Музей всякой всячины
…глазам шейхов предстал картонный плакат с арабскими и русскими буквами: "Городской музей изящных искусств"… В музее было только восемь экспонатов: зуб мамонта, подаренный молодому музею городом Ташкентом, картина маслом "Стычка с басмачами", два эмирских халата, золотая рыбка в аквариуме, витрина с засушенной саранчой, фарфоровая статуэтка фабрики Кузнецова и, наконец, макет обелиска, который город собирался поставить на главной площади. Тут же, у подножия проекта, лежал большой жестяной венок с лентами.
Людям всегда было интересно знать, как жили их предки и даже кто жил до самих людей. Для этого и существуют «дома муз» — музеи. Они имеют очень широкую специализацию — тут тебе краеведческие, палеонтологические, музеи искусства, квартиры/дома-музеи, выбирай не хочу. Обычно хоть они и предоставляют посетителям возможность поглядеть на то, как жили люди в глубокой древности, но выглядят скучно и непритязательно. То ли дело музеи в кино, мультфильмах и сериалах!
Важно: здесь упоминаются не просто свалки ненужного барахла, горделиво носящие названия музея для прикрытия, а именно о тех самых стереотипных музеях. На первый взгляд, они ничем не отличаются от обычных: есть экспонаты, охрана, сигнализация. Однако у таких музеев есть такие особенности, из-за которых обчистить их не просто, а очень просто, чем радует глаз разным бандюганам. Да-да, как и в случае казино, эти музеи существует только для того, чтобы их грабили, и никакой просветительской нагрузки не несут.
Особые признаки[править]
- Широкий спектр экспонатов: от скелетов динозавров и саркофагов с мумиями египетских фараонов до той самой сабли, которой Чапаев рубил белогвардейцев.
- Помимо мешанины с историческими экспонатами, здесь также присутствуют произведения искусства (картины, скульптуры) самых разных стилей и направлений. Исторические музеи отдельно, а картинные галереи отдельно? Не смешите мои музейные тапочки!
- Экскурсии почти не проводятся. А если и проводятся, то экскурсоводы как правило, представляют из себя интеллигентных бабулек с противными голосами, всё время гнусавящие: «Пасмаатрите наапраава/наалйеваа».
ГруппаТолпа туристов, которые находятся в попечении у экскурсовода, историей не интересуются и никогда её не слушают, а всё время фоткают экспонат, у которого они остановились, и расспрашивают у неё, сколько экспонат стоит, задают нелепые вопросы, из-за их тупизны и быдлизма напичканные клюквой и с историей вообще не связанные и прочее.- Автор правки работает в музее и подтверждает: увы, в большинстве случаев туристы на экскурсии ведут себя именно так.
- Убогая система безопасности. Охранники всегда либо пялятся в монитор, к которому подключены камеры наблюдения, с безучастным видом, пожевывая бутерброд/пончик или попивая кофеёк, либо просто спят. Помимо лени, охранники отличаются безразмерной тупостью: бредут по залам музея с фонариком, даже не пытаясь включить свет! Сама система представляет собой сеть из лучей красного цвета, при пересечении которых срабатывает сигнализация. О датчиках движения или тепловой сигнализации руководство музея, судя по всему, не слышало.
- Мнение сотрудника службы безопасности: Всё таки большинство музеев — именно так и охраняются. Свет в ночное время включать разрешено только в случае ЧП. Причём большую часть времени охрана сидит в своей комнате наблюдения, поглядывая на монитор и делая обходы строго по плану. Ну не будут никакие охранники сутки напролёт стоять навытяжку возле каждой витрины — на это не хватит ни человеческой стойкости, ни денег учреждения.
- Впрочем, всё это справедливо лишь для небольших музеев, типа городских или районных краеведческих, в небольших городах, где кроме чучел местных животный и картин местного Васи Пупкина (на худой конец копий шедевров, сделанных Пупкиным) ничего нет. Музеи, где выставляются вполне солидные экспонаты, имеют весьма совершенную систему охраны.
- Вдогонку: мнение инженера. Пресловутые «красные лучи» — такая же киношная условность, как и бесконечный боезапас. При грамотно организованной развитой системе средств безопасности объект можно разве что штурмовать или, например, найти помощника из сотрудников службы охраны. При этом кофеёк, бутерброды, кроссворды и телевизор, как правило, не мешают охраннику в случае ЧП нажать кнопку пультовой сигнализации и вызвать группу быстрого реагирования (если его вмешательство вообще необходимо для этого).
