А вот и я!
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Вкратце
Эффектный выход второстепенного злодея в финале.
— Ура! — крикнул Ворча и бодро ступил на тропинку. Но не успел он пройти и двух шагов, как из-за соседнего дерева ему на голову со свистом опустилась увесистая дубинка. Карлик непонимающе оглянулся на друзей, пошатнулся и упал под дерево.
— Что… — Хозяйственный схватился было за рукоять меча, но метко пущенный из-за того же дерева камень с треском ударил его в лоб. Боня осел на землю, тупо мотая головой: Хозяйственного сильно оглушило.
— А вот и я, — Средний неспешно выплыл на тропинку, помахивая зажатой в рукаве сучковатой дубиной, — небось не ждали, а?
— Михаил Бабкин. «Посох старой ведьмы».
Этот злодей выскакивает, будто чёртик из табакерки, в самом конце произведения, когда основная миссия героев выполнена, главгад повержен, преграды преодолены, а опасности остались позади. Эффекта добавляет то, что до тёмного властелина он не дотягивает масштабом и героями доселе воспринимался как всего лишь очередная угроза из множества, иногда даже не самая опасная. Иногда его вообще считают погибшим. Если эта небрежность повлекла за собой роковые последствия, получится Ружьё подлеца. Впрочем, это необязательно — иногда мерзавца получается укатать без особых потерь.
Примеры[править]
Литература[править]
- С фитильком — встретившаяся вернувшимся Инге и Диме шпана в «Рыцарях сорока островов» Лукьяненко (эти конкретно героям незнакомы, но до этого намекается, что Димка частенько дрался с похожими «пацанами с другой улицы», так что — наш случай). В принципе, прошедшим полномасштабную войну героям, у одного из которых еще и меч, несколько наглых сопляков с цепью не опасны ни капли, и служат исключительно для демонстрации того, как Острова изменили Димку с Ингой. Но все равно, дело чуть не дошло до смертоубийства.
- «Властелин Колец» — Саруман, разумеется. От него ждёшь масштабного участия в финальной битве. А он исчезает на середине второй книги… Отгремели последние битвы с полчищами орков, побеждены Саурон и Король-Мертвец… а вернувшиеся домой на заслуженный отдых герои обнаруживают разорённые земли и обозлённый народ, угнетаемый Саруманом в компании Гримы Гнилоуста и его бандой из горцев и простых головорезов-околотней. Несмотря на серьезные местные повреждения и некоторые мелкие убийства, в целом удалось его угрохать без серьезных последствий.
- «Посох старой ведьмы» Михаила Бабкина — пример настолько яркий, что сойдёт за тропнеймер. Злокозненный Средний — существо, созданное из среднего пальца ведьминой перчатки (что символично) — на протяжении трёх книг цикла вредил мальчику Тиму и его друзьям, не унялся даже после того, как они спасли ему жизнь. Во время спуска в стеклянное логово гигантского червя за волшебным посохом Средний напал на Тима с ножом, но сорвался и, как все думали, погиб в расплавленном стекле. Однако же выбрался и устроил героям (которые к тому времени успели добыть посох, одолеть червя и унести ноги от огненного дракона и с победой возвращались домой) большой сюрприз.
- «Красная страна» — Стоило героям разрешить большую часть проблем и направиться домой, как на старой ферме их встречает сбежавший из-под стражи наёмник Коска. Имел все шансы убить героев в конце, но в итоге бесславно умер сам. Что было ожидаемо с момента его первого появления.
- «Ловец снов» Стивена Кинга — зловещий пришелец Мистер Грей повержен, но тут появляется безжалостный военный социопат Курц…
- «Осколки Сампо» Дмитрия Овсянникова. Потерпев поражение, Варкас продолжает преследовать Антеро.
- «Шерлок Холмс» — полковник Моран,
громкотихо заявивший о себе после того, как Холмс оприходовал любимого босса. - Борис Акунин, «Азазель» — «белоглазый чиновник», зарезавший студента Ахтырцева и чуть не прикончивший самого Эраста Петровича, даст о себе знать в самом конце, после того, как организация «Азазель» уже разгромлена. (Впоследствии этому блистательному наёмному убийце будет посвящён целый роман «Смерть Ахиллеса», но в данном случае — это сабж.)
Кино[править]
- «Бегущий человек» 1987 года — толстяк-певец Динамо выглядел довольно забавным и нестрашным по меркам других охотников, но благодаря милосердию главного героя выжил… чтобы в финале чуть не изнасиловать Гомес. По счастью, попадание шальной пули по системе пожаротушения закоротило его электронный «скафандр».
- Экранизация «Затерянного мира» 1992 года — как и в книге, герои застряли на плато по вине подлого проводника Гомеса. Но если в романе Гомес сразу понес заслуженное наказание, то в фильме он терпеливо ждал, пока герои отприключаются с динозаврами и злобными дикарями, покончат со злодеем-вождём, помогут объединиться двум племенам, предотвратят мор среди травоядных динозавров, добудут детеныша птеродактиля и с огромным трудом спустятся вниз… чтобы встретить их с револьвером. Обломался, получил пулю, но тем не менее дожил до сиквела.
- А в двухсерийной версии 2001 года ту же роль играет чокнутый миссионер.
- «Земля Санникова». На фоне зловещего Шамана, намеревающегося вырвать одному из героев глаза рогатиной, его вооруженный луком и стрелами приспешник Дуккар выглядит бледно. Но вот Шаман убит, герои мирятся с онкилонами и собираются идти за помощью для них на большую землю… как вдруг один из них, смешной и трогательный Игнатий, получает в спину стрелу от Дуккара.
- Итальянский триллер «Режь и беги» — один из приспешников главгада-наркобарона, лысый детина с мачете (по ходу фильма он, казалось бы, утонул), неожиданно объявляется в самолете, на котором герои летят домой после полного разгрома наркокартеля.
- Джеймс Бонд — частое явление. Когда главный злодей побеждён, его дракон или наёмный убийца объявляется, чтобы попытаться убить Бонда и его девушку.
- «Крепкий орешек», фильм первый. Карл (или Клаус?) был повешен. На цепи. После этого он никак не мог выжить… И вдруг в финале он выбегает из небоскрёба с перекошенной мордой, покалеченный, ободранный и злой как чёрт. И его расстреливают. Крупным планом — непередаваемая изумлённая рожа протагониста… Или это выбежал не Карл, а его брат-близнец, которого зрители в некоторых сценах принимали за Карла?
- В принципе, «Тёмный рыцарь». Джокер повержен и захвачен властями, но… семью комиссара Гордона уже держит на мушке озверевший Харви Дент.
- Новые приключения неуловимых — Неуловимые и Буба празднуют победу, но полковнику Кудасову хватает сил на один точный выстрел...