Красно-буржуазная сволочь
В фильме присутствует выдуманная страна Ролисика, в которой нетрудно увидеть черты Соединённых Штатов и Советского Союза.
Капиталист считает, что если будет много иметь, то станет большой шишкой, а коммунист считает, что если станет большой шишкой, то будет много иметь.
Вымышленный (или не совсем) государственный строй, сочетающий в себе признаки капитализма/либерализма и коммунизма/социализма.
Внешне этот мир обычно выглядит довольно-таки неплохо: все живут в красивых домах с бассейнами и ездят на шикарных машинах, все в дорогих костюмах и платьях от кутюр, работают в престижных компаниях и получают одинаковую хорошую зарплату, физический труд механизирован, практически отсутствует социальное неравенство, все между собой друзья и при встрече сверкают белозубыми улыбками… Да, вот только стоит кому-нибудь вместо материальных благ задуматься о высоком (например, о религии) или просто показать свою «инаковость» (например, что он в чём-то более талантлив, чем другие), белозубая улыбка тут же превращается в звериный оскал, запускается репрессивный механизм не хуже сталинского, и режим расправляется с «диссидентом».
Впрочем, возможна и противоположная интерпретация такого гибрида — тотальная нищета, где вместо хлеба кормят баснями о справедливом обществе и лучшем будущем, а вся собственность (и соответственно какие-либо возможности на нормальную жизнь) принадлежит членам партии. Забавно, что при таком раскладе даже и не нужен сильный репрессивный аппарат — простолюдинам можно позволить думать и даже говорить всё, что вздумается. Сделать-то они всё равно ничего не смогут, все пулемёты у элиты и её прислужников. А если среди простолюдинов найдётся пробивной предприниматель, способный заработать много денег, или гениальный изобретатель, способный принести другим много денег — их не надо расстреливать, их можно показательно включить в элиту, со словами «Смотри, и ты однажды так сможешь!».
В общем-то, ещё с древности подмечено, что значительно успешнее продвигать свои идеи можно объявив всех своих врагов воплощением одного и того же зла. Например, все иноверцы или еретики объявлялись слугами дьявола. В период, когда во главу угла стали идеологии, а не религии, в этом плане мало что поменялось. Коммунисты рисовали своих врагов воплощением сплошного капиталистического зла, просто с разными системами управления (мол, фашист — этот тот же либеральный капиталист, только ему надоело прикрываться фасадом парламентаризма и он перешёл к террористической диктатуре). Либералы изображали своих врагов единым тоталитарным злом. Ну, а консерваторы и ультраправые лепили единый образ врага из сторонников идей «Свободы! Равенства! Братства!» — в конце концов, об этих вещах в равной мере говорят и коммунисты, и либералы. Коммунистов в этом образе обвиняют в том, что они, на словах отстаивая права трудящихся, передают власть партноменклатуре, которая от буржуев отличается только показной близостью к народу. А либералов обвиняют в том, что, на словах отстаивая свободу слова, ради воплощения своих идей они действуют сталинскими методами.
Ортодоксальные коммунисты тоже крепко не любят такие идеи (которые они называют «бледно-розовыми»). Также, иногда именуются «Редисками» («Красные/Розовые снаружи, белые внутри»).
Противоположные тропы — Красно-коричневая сволочь и Буржуазно-коричневая сволочь, когда коммунизм или капитализм смешивают с фашизмом.
Если сеттинг близок к современному, то ценности КБС обычно несёт Капитан Пиндостан, тогда как его предшественник чаще предпочитал другой гибрид.
Примеры[править]
Литература[править]
- Иван Ефремов, «Час Быка» — земляне затрудняются определить, лежит ли в основе общества Торманса олигархический госкапитализм или же «муравьиный лжесоциализм» китайского образца (маоизм то есть), и приходят к выводу, что отличия между ними на этой стадии будут малоразличимы.
- Хотя тормансианское политическое устройство скорее ближе к тропу «Красно-коричневая сволочь». Ни мелких предпринимателей, ни корпораций нигде не видно.
- Илья Варшавский, цикл рассказов «Дономага». В «Тараканах» ярко показаны бесполезная роскошь обывателей, потребление ради потребления и дикая скука, побеждаемая психостимуляторами. В «Солнце заходит в Дономаге» и «Побег» — приоткрывается, чьим трудом обеспечивается этот раек: рабов, сделанных придатками машин.
- Пер Вале, «Убийство на 31 этаже». В Швеции будущего высочайший уровень жизни, но власть и информация по факту в руках корпораций. Почему тогда в столице есть площадь Профсоюзов с монументом Рабочему? «В тот момент, когда профсоюзное движение и частные работодатели достигли полного единства, создалась концентрация сил, не имеющая себе противовеса. И организованная оппозиция исчезла сама собой». Автор написал злую сатиру на Швецию при социал-демократах.
