Нуар-Сити
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Нуар-Сити — место действия в жанре нуар, а также всех ему подобных, от киберпанка до «детектива» девяностых в мягком переплёте. Нуар-Сити — это локализованный вариант мира-помойки.
См. также Мерзкий Улей.
Внешние атрибуты Нуар-Сити[править]
- Состоит из:
- делового центра, застроенного подавляющими чёрными небоскрёбами;
- злачных кварталов, освещённых неоновыми рекламами, полных проституток, паршивой выпивки и наркоты;
- ржавых промзон, состоящих из давно остановившихся заводов и полузаброшенных складов, излюбленного места перестрелок мафии, если город более-менее процветающий — промзоны будут грохотать машинерией, сверкать огнями и дымить трубами;
- района огороженных особняков, где живут хозяева этого города; иногда, впрочем, они живут в пентхаусах над деловым центром, иногда совмещают, в этом случае небо надо городом будет набито их вертолётами/аэромобилями;
- битком набитых спальных районов, где проживают апатичные, заезженные честные люди и терроризирующие их мелкие бандиты и гопники;
- зловещего метро, полного заброшенных тоннелей, неиспользуемых станций и выходов в забытые и секретные подземные коммуникации.
- Всегда плохая погода. В лучшем случае — пасмурно, с низкими облаками. Чаще — унылый дождь. Если солнечно, то город накаляется до невозможности и заполняется дымом. Впрочем, бывает и «пляжный» вариант, в котором гниль нравов контраститует с солнцем-пальмами-красотками.
- Ночь. От 50 до 90 % приключений происходит в ночное время. А иногда и днем от тех самых давящих небоскребов и дыма промзон видно ничуть не лучше, чем ночью.
- Фоновые звуки — завывающие где-то вдали сирены, плохая музыка из машин и окон заведений, в особо небезопасных районах — звуки стрельбы.
- Достопримечательности, позволяющие идентифицировать город (или его источник вдохновения), варьируют в зависимости от эпохи. В XIX в. это, скорее всего, будет Лондон, в 1930-е — Нью-Йорк или Чикаго, с 1990-х до наших дней — Москва 1990-х или Гонконг, иногда — Детройт или Сиэтл.
Примеры[править]
Литература[править]
- Нью-Йорк из очерка Максима Горького «Город Жёлтого Дьявола». И вся пошедшая от него традиция изображения инфернальных капиталистических городов в советской литературе.
- Анк-Морпорк из «Плоского мира» — фэнтезийный вариант. Особенно в начале цикла, когда городская стража была добросовестной, но слабой. (Анк-Морпорк до Ветинари был слишком стрёмным местом для этого тропа, а Анк-Морпорк с Ветинари и коммандером Ваймсом — пожалуй, наоборот, слишком приличным.)
- Многие города из произведений Филипа Дика или Уильяма Гибсона. Или из любых других произведений стиля «киберпанк».
- Американка Робин Лафевер, цикл «Теодосия и магия Египта» — Лондон.
- Дилогия «Город Осень» Павла Корнева.
- Санкт-Петербург в «Дневном дозоре». Воха Васильев не любит Питер, и это хорошо заметно.
- Танфейр из серии Глена Кука про детектива Гаррета — ещё один фэнтезийный вариант. Затяжная война в бэкграунде прилагается.
- Ярослав Фоглар, «Тайна головоломки» — действие повести происходит во враждебных и неуютных трущобах неназванного чешского города, преимущественно ненастными вечерами, в сгущающихся сумерках, либо в подземных ходах. В ассортименте заброшенный костел, дневники мертвеца, непонятные артефакты за неизвестно кем запертыми дверями и бесстрашные юные журналисты.
- Форбарр-Султана при Юрии Безумном и Эзаре, особенно район Старого Караван-сарая. Эйрел и особенно Грегор сумели столицу расчистить и превратить в более-менее приличный город, хотя около Караван-сарая всё ещё следует следить за своим кошельком, а траффик ужасен даже по меркам Беты. Особенно если за рулём Айвен или Майлз.
- Старый Чикаго в Honorverse. Надземный город и верхние уровни ещё более менее приличны, а вот внизу можно встретить всё что угодно — от беглых супер-солдат до бичей-людоедов
- Если в каком-нибудь произведении Хонорверса встречается Старый Чикаго — значит сейчас будут драть задницы и жевать жвачку. Даром что это родной город одного из авторов, Эрика Флинта.