- Мнение сотрудника службы безопасности: Всё таки большинство музеев — именно так и охраняются. Свет в ночное время включать разрешено только в случае ЧП. Причём большую часть времени охрана сидит в своей комнате наблюдения, поглядывая на монитор и делая обходы строго по плану. Ну не будут никакие охранники сутки напролёт стоять навытяжку возле каждой витрины — на это не хватит ни человеческой стойкости, ни денег учреждения.
- Предметы из музея зачастую функциональны, можно взять с витрины ружье и тут же начать из него отстреливать зомби. Причем патроны уже на месте, либо лежат рядом с табличкой "Патроны для ружья ХХ века". В реальности это далеко не так, в музеях внешний вид превалирует над функциональностью даже для не сильно древних экспонатов, древние же просто в силу возраста почти всегда непригодны для использования по прямому назначению. Так что весьма маловероятно, что пишущая машинка из музея будет печатать, швейная шить, а на токарном станке удастся что-либо выточить. Особенно маловероятно в доступном для гражданских музее встретить действующее огнестрельное оружие — даже из редчайших образцов, малосерийно-экспериментальных, зачастую существующих в единственном экземпляре, даже в музее «не для всех» при оружейном заводе, все равно в 99 % случаев варварски сделают «макеты».
- В крайнем случае, если экспонируется боевое огнестрельное оружие (в Волгограде в музее Сталинградской битвы например), то экспонату просверливается ствол и спиливается боек ударника. Ибо нефиг даже и мечтать.
- Есть мнение, что это советские заморочки. В США бывает не так, были случаи.
- Доподлинно известно, что своим ходом, как правило, неспособны перемещаться экспонаты в автомобильных, авиационных и железнодорожных музеях. В порядке исключения, действующие экспонаты обычно живут в отдельном ангаре, с соответствующим уровнем обслуживания, и периодически радуют публику по особо значимым датам. Рядовые же экспонаты, как правило, если доживают до отправки в музей, то после лет пяти жизни в фазе «донор запчастей» под забором депо, и свинчено с них перед отправкой в музей будет всё — от дизеля и электрооборудования до дверных ручек.
- Приятные исключения всё же бывают: так, в музее электротранспорта СПб большинство экспонатов ходовые, более того — некоторые восстановлены до близкого к оригинальному состояния до того прослужив пару десятков лет сараями и дачными домиками.
- Танкам на постаментах либо демонтируют дизель, либо для дешевизны заливают бетоном машинное отделение. Ибо нефиг.
- Таки не везде и не всегда. Бывали случаи, когда танк-памятник заводили, а то и пытались применять в бою.
- В крайнем случае, если экспонируется боевое огнестрельное оружие (в Волгограде в музее Сталинградской битвы например), то экспонату просверливается ствол и спиливается боек ударника. Ибо нефиг даже и мечтать.
Примеры[править]
Литература[править]
- Властелин Колец — Мусомный амбар в Шире содержит в себе всё, что хоббитам выкинуть жалко, а использовать некуда (обычно это сувениры, передариваемые по сто раз на любом празднике).
- Цикл «Умирающая Земля», а именно «Гайял из Сферы» aka «Гвил из Сферы» — Музей Человека, где есть один старенький куратор, один страшный демон из параллельного мира и тыщи неисчислимые разнообразнейших экспонатов.
- Ф. Стоктон, «Музей королевы»: чтобы сделать музей интереснее для людей, герои опрашивают всех жителей города, что их интересует и наполняют музей этим всем. Работает великолепно. А до этого в музее демонстрировались исключительно петельки для одежды, и люди не могли заставить себя ходить в этот музей даже под угрозой тюрьмы.
- Евгений Замятин, «Мы».
- Оноре де Бальзак - "Шагреневая кожа" - именно в такой культурно-исторической барахолке находит злополучный заглавный артефакт. А ведь пришёл просто посмотреть на картины кисти Рафаэля!
- М. и С. Дяченко, «У зла нет власти» — «Музей того, что следует помнить».
- Олесь Бердник, «Стріла Часу» — педаль в пол: Храм Великої Революції (памятник фундаментальным изменениям, на которые пошла раса мира Рожденных небом) заодно и музей их истории.
- Кристель Дабо, «Сквозь зеркала» — музей, в котором Офелия работает на Аниме, хранит все, что имеет отношение к миру до Раскола, и Офелия в нем — единственный сотрудник. Впоследствии коллекцию музея сильно подчистили, убрав все, что имеет отношение к войне.
