабство это плохо, понятненько? Поэтому рабы могут работать только в сырьевом секторе[3], не перемещаются и не размножаются, даже где-то на сборе хлопка из них не выжать больше чем со свободных. Из плюсов — потребностей у них нет в принципе.
- Экранизация Doom 2005 года. При введении двадцать четвёртой пары хромосом подопытные преступники превращались в монстров, а как бы хороший протагонист стал человеком-плюс.
- Цикл «Древний» Сергея Тармашева — вознестись на новый уровень существования (повысив свою «мерность» на уровень выше) возможно, только если при жизни ты совершал деяния во имя Рода, Родины и Расы — но только своей Родины и Расы. Фактически это означает, что…
...Врач-белый, всю жизнь потративший на борьбу с триппером в Африке фантастического мира «Древнего», посвятил свою жизнь деяниям во благо не своей расы. В итоге «пойдет на второй круг».
- «Волкодав» — в боевом искусстве кан-киро нельзя подняться выше определённой ступени, не достигнув нужного уровня духовного развития, что делает его абсолютно бесполезным для злых, корыстных и излишне амбициозных индивидов. Учитывая, что даже не самый умелый адепт кан-киро наголову превосходит обычного тренированного бойца… Но есть нюанс — похоже, в сеттинге существуют и альтернативные системы, позволяющие стать воином как минимум не хуже (Мавут из «Бусого волка», в основном цикле — Икташ), не настолько требовательные к моральному облику.
- Life is Strange — торнадо действительно вызвано спасением Хлои и его можно предотвратить пожертвовав ей. Только у Макс к моменту финального выбора ровно ноль причин считать это правдой, это была абсолютно высосаная из пальца теория которой она нашла лишь обоснуй в виде эффекта бабочки, но ни одного доказательства.
- В одной игре на выбор суперспособности автор правки видел способность, заставляющую детей буквально растворяться из реальности, когда рядом с ними происходит что-то развратное. Всё ради того, чтобы детишки не смотрели на похабщину и не было педофилии.
- ↑ На самом деле римское право вполне контролировало вероисповедание граждан, но, поскольку религия была государственной, связанные с ней преступления судились как преступления против государства. При этом за пределами гражданского долга поклонения определённому списку богов царила такая свобода вероисповедания, что некоторые культы пришлось запрещать за недобросовестное ей пользование.
- ↑ Двухминутка занудства. То, что всплывает в голове у нормального человека при упоминании терминов "частица" и "волна", имеет весьма отдаленное отношение к электронам и протонам, но лучших терминов нет. Люди, мыслящие понятиями "частица" и "волна", существуют на макроуровне реальности, объекты которого описываются совсем другими закономерностями, нежели элементарные частицы, существующие на микроуровне. То же самое и с терминам "сущность", "желание" и "время" применительно к Единому Творцу авраамической традиции. И да, автор правки понимает, насколько условны все приведенные аналогии - а что делать?
- ↑ В реальности работали в заводах только в путь, многие работы по простоте, монотонности и тяжести условий обгоняли даже сбор хлопка