- Братья Стругацкие, «Хищные вещи века». Благополучие вкупе с бездуховностью приводит к тому, что люди отчаянно ищут острых ощущений, пытаясь добавить красок своей скучной жизни, нередко со смертельным для себя исходом.
- Сага о Форкосиганах — Бета. Сочетание суперлиберализма в политике и сексе с чрезвычайно строгим распределением ресурсов. И немедленным вниманием гэбни, чуть что не так.
- Бойцовский клуб — против такого общества восстают сторонники Тайлера Дёрдена.
- S.N.U.F.F. Виктора Пелевина — оффшар БигБиз. Вечная борьба меньшинств с разными «угнетениями», жуткая политкорректность и тотальное лицемерие. Достаточно просто сказать, что официальный возраст сексуального согласия БигБиза — 46 (!!!) лет. И по признанию одного из героев, это ещё неплохо — дали бы волю старым лесбиянкам и планку бы подняли до 60. На фоне этого даже омерзительный режим в Уркаинском уркаганате смотрится получше — даже без учёта того, что многие мерзости Уркаине навязал БигБиз.
- Айн Ренд, «Атлант расправил плечи» — собственно о таком обществе.
- Неоднократно описано у Курта Воннегута, в частности, в «Сиренах Титана». Педаль в асфальт — общество принудительной уравниловки во всем! Если ты сильный — на тебя наденут технологический аналог кандалов, если умный — излучатель, подавляющий деятельность мозга (а жениться заставят на специально подобранной дуре, чтобы ваши дети получились средние). Чтоб никто не смел выделяться и быть хоть в чем-то лучше других!
- Во вселенной «СоВладения» Джерри Пурнелла США и СССР из-за угрозы третьей мировой объединились в Альянс, взяли власть над миром и стали создавать единые структуры вроде Флота СоВладения. Сволочь самая натуральная: идут войны, принудительная колонизация, и по факту все права принадлежат — в Америке богатым «гражданам», в СССР — членам партии.
- «Юбер аллес» Харитонова и Нестеренко. После поражения СССР в войне с Третьим Райхом, множество коммунистов разбежалось по всему миру: часть ушла в маоистский Китай, остальные — в США. Штаты, как раз вступившие в Холодную войну с Райхом, начали по полной их использовать (достаточно сказать, что ярый антинацист сенатор Маккарти положительно относился к левым движениям), что не могло не сказаться на облике США. Например, градус политкорректности на порядок превышает имеющийся в реальном мире.
- «Лекарство от любви» Ю. Нестеренко — фэнтезийная версия. Собственно, сволочь тут, в соответствии с сеттингом, не столько красно-буржуазная, сколько красно-феодальная, но от феодализма только атрибутика. Император и министры — не более чем номинальные фигуры, а реальная власть в Империи принадлежит Светлому Совету магов, которым именно благодаря магии удается преодолевать традиционные проблемы социализма (негибкость, отсутствие саморегуляции и т. п.), так что система реально работает. Какой ценой — см. обличительные монологи Кая.
- «Будущее» Глуховского — население Европы в будущем достигло такого развитого состояния, что смогло обеспечить всем жителям практически коммунизм по части удовлетворения потребностей и даже вечную молодость. При этом все строится по жесткому плану с подсчетом ресурсов, из-за чего рождаемость контролируется крайне жестокими методами, вплоть до использования для облав и пыток боевого крыла местной партии, а также военного террора неподчиняющейся Барселоны. При этом из книги четко видно, что классовое разделение общества никуда не исчезло и по логике событий, только оно и мешает Европе вырваться из порочного круга, начав для расселения людей освоение океана или других планет.
- Там же упоминается Россия, в которой вечная молодость используется исключительно высшей властью, превратившейся в бессмертную олигархию, против которой вечно борются весьма клюквенные повстанцы — пример другого тропа Буржуазно-коричневая сволочь.
- Анатоль Имерманис, «Пирамида Мортона» — прекрасный мир будущего за великой Стеной под управлением суперкомпьютера, в котором всем гарантированы жилье и хорошее потребление, автоматизированный труд меньшинства и сладкая жизнь… с минимумом удовольствий и в скученных плановых жилищах. Для этого рая пришлось развязать ядерную войну и уничтожить две трети человечества. А так как ресурсов не хватает, оставшуюся половину переведут за 10 лет в анабиоз. Точнее, убьют. При этом да, деньги есть, богачи тоже.
