Типа я Лоуренс Аравийский
Итак, у нас есть герой. Он фиговато вписывается в своё «природное окружение», слывет в лучшем случае безобидным и бесполезным чудаком, в худшем — опасным фриком.
И тут его заносит куда-то в дикие земли к отсталому народу, который из последних сил борется с большой и сильной империей.
Благодаря своей способности мыслить нестандартно (чем он и стяжал репутацию опасного чудика в своем народе), герой завоёвывает авторитет у отсталого, но гордого и воинственного народа, и приводит его к успеху: победе над империей. Иногда — своей собственной.
Как вариант: герой находит гибель в бою, потерпев поражение. Но это геройская гибель, и те, кто раньше считал его фриком, теперь его прославляют. Ну или проклинают как предателя — а прославляет его гордый и уже не столь отсталый народ.
Как видим, перед нами не просто троп, а прямо-таки целая заготовка для сюжета.
Тропнеймером является фильм Дэвида Лина «Лоуренс Аравийский». Именно фильм: в книге «Семь столпов мудрости» всё гораздо более приближено к реальности. Сама реальность тоже, как водится, была сложной.
Внимание! Этот троп — не про попаданцев!
Примеры[править]
Литература[править]
- Р. Говард, «Хайборийская эра». Мирный жрец Арус просто хотел цивилизовать пиктов и принести им свою веру. Но вера дикарей интересовала мало, а вот военное дело и технологии очень даже интересовали.
- Гарри Гаррисон и Джон Холм, цикл «Молот и крест»: Шеф Сигвардссон из полураба-изгнанника становится вождём викингов и внедряет среди них технический прогресс. Под конец ему удается навалять даже Священной Римской Империи.
- Тот же Гарри Гаррисон, трилогия «Мир смерти». Педаль в пол выжимается в последнем романе, вкупе с лютой субверсией: Язон привел варваров Темуджина к успеху… вот только целью было разложить их морально, дав им разграбить богатые цивилизованные города.
- Кэролайн Черри, серия «Угасающее солнце» — землянин Стэн Дункан примыкает к народу мри, которому грозит полное вымирание, и спасает его, склонив к союзу со вчерашними врагами — землянами.
- «Дюна» — Герберт выжимает педаль в пески Арракиса. Параллелей как с биографией сэра Лоуренса, так и с Кораном в книге полно.
- Франсис Карсак, «Львы Эльдорадо» — главный герой во главе отсталых, но прекрасных душой инопланетных туземцев, СФК американских индейцев, бросает вызов не империи, но преступной корпорации. Побеждает, пусть и дорогой ценой.
- Джеймс Олдридж, «Герои пустынных горизонтов». Главный герой Гордон, будучи на Родине не шибко крут, в Аравии возглавил борьбу местных племен за независимость.
- Олди, «Путь меча». Джамуха Восьмирукий (он же девушка Хамиджа) и живой клинок Чинкуэда Змея Шен сделали кочевников-шулмусов силой, представляющей угрозу даже Кабиру.
- Терри Пратчетт, «Патриот». Командор Ваймс со стражниками попали в почетный плен к д’рыгам, считающимся одним из самых отмороженных, хотя и уважающих традиции племен Клатча. Примечательно, что даже Моркоу с его природным обаянием и знанием языков не добился того же, что Ваймс — когда он советовал Ваймсу уважить хозяев и попробовать овечьи глаза, Ваймс выкинул их…и оказался прав, ими клатчцы угощают только глупых иностранцев. А потом Ваймс возглавил лихую атаку верхом на верблюдах — пусть и не по своей воле, но авторитет заработал.
- Густав Хэсфорд, «Призрачный Блупер» — продолжение книги «Старики», которую мало кто знает, в отличие от ее экранизации «Цельнометаллическая оболочка». В сиквеле Шутник сначала через плен, а потом идейно переходит на сторону вьетнамцев и дает прикурить загнивающей Отчизне…
- Евгений и Любовь Лукины, «Разбойничья злая луна»: нищий аристократ, философ, поэт и пьяница Ар-Шарлахи, принятый благодаря сходству имён за разбойника Шарлаха, действительно возглавил в итоге разбойничью шайку, заработал немалый авторитет и провернул несколько таких дел, о которых настоящему Шарлаху и мечтать не приходилось. Впрочем, в основном благодаря фантастическому везению и наглости новичка.