- Ещё столица Месы Мендель, особенно тамошние трущобы, где живут вольноотпущенники и «прочая шваль» с точки зрения месанской элиты.
- Риерта из дилогии "Созерцатель" Алексея Пехова. Помимо всех перечисленных выше пунктов, в городе есть отдельный район-остров, куда ссылают бывших жителей города, превратившихся в безумных мутантов. Сама Риерта состоит из нескольких сотен островов разной величины, соединенных между собой мостами (аллюзия одновременно на Лондон, Венецию и дореволюционный Петроград) и, в ряде случаев, туннелями для лодок, проходящими под теми или иными улицами. Кроме того, многие острова медленно, но неумолимо погружаются под воду (и касается это как босяцких районов, так и очень престижных), так что пространства для жизни у городских обитателей с годами становится всё меньше. Добавьте к этому всему правителя-диктатора, прячущихся от "псов режима" революционеров, вечные дожди и сырость и главного героя, НЕНАВИДЯЩЕГО воду, и получите одно из самых худших мест для обитания в мире, пусть и вымышленном.
Кино[править]
- Готэм-Сити Бёртона и Нолана.
- Star Wars. Много такого на Корусанте, особенно на нижних уровнях, а Кольцо Кафрены в «Изгое-один» было вдохновлено «Бегущим по лезвию».
- Нал Хатта, Нар Шаддаа, да и вообще, любая планета под властью хаттов. Продажная поголовно полиция, наркота и охотники за головами прилагаются.
- Sin City — экранизация Родригеса.
- «Тёмный Город» — в котором ещё постоянно пасмурно и постоянно ночь.
- Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Детройт из франшизы «Ворон».
- Детройт из «Робокопа» — настолько плох, что его решили снести и перестроить как Дельта-Сити.
- Реальный Детройт тоже один в один нуар-сити. И мысли о том, чтобы его бросить тоже витают в американском обществе.
- Лос-Анджелес в «Бегущем по лезвию» — один из эталонов киберпанка и антиутопии в кино.
- Викторианский Лондон из «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» Тима Бёртона — педаль в пол: кругом пыль и грязь, убитая в ноль экология, пар из канализации, вечный мрак, множество мерзавцев всех мастей… Удивительно, как тут люди умудряются жить?
- Город из «Бразилии» Терри Гиллиама — бюрократия, антиутопия, железобетон и мусор во все поля.
- Неназванный, но неимоверно гнетущий город, в котором происходит действие фильма «Семь».
- Отечественный вариант — Тиходонск из первого «Антикиллера» (как киноверсии, так и сериальной). В «Антикиллере-2» как-то поменьше. В других экранизациях Д.Корецкого Тиходонск — практически обычный город 1990-х. Что касается книг, то в принципе каждый читатель волен представлять этот город так, как ему больше нравится.
- «Голова-ластик» Дэвида Линча — педаль в земную кору.
- «Ренессанс» — Париж образца 2054 г.
- Мини-сериал «Алиса в Стране чудес» (2009) — спустя 150 лет так выглядит Страна чудес, точнее, её столица. Многоэтажные трущобы на трущобах (почти что город-здание) с многоярусными тротуарами и мостами без перил, а также всевозможные деловые и административные здания, хоть и чистые внутри, но не очень приятные. Есть и общественный транспорт — гибрид лифта с автобусом. Хотя ночь почти не показана, но все время пасмурно. Настолько, что обычные люди, попав в Страну чудес, зеленеют и получают узор на коже.
- Санкт-Петербург в экранизации «Майора Грома» — к и так достаточно нуарным сумрачным видам города добавлены гигантская помойка и бездушные небоскрёбы.
Телесериалы[править]
- «Улицы разбитых фонарей» (по крайней мере «классические» сезоны по сценарию Кивинова) — Санкт-Петербург.
- «В поле зрения» — Нью-Йорк, огромный город, в котором всегда плохая погода, тёмные переулки, полупустые бары, сомнительные ночные клубы и нелегальные игровые притоны. Большинство персонажей вооружены, опасны и плевать хотели на права человека.