Кино[править]
- «Неуместный человек» — загробный мир устроен именно так.
- «Штурмовик Бранд» — злодеи-коммунисты оказались в сговоре с буржуями.
- «Ганс Вестмар, один из многих» — лидеры компартии — карикатурные капиталисты и еврейские банкиры, агитирующие за либеральные ценности.
- «Мотра» 1961 года — страна Ролисика (см. эпиграф), дикий гибрид клюквенно-советской России и США.
- «Бункер „Палас-отель“» (1989) от французского автора комиксов Энки Билала с элементами дизельпанка, антиутопии и постапокалиптической эстетики. Вообще действие происходит в вымышленной безымянной стране, где идет революционное восстание против неких аристократов и капиталистов во главе с Президентом. Однако фильм снимался в Сербии и потому весь просмотр очень напрягают ППШ в руках охранников, мелькающие советские машины и поезда, сербский язык в финале и легкие отсылки к 1968 году.
Комиксы[править]
- Captain America — таковым стал, возглавив корпорацию «Кронас», бывший советский генерал Александр Лукин. А когда ему пришлось делить тело с Красным Черепом, то получилась красно-коричнево-буржуазная сволочь.
Аниме[править]
- Shinsekai Yori — пожалуй, скорее может считаться примером тропа, чем нет. Хотя японский политический дискурс сильно отличается от евро-американского, показанный в этом сериале общественный строй всё же укладывается в рамки тропа, хотя помимо левого либерализма там досталось и технократии, и экошизе, и синто с буддизмом.
Видеоигры[править]
- Cyberpunk 2077 — похоже, чем-то таким стал СССР. В этой игре — Союз Суверенных Советских Республик. С правительством срастились могущественные топливно-энергетические корпорации, в городах царит разгул преступности, но страна цела и доступны качественная медицина и хорошее образование.
- Culpa Innata — собственно оно, в чистом виде. Либеральная утопия в духе постмодерна со свободой и правами всех на все, с высоким уровнем жизни, а также явной олигархией и положенным в основу жизни принципом разумного эгоизма. Здесь даже государства и брака нет, и спецслужбы очень мягкие. Зато есть намёки на переписывание истории и откровенная ксенофобия к «странам-изгоям». В игре намекается, что не так все благополучно в этом раю, но продолжение с объяснением так и не вышло.
- «Кризис в Кремле» — вполне возможно за фасадом сохранившегося Советского Союза построить именно такое государство.
- China: Mao's Legacy — такую можно построить, доверившись умеренным рыночникам вроде Дэн Сяопина или ярым демократам вроде Чжао Цзыяна (в таком случае получится почти чистая западная демократия).
- Существует две русских серии модификаций на Half-Life 2, в которых Aperture Science снюхалась с нашими.
- OTHER-LIFE — в этой вселенной Советский Союз не развалился, так как тут существует организация SARMA IRI. Она подружилась с западной Aperture Science и построила Объект 29 «Куб», в котором они проводили те же «тесты», что и их западные коллеги.
- Snowdrop Escape[1] — с фитильком, Aperture&Радиохим. До инцидента в Чёрной Мезе радиохимовцы относительно мирно занимались исследованием параллельных миров. После захвата Земли комбайнами стали фактически третьей стороной, заинтересованной в спасении параллельных миров путём жертвования своим миром.
- Breathedge — с одной стороны, эстетика игры постоянно намекает, что действие происходит в неком СССР будущего. Но при этом его жители спокойно пользуются услугами явно коммерческого Всемирного Похоронного Агенства (а как максимум оно вообще находится под юрисдикцией описываемого режима, если предположить, что тот распространился на всю Землю и за её пределы).
Реальная жизнь[править]
- Собственно, так некоторым людям и представляются взгляды SJW и политиков, которых они поддерживают — вроде, буржуи, но одновременно «леваки». Калифорнии даже дали прозвище — Коммифорния. В целом редкостные неадекватны, к защитникам рабочих никакого отношения не имеющие.
- Члены Нац. партии в ЮАР считали своими врагами коммунистов и либералов (не либертарианцев!). И евреев — до того, как стали дружить с Израилем.
- Греческие фашисты — «чёрные полковники» — называли «тлетворным влиянием большевизма» джаз, рок-н-ролл, культуру хиппи и сексуальную революцию.
- Теория конвергенции А. Д. Сахарова[2]. Аверсия, потому что никто даже не пытался воплотить в жизнь красивую, но нереальную концепцию.
- Поздний СССР — социалистические идеалы ещё остались, но уже стали набирать силу чисто капиталистические концепции от частного предпринимательства до рэкета.
- Швеция, да и вообще вся скандинавия.
- Демпартия США