- Предположительно, музей всякой всячины появляется в «Альянсе мусорщиков» Джанет Эдвардс: сначала Тэд ищет (и находит!) в давно заброшенном музее единственную в своем роде рабочую деталь портала, потом Изверг прихватывает из того же музея винтовку и боезапас, чтобы стрелять в сопротивленцев.
- Евгений Гаглоев, «Королевский Зодиак». Автор настолько не в ладах с матчастью, что становится смешно. С первых страниц мы оказываемся в провинциальном краеведческом музее, куда никто обычно не заходит, кроме редких студентов «археологических факультетов» (видимо, имеется в виду кафедра археологии местного истфака). При этом воры в музей не суются не потому, что брать нечего, а потому что там суперсовременная система безопасности, и даже если повезет ее обойти — экспонаты такого масштаба тяжело сбыть с рук (автор, вы уж определитесь — там нечего смотреть или в каждом зале по Моне Лизе висит?). Но это ладно. Охранник остается ночью в музее один, потому что двух его коллег директор музея, просто позвонив, отправил встречать поезд с новыми экспонатами. Автор явно не представляет, какое количество бюрократических процедур сопровождает прибытие музейных ценностей и сколько в целом сложностей с такой транспортировкой (вкратце — это не то же самое, что передать посылку с проводником). К счастью, подростки, на которых это чтиво рассчитано, масштаб катастрофы не представляют тоже. Но если вы взрослый и продрались через эту ахинею, то на следующей странице вас добьет этикетка одной из витрин, где написано «Сервиз Ивана Грозного». Да-да, именно так предметы в музеях и атрибутируют.
Кино[править]
- «Ночь в музее» — эталон из палаты мер и весов, а по ночам эта всякая всячина ещё и оживает…
- Самое интересное, что музей в Нью-Йорке именно так и организован: от картин и скульптур до археологических находок, всё вместе по «темам». Та же ситуация и с музеями в отечественной культуре: их, как правило, списывают с Эрмитажа.
- Джон Уик-3 — между делом Джон прибегает именно в такой музей. В одном зале собраны гладкоствольные пушки, пулеметы Первой мировой, статуэтки, ковбойские револьверы, а рядом еще и какие-то ящики, явно с экспонатами, и шкафы — видимо, с картотекой. И да, револьверы функциональные — Уик быстренько крафтит из них стреляющий образец, разумеется, с настоящими патронами.
Мультфильмы[править]
- Ну, погоди! — в 12-м выпуске герои попадают именно в такой музей.
- Тутенштейн: главный герой, Тутанхансетамун, буквально живёт в музее, если можно, конечно, назвать это жизнью (скорее не-жизнь, потому что Тутен уже давно — мумия).
Видеоигры[править]
- Одна из локаций в квестах. Экскурсоводов и посетителей там нет, зато обмануть сигнализацию не так-то просто!
- The Elder Scrolls IV: Shivering Isles — музей диковинок в Крусибле. В музее всего лишь одна тетенька-экскурсовод(она же директор). Украсть что-то из музея не легко, а очень легко(ценного там особо ничего нет, но вот кольцо хождения по воде автору правки очень пригодилось).
- В городском музее проходит финальная миссия Mafia (там выставлены живопись и скульптура, очень красивы и сами интерьеры).
- А во второй части финальная миссия проходит в обсерватории, которая также включает музей.
- В Vampire: The Masquerade — Bloodlines герой также побывает ночью в музее.
- Fallout 3. Museum of Technology — музей полуразрушен и заброшен, но многие экспонаты сохранились. Museum of History — уцелел и там теперь живут, потому экспозиций не осталось, но можно посетить запасники в подвале. Также главарь одного из поселков, Дэйв, устроил музей имени себя — там выставлена всякая всячина, якобы имеющая отношения к подвигам этого Дэйва, во многом вымышленным.
- Baldur’s Gate — Hall of Wonders. Музей вполне серьезного вида, который предлагается немного ограбить.
- PAYDAY 2 — музей им. МакКендрика, в котором хранится легендарный Бриллиант. Афинские вазы соседствуют с римскими щитами, монгольские доспехи стоят в одном зале с южноамериканскими артефактами. Впрочем, охраняется неплохо.
- Задолго до всех вышеперечисленных игр — Museum Madness. Целиком и полностью про сабж.
Интернет-проекты[править]
Реальная жизнь[править]
- Различные кунсткамеры или вундеркамеры, в которых главное, чтобы экспонаты были диковинными: например, в итальянском Theatrum Mundi в одном зале преспокойно стоят рядом скелет динозавра, рыцарский доспех и античные скульптуры.