- «Вавилон-Берлин» — архитектурный облик старушки-Европы, конечно же, не чета американским пейзажам с небоскрёбами, однако и Веймарский Берлин способен нагнать атмосферы. Особенно его предместья Кройцберг и Веддинг.
Мультсериалы[править]
- Черный Плащ — Сен-Канар.
- Черепашки-ниндзя — Нью-Йорк в последних сезонах сериала 1987 года.
- Педаль в пол — почти весь сериал 2003.
- С прикрученным фитильком — сериал 2012, формально все атрибуты тропа есть, но стиль рисовки слишком аляповатый и комичный, поэтому действительно нуарной атмосферы не ощущается.
- Город собак — собственно, означенный город. Пусть даже с поправкой на формат детского мультика, где всё значительно смягчили.
- В Samurai Jack действие эпизода «История X-9» целиком проходит в таком городе.
- Спайси Сити (1997) — Нью-Йорк киберпанкового будущего, тоже очень стилизованный под нуар.
Комиксы[править]
- Готэм-Сити Фрэнка Миллера. Во вселенной «The New 52» образ Готэм-Сити стал несколько светлее и мягче — авторы решили, что нужно же объяснить читателю, почему люди едут жить в Готэм, а не бегут оттуда любой целой.
- Sin City Миллера.
Аниме[править]
- The Big O: Парадайм-Сити, город, поражённый амнезией. На самом деле этот город - циклопическая сцена, а все его жители - роботы.
- Мега-Токио в Bubblegum Crisis. Основной нуар, впрочем, генерируется наплевательством фактически владеющей городом корпорации «Геном» на хотя бы видимость благополучия населения. Официальные службы в городе как раз искренне стараются делать своё дело как надо, и у них даже иногда получается.
- No Guns Life — основное действие в таком городе и разворачивается. До кучи протагонист живёт в съёмной квартире в не самом благополучном районе (хотя есть и похуже) и работает фактически частным детективом, правда иногда поступают заказы на что-то гораздо более серьёзное, нежели номинальный розыск или слежка — выручает то, что среди его клиентов попадаются представители закона, которым тоже иногда нужны услуги стороннего специалиста.
Видеоигры[править]
- Лос-Анжелес в Vampire: The Masquerade — Bloodlines. Даже разработчики как бы намекают на нуарность города: в Санта-Монике, куда ГГ попадает в начале игры, есть картинная выставка «Gallery Noir». Впрочем, вампиры волей-неволей будут действовать по ночам, так что ничего удивительного.
- Final Fantasy VII — Мидгар.
- Нью-Йорк в Max Payne — один из лучших примеров в играх.
- Во внутриигровом телесериале «Адрес неизвестен» (пародирующем одновременно «Твин Пикс» и саму же игру «Max Payne») действие происходит в городе, который прямо назван «Нуар-Йорк».
- Город из игры Thief.
- Метро-Сити из Condemned
- Нью-Йорк и Гонконг из Deus Ex.
- Детройт из Deus Ex: Human Revolution.
- Нью-Рино из Fallout 2.
- Либерти-Сити в серии GTA. Прототипом немного предсказуемо послужил Нью-Йорк.
- Alice: Madness Returns — Лондон.
- Hitman — ну, куда же без них игре с такой мрачной стилистикой? Каноничными Нуар-Сити в игре представлены Новый Орлеан, Гонконг и Роттердам. Последний давит педаль в пол в Codename 47 — это апокалиптическое зрелище обязательно нужно увидеть самому.
- Dishonored — Дануолл, полуфэнтезийный вариант тропа. Прототип — викторианский Лондон.
- The Wolf Among Us — стилистика Нью-Йорка.
- Strider (2013) — Казах-сити, он же Казахград, якобы столица Казахстана(а заодно и всего мира) будущего. В оригинальной игре был похожий город но с более советской тематикой и именовался почему-то Санкт- Петербург(фишка в том что там это тоже была столица Казахстана!).
- Серия игр «Tex Murphy»: постапокалиптический Сан-Франциско будущего. Причем тут еще и педаль в пол — из-за истощения озонового слоя в мире сильная радиация, поэтому городская жизнь возможна только ночью, днем же царит адская жара, которую практически невозможно выдержать. Сан-Франциско отыгрывает сабж. Помогает ещё то, что почти всё действие происходит ночью из-за отсутствия озонового слоя (не-мутанты перешли на ночной образ жизни, ибо меньше шансов полчить смертоносный загар когда над головой нет солнца).
