Этот персонаж не умеет смеяться — и не в смысле «слишком серьёзен для этого», а что-то на уровне психологи или физиологии не позволяет ему смеяться. Возможно, он вообще не может испытывать эмоции, возможно, он может чувствовать страх, гнев и другие эмоции и прекрасно понимает смысл юмора — но именно смех и радость ему недоступны. В лучшем случае персонаж такой серьёзный, что уже смешно, в худшем — перед нами полное чудовище. Нередко персонажи, не умеющие смеяться, оказываются не людьми вовсе, а чем-то другим в человеческом облике.
Авторы иногда любят подчёркивать, что даже когда такие персонажи пытаются заставить себя улыбнуться, получается… как минимум, неестественно. Противотроп — и он может улыбаться. Родственный троп — Не умеет плакать
С фитильком, если персонаж постоянно улыбается, но при этом никогда не смеётся. Возможна, и инверсия — возможно рассмешить, но сделать так чтобы улыбнулся, не рассмеявшись, не получается. Автор знал двух таких девушек с такими вот характерами.
«Легенда об Уленшпигеле» — король ИспанииФилипп II не умеет ни смеяться, ни плакать. Упоминания этого факта звучат в романе рефреном.
Джек Лондон, «Белый Клык» — заглавный герой, волкособ. Новый хозяин пытался его этому обучить. С трудом, но получилось.
«Тим Талер, или Проданный смех» — барон Трёч изначально не умеет смеяться (что неудивительно, учитывая, кто он) и заключает с заглавным героем сделку, купив его смех. Тут-то Тим и огребает последствий неумения смеяться, включая «зловещую долину» при попытке улыбнуться. Претендует на звание кодификатора.
«Приключения Электроника», включая продолжения и экранизацию — главным отличием робота от человека было то, что робот не умеет ни плакать, ни смеяться. Соответственно, именно после «переломного момента» Электроник мог считаться полноценным человеком.
Софья Прокофьева, «Остров Капитанов». Пиратка Джина получила своё прозвище «Улыбнись-хоть-разок» именно потому, что не умела смеяться. Даже в детстве. Впрочем, у неё есть и другое прозвище — Мрачная Джина, что тоже как бы намекает.
Вообще, Софья Леонидовна этот троп обожает. В «Приключениях жёлтого чемоданчика» девочка Тома на время потеряла способность смеяться (потом, к счастью, всё наладилось), а в «Девочке по имени Глазастик» и вовсе украли улыбки у всех жителей сказочного города
Роберт Хайнлайн:
«Чужак в чужой стране» — воспитанный марсианами парнишка не понимал концепции юмора, пока не побывал в зоопарке и не понаблюдал разборки в обезьяньей стае…
«Луна — суровая хозяйка» — первые попытки компьютера Майка имитировать смех для окружающих оказались жуткой жутью. Впрочем, его первая шутка и вовсе оказалась ненамеренной попыткой устроить мировой финансовый кризис.
Умберто Эко, «Имя розы» — Хорхе из Бургоса считает смех почти что грехом, и на протяжении всего романа не улыбается ни разу. Лишь в финале, уничтожив ненавистный том «Поэтики» Аристотеля, он начинает смеяться — но протагонист замечает «Он смеялся… как-то странно и невесело, можно было подумать, что он плачет».
Ничего подобного: Хорхе «ухмыльнулся», услышав от Вильгельма нелепую историю. Пусть он и лишен иронии по отношению к книжной мудрости, но смеяться над достойным осмеяния он может, пусть и сохраняет вид «мудрого старца». А вот библиотекарь Малахия точно не может смеяться и улыбаться, и неудивительно, при его-то положении в монастыре.
Азимов, «Путь к основанию»: робота Д. Оливо, занимающего под видом человека высокий пост в Галактической империи вот-вот могут разоблачить, и главным героям приходится учить его смеяться, чтобы подтвердить его «человечность». Странно только, что за предыдущие тысячи лет маскировки ему это ни разу не понадобилось.
ПЛиО — Станнис не смеётся никогда. А вот улыбаться может (во всяком случае, в сериале; но улыбка у него редкая и неуловимо жутковатая).Станнис, недоверчиво глядя на Джона, рассмеялся, будто залаял.
Убить некроманта — внутримировой пример. Чернь уверена, что король-некромант не умеет смеяться, а нечистая сила боится смеха. На самом деле герой просто имеет более притязательное чувство юмора.
«Сердце меча» — драматический вариант: пережив зачистку, Дик не умеет смеяться. Научился заново в пятнадцать лет, и получается у него так, что окружающие думают, что у мальчика какой-то приступ.