- На возникновение этого тропа сильно повлияла американская идея музея как завлекалочки для туристов. Такие появлялись практически на ровном месте, и какое-то время были едва ли не лицом провинциальной Америки: музей, видовая площадка, ларёк с хот-догами, мотель и заправка — всё, что нужно, чтобы проезжающий мимо турист остановился и потратил немного денег именно здесь, а не на следующей по дороге заправке, а соседский фермер от скуки собрался заехать на выходной с детьми. Подобные частные музеи обычно имели какую-то специализацию, однако владельцы стаскивали туда любые мало-мальски интересные вещи, попавшие им в руки, даже если они и не слишком подходили под тематику. Сейчас они понемногу разрушаются, их содержимое идёт с молотка, но у поколения шестидесятых-восьмидесятых такие музеи надёжно вызывают тоску по юности.
- Та же самая история произошла в Японии, только под патронажем местных властей и с упором на прославление своего городка\провинции — бум 1980-90-ых и угасание в 2000—2010-е.
- «Оддиториум Рипли» — самый успешный пример такого американского музея всевозможных диковинок, открытый исследователем этих штук, бывшим репортером Робертом Рипли в 1933 г. И это только часть его медиа-франшизы «Хотите верьте, хотите нет!», которая и после смерти основателя развивалась. До сегодняшнего дня по всему миру в разное время просуществовало аж 28 таких оддиториумов (часть их них, впрочем, не музеи, а театры, лабиринты и т. д.).
- С прикрученным фитильком, но любой краеведческий музей. Пестрота тематики связана с задачей — дать всестороннюю информацию о данном регионе. А самые ценные экспонаты вроде золотых скифских ожерелий обычно выставляются ненадолго, а в остальное время находятся в запасниках под надежной охраной. Либо на постоянной основе выставлены копии ценных экспонатов.
- Многие частные музеи (например, музей Сергея Жарова в Тарусе).
- Кремль в Измайлово — вершина псевдорусского стиля, в 2000-е особенно радовавшая как предместье необъятного Черкизона. Внутри находятся музей водки, музей хлеба, проводятся выставки-продажи и на регулярной основе обитает блошиный рынок
- Волжский город Мышкин — это один сплошной музей всякой всячины. С прикрученным фитильком — в одном здании, как правило, выставлены предметы какой-то одной тематики, но в целом…
- Подмосковная Коломна — относительно недалеко друг от друга расположены сразу два музея пастилы и музей калача, а также музей органической культуры.
- Собрания реликвий при храмах. В Японии храмы обладают внушительными коллекциями как собственно священных предметов, так и даров прихожан. До революции в России использовались древлехранилища для отслуживших икон и утвари.
- Именно такими были самые первые музеи, развившиеся из частных коллекций феодалов, купцов и королей и называвшиеся «кабинетами редкостей». Конкретный пример — петербургская Кунсткамера.
- Музей «Поля чудес».
- Музей искусства Оцука (Наруто, Япония) — десятки тысяч копий шедевров мирового искусства, от офортов до фресок Сикстинской капеллы.
- Музей индустриальной культуры в Москве — самый большой в мире дедушкин сарай, чердак и гараж, где завалялись практически все дары промышленной революции, окружавшие человека в последние сто лет дома, на улице и на работе, от часов до узкоколейного паровоза. Все можно потрогать и подержать в руках, часть экспонатов даже работает. Пополняется зачастую самими посетителями. Культовое и очень интересное место.
- Различные музеи подарков, которые когда-то дарились авторитарным и не очень вождям. Каноничный пример — Музей подарков в Северной Корее, официальное название которого — Международная выставка дружбы. Здесь собраны самые разные подарки, которые когда-либо получал Ким Ир Сен — от обычных пылесборников, до лимузинов и самолётов.
- В 1949—1953 гг. под выставку даров И. В. Сталину целиком выделили Пушкинский музей. Педаль в пол: параллельно в ГМИИ свезли горы картин и скульптур из расформированного музея нового западного искусства, а также свернутую в рулон Бородинскую панораму, а еще и без того остро испытывавший нехватку людей музей лишился 29 сотрудников как неблагонадежных. В итоге аж 225 шедевров-трофеев из Дрезеденской галереи разместили всего в 2 залах (доступ только по спецприглашениям), три зала пришлось отвести под хранение панорамы, музейная мебель и утварь использовалась в обиходе работников и чиновников, дары Сталину активно подъедались влажностью, жарой от калориферов и (в части съедобных) насекомыми.