- Bear With Me — Бумажный город. Игра построена как нуарная история о живых игрушках, так что город образцово нуарен и отдаленно похож на Нью-Йорк и Лос-Анджелес одновременно.
- Фрибург из белорусской This is the Police (2016) — абсолютно классический Нуар-сити.
- Vampyr — Лондон 1918 г., с учётом того, что мы видим его только ночью. Дополнительного «шарма» добавляют зримые признаки бушующей в городе эпидемии «испанки» в виде валяющихся на улицах трупов.
- Garfield: Caught in the Act — пародия на троп в уровне Catsablanca. Действие разворачивается в каком-то криминальном районе, выполненным в чёрно-белых тонах. Гарфилд в этом этана носит шляпу-федору, которая частично прикрывает ему глаза.
- Cyberpunk 2077 — Найт-Сити даже своим именем как бы намекает!
- The Sabouter. В оккупированных районах Парижа всё чёрно-белое и стоит вечная ночь. После изгнания оккупантов краски возвращаются.
- Kane&lynch 2: Dog Days. Неоновые вывески, плотность населения, пасмурная погода, окраины, где у преступников нет необходимости скрывать преступления.
Настольные игры[править]
- Практически любой мир-улей в Warhammer 40000, но особенно Некромунда и Нострамо. Последний мрачен настолько, что там в принципе не бывало солнца, на дворе круглый год стояла ночь, банды правили им в открытую, а героем-спасителем выступал Ночной Призрак, любящий сдирать с преступников кожу и развешивать их кишки по стенам в назидание другим преступникам.
- Колода карт «Karnival Fatal» (авторы фирма « Big Blind Media») оформлена в нуарном стиле. В оформлении лиц и рубашек присутствуют роковые женщины и темы города, в котором всегда ночь.
- Мир Тьмы. Что Старый, что Новый. В принципе, любой город в линейке вампи... эм... то есть, любой город в этом сеттинге вообще.
Музыка[править]
- Французский ретровейв-проект Carpenter Brut — песня «Anarchy Road» живописует эталонный Нуар-Сити недалёкого будущего (пополам с мерзким ульем)
- Luna Damien (сайд-проект Mechanical Poet), альбом Muddlewood: городские легенды про разные места Нуар-Сити.
Реальная жизнь[править]
- Нью-Йорк первой половины XX в. — один из кодификаторов: нависающие небоскрёбы, вечный смог, трущобы, зашкаливающая преступность, крайне влиятельная мафия, коррумпированные власти и полиция…
- Чикаго в то же время.
- Только в первой половине XX века? К XXI веку мало что изменилось.
- Лондон XIX в. — викторианский нуар-сити.
- Шанхай до Второй мировой (Второй японо-китайской) войны. Не зря его называли «самым большим борделем мира». Наркотики, проституция, рабство, постоянные кражи, коррупция, серый кардинал из Триад при мэре… А также перенаселение (много мигрантов, ищущих работу) и, как следствие, — трущобы. В некоторой степени Шанхай остаётся таковым и сейчас.
- Многие, если не все, города восточной Европы и пост-СССР в 1990-е: сочетание (потихоньку сыплющейся) архитектуры и инфраструктуры коммунистических времён, ржавых тачек из 1980-х (плюс зачастую отсутствие как деталей, так и средств на их ремонт), специфического климата местности, бума на уличную торговлю, множества рекламы и рэперов, а также растущий бандитизм, коррупция и хаос — ну вы помните…
- Субверсия: хотя Глазго (город в Великобритании) внешне чуть менее чем полностью подходит под описание, особенно зимой… его жители — одни из самых жизнерадостных в Британии и страшно гордятся своим городом.
- Петербург Достоевского, Некрасова и Гоголя. Впрочем, Питер эпохи «лихих 1990-х» тоже вполне подходит.
- Омск в творчестве сибирского андеграундного панка вроде Егора Летова и Янки Дягилевой, а также в интернет-культуре, см. «Омская птица» и другие мемы про наркоманов.