Бывший интеллигентный человек
— У нас зимой дороги такие и погода такая, что даже ездовые академики встречаются![1]
Я профессор, моя жена профессор… — это вроде бы (бывает, что действительно) умный и интеллигентный персонаж ведет себя как быдло. Но внешность, как говорится, обманчива, и в жизни можно столкнуться не только с хорошо одетым быдлом, но и с опустившимся интеллигентным человеком.
Причин тому хватает: социальная неустроенность общества (смена политического режима и невозможность персонажа приспособиться к новому), личные проблемы персонажа (потеря работы либо какие-то другие серьезные потрясения), а может быть, он просто эдакий Диоген или кто-то вроде панка, которому ничего от общества не надо — лишь бы выпить и пообщаться было с кем, а остальное не имеет значения.
В советское время появилось слово «бич», которое означало примерно то же, что и «бомж», но с упором на отсутствие работы, а не жилья[2]. Некоторые расшифровывали его как сабж статьи. Владимир Высоцкий дал другую трактовку: «„Beach“ — это „пляж“, „берег“, по-английски значит „береговой моряк“. У нас называют так людей, которые как-то отстали от корабля, запили, потом начали вот так мигрировать — то к геологам, то к старателям прибьются. И они все время стараются оттуда выбраться — вырваться из этого положения». «Третий месяц я бичую, / Так как списан подчистую / С китобоя-корабля» («Про речку Вачу и попутчицу Валю»).
Примеры[править]
Литература[править]
- «Москва — Петушки» — не совсем оно, но главный герой очень похож на такой тип.
- Братья Стругацкие, «Обитаемый остров» — психиатр Аллу Зеф. А попробуй элегантно выгляди в статусе
осуждённоговоспитуемого! - О. Генри, «Короли и капуста» — Вельзевул. Когда-то был человеком порядочным и был принят в местным высшим обществе, но вконец спился и опустился. Но даже опустившись на самое дно, сохраняет жалкие крохи былого достоинства. Джентльмен не может пить с человеком, которого шантажирует!
- «Сделка» — адвокат Янси Гори, так же спившийся в труху, как и Вельзевул.
- «Двенадцать стульев» — такого персонажа изображает Киса, побираясь на выкуп стульев в Пятигорске.
Кино[править]
- «Московские каникулы» — два эпизодических персонажа. Собственно для автора статьи с этой сценки и началось знакомство с данным типажом. В диалоге об искусстве их натура и раскрывается:
— Настоящий художник должен быть гоним и в принципе нищим.
— А Толстой?
— Толстой в нищету ушел, потому что его туда тянуло.
— А Чаплин? Богатый был.
— Так он кого играл? Нищету играл, его туда тянуло. Потому что понимал, что только нищета дает свободу.
- «Кокки — бегущий доктор» — экстремальная версия такого типа. Но монолог «не зря Христа распяли» позволяет все же отнести заглавного героя к тропу.
- «День выборов 2» — Виктор Иванович Балашов, полный тезка кандидата в губернаторы, который благодаря этому факту удачно заработал себе на выпивку. И его постоянный собутыльник Николай.
- «Одинокая женщина желает познакомиться» (1986) — Александр Збруев отыгрывает сабж: пьющего бывшего циркача на инвалидности Валентина, давно без работы и жилья.
- «Бич божий» (1988) — таки да, фильм о биче из откинувшихся зеков.
Телесериалы[править]
- «Кухня» — Родион Сергеевич, хоть и бомж, но достойный уроженец культурной столицы и большой ценитель Французской кухни. Богатый бизнесмен, до событий сериала потерявший память и случайно попавший из Питера в Москву.
- «Москва. Три вокзала» — бомж-философ Модест Ричардович по кличке «Боба» в исполнении Булдакова. Вытягивает весь сериал.
Прочее[править]
- Статья Николая Белозерова «Бывший интеллигентный человек» — вся о таких персонажах. Точнее, об одном конкретном представителе, но через раскрытие его характера идет рассуждение о таких людях в целом.
Реальная жизнь[править]
- Иногда творческие люди нарочно эксплуатируют такой образ, допустим, если они панк-рокеры. Музыкант Денис Рубанов, к примеру, использует образ совершенно сознательно.
- Митьки — специфическая субкультура СССР восьмидесятых годов, также эксплуатировавшая этот образ.
Примечания[править]
- ↑ Полная ерунда: зимой дороги неплохие. Это в межсезонье автомобили разных граждан, не исключая и академиков, застревают в грязи.
- Не такая уж ерунда. После сильного снегопада даже асфальтированная дорога превращается в целину, где до прохода снегоочистителя не сдвинешься с места без «ездового академика». А в иной деревне (например, той, где живёт автор правки) снегоочистителя можно ждать о-очень долго, и не всегда вообще дождаться в этом году.
- Да и расчищенные дороги любят зимой покрываться льдом — добро пожаловать на крутые подъёмы!
- А в На тебе! вставили такой пассаж: «Не все поняли, к чему относилось упоминание о „ездовых академиках“ в третьем выпуске о Простоквашино. Речь о ссыльном академике Сахарове, который завяз на своём „запорожце“ на грязной дороге и вынужден был лично впрячься спереди в машину и вытаскивать её (хорошо хоть не в одиночку), пока другие люди её толкали.»
- ↑ Как раз наоборот, бич обычно жилья не имел, а вот на работе нередко был устроен, хотя и временной. Возможностей в стране с дефицитом рабочих рук хватало: колхозы, геологи, старатели, котельщики, грузчики и т.д. Большинство устраивалось вполне официально, со сберкнижкой и трудовой, но без жилья, которое временному пьющему работнику обычно не давали. Жили, как правило, на самой же работе или по временным углам. На жизнь и спиртное, при низких советских ценах и помощи окружающих, хватало.