Хроники странного королевства — из-за родового проклятия принц Шеллар, а точнее — оба принца Шеллара, и старший, и младший, не умели ни смеяться, ни плакать, ни сопереживать. Младшему всему пришлось учиться самостоятельно, старший толком выучиться не успел…
Метавселенная Рудазова, «Властелин» — лорд Юморини ля Паяц фон Клоун де Бугага. Был жрецом бога смеха Йокрида, но его выгнали именно за отсутствие чувства юмора. То есть, что нечто смешно он теоретически осознаёт, а сам, таки да, смеяться не умеет.
Г. К. Честертон, «Шар и крест». Макиэн первоначально не умел смеяться, но в процессе научился. Причём этот момент очень запоминается.
Dragonlance — Рейстлин не то чтобы совсем не умеет смеяться, просто поводов ему на веку выпадало, мягко говоря, немного, а с некоторых пор ещё и постоянный кашель мешает. В результате, когда мага действительно пробило на поржать, опешил даже бывалый Танис — очень уж нечеловеческие звуки получились.
Эйзенхорн — после пыток Горгона Лока в первой книге лицо Эйзенхорна было парализовано, и он больше не мог улыбаться.
В недавнем ремейке "Сто лет тому вперёд" космический пират Глот при случае просто проговаривает "Ха-ха-ха". Получилось неплохо - даже более крипово, чем у Вертера из сериала.
Терминаторы в исполнении Шварценеггера при попытке улыбнуться выдают гипертрофированную натянутую «лыбу» одними губами, при этом верхняя часть лица остаётся каменно-серьёзной. Получается одновременно глупо и, как в последнем фильме подметил Кайл, жутко. Впрочем, Т-800 из второго фильма в конце научился улыбаться по-настоящему…
Агент ФБР Грейси Харт (Сандра Буллок) из фильма «Мисс Конгениальность» (2002) смеяться вроде бы умеет. Но лучше бы не смеялась. Фырканье, которое она считает смехом, заставляет окружающих переглядываться.
«Люди в чёрном» — Эдгар, будучи гигантским инсектоидом, анатомически неспособен улыбаться, и даже в человеческой шкуре или безэмоционален как кирпич, или лучше бы продолжал оставаться безэмоциональным.
«Люди в чёрном 3» — боглодит Борис «ПРОСТО БОРИС!!!» Животное. Когда попытался, получилось это — та еще зловещая долина. Зато другие эмоции выдает в концентрированном виде.
«Ценности Семейки Аддамс». Когда подвергнутая промыванию мозгов Уэнсди впервые выдавливает из себя улыбку, выглядит это жутковато и весь летний лагерь дружно делает шаг назад. Худшая соперница хватается за руку вожатой и кричит что «она меня пугает!». Впоследствии, спалив ненавистный лагерь дотла и угрожая смертью на костре связанной сопернице, Уэнсди улыбается снова — ледяной, триумфальной, безжалостной и, на сей раз, абсолютно настоящей улыбкой. Автор правки, которому довелось однажды провести месяц в летнем лагере в роли общего изгоя, до сих пор любит эту сцену нежной любовью.
Jim Button. Антагонист первого сезона, злобная королева Драконьей страны миссис Скалозуб, не умеет смеяться. Она похищает человеческих детей и насильно содержит их в школе, чтобы научиться, однако это получается у неё только в конце сезона при помощи главного героя.
«Двор Ганнеркриг» — Джонс (что она такое, не знает она сама, но она застала ещё формирование планеты Земля) испытывает проблемы с эмоциями вообще, а когда она пытается улыбнуться… Читателю не показывают, как выглядит улыбающаяся Джонс, но на главгероиню Анни это, скажем так, произвело впечатление.
«Приключения Тинтина: Рейс 714 на Сидней». Про Ласло Каррейдаса ходили слухи, что он уже несколько десятилетий не смеялся. Сам он подтвердил, что это так. Но уже в самом начале этого выпуска, когда он повстречался с Тинтином и компанией, профессору Турнесолю удалось рассмешить Ласло. Дважды за короткое время. И Каррейдас был этому очень рад, у него словно камень с души в кои-то веки упал.
Darker than Black — Инь, и вероятно «куклы» (так называют местных медиумов) в целом. Но в какой-то момент её научили чисто механически изображать улыбку.
Подсвечено во втором сезоне: когда Июль и Суо (она, к слову, ребёнок-контрактор (обладатель сверхсил), а не кукла) пытаются натужно улыбнуться, дабы вызвать доверие, наблюдающий за этим человек думает, что им стало нехорошо и планирует вызвать скорую.
Violet Evergarden — главная героиня. Ей даже улыбку на лице приходится делать руками.
Gugure! Kokkuri-san — Кохина Итимацу. Считает себя куклой и эмоций внешне не выражает. А при попытке улыбнуться теряет лицо. Буквально.