Кино[править]
- Собственно, Лоуренс Аравийский Лина.
- «Форт Саган» — собственно рип-офф Лоуренса Аравийского, самый дорогой французский фильм 1980-х. Простой лейтенант (Жерар Депардье) воюет в Алжире, совершает подвиги, спасает жизнь вождю племени и становится героем. Правда, потом гибнет на полях мировой войны, но память о нем живет даже среди алжирцев вечно! (В прокате фильм провалился).
- Расширенная Вселенная «Звёздных Войн» — такого довольно долго отыгрывал экс-джедай А’Шарад Хетт (впоследствии Дарт Крайт). Поскольку его отец тесно контактировал с тускенскими рейдерами на Татуине, то после приказа 66 Хетт долго жил с ними, высоко поднялся в племенной иерархии и уже облизывался на капитальный захват оседлых поселений. Конец аравийству Хетта положил Беня, отрубивший ему руку и сорвавший маску — а последнее, по тушканским обычаям, является несмываемым позором, так что наблюдавшая за поединком орда молча разошлась, оставив бывшего предводителя одного. Он потом, конечно, стал ещё грознее, но это к тропу уже не относится.
- «Аватар» Кэмерона.
- «Проповедник с пулемётом» — раньше был бандитом-байкером, потом стал миссионером, а увидев, как кошмарят его подопечных в Судане террористы-сектанты из «Господней армии сопротивления», встал на сторону обиженных мирян. С фитильком, так как на «империю» Lord’s Resistance Army не тянут.
- «Звёздные врата» (фильм 1994 года) — египтолог-неудачник (заработавший репутацию Выбегалло верой в палеоконтакт и строительство пирамид инопланетянами) вместе с группой бравых американских военных оказывается на пустынной планете, населённой потомками древних египтян под властью жестоких инопланетян, выдающих себя за богов. Используя знания и опыт в своих областях, земляне поднимают народное восстание. Помимо общей канвы и ориентально-пустынного колорита, влияние фильма Дэвида Лина заметно в музыке, вероятно в сцене авианалета, а своеобразная внешность инопланетянина Ра и его окружения может намекать на некоторые детали в фильме и биографии Лоуренса.
- А вот в телесериалах аверсия. Свободные джаффа не очень ладят с таури и токра. И хотя искру востания зажгли именно команда ЗВ-1, свободные джаффа были сами по себе. Они не хотели быть под властью землян. Аналогично отношение таури и токра, которые к 7 сезону тоже разбежались из-за стремления Джека О’Нилла навязать им свою волю. Унассы тоже бунтовали без помощи землян.
- В галактике Пегас сопротивлением местных жителей можно считать дженеев. Но вместо того, чтобы встать под знамена экспедиции Атлантиды, они объявили войну землянам.
- Деконструкция в фильме «ЗВ: Ковчег истины». Троп в альтернативном таймлайне отыгрывает системный лорд Баал.
- «Рэмбо-3» — титульный герой отправляется в Афганистан, где возглавляет благородных моджахедов, борющихся с Советами.
- «Красный скорпион» — и снова злые Советы, но теперь главный герой сам из них — советский спецназовец Николай отправляется в вымышленную африканскую страну, строящую социализм под присмотром советско-кубинско-чехословацкого контингента, чтобы войти в доверие к повстанцам, найти и убить их лидера. Насмотревшись на происходящие в стране, Николай переходит на сторону повстанцев и помогает им прийти к победе.
- «Апокалипсис сегодня» — полковник Курц похож на очень мрачную версию или деконструкцию тропа.
- «Прощай, король» — солдат во время войны с японцами возглавляет племя местных туземцев и становится этаким хорошим полковником Курцем. Ну а чего вы хотели от одного из сосценаристов «Апокалипсис сегодня» Джона Миллиуса, ярого апологета военщины?
Телесериалы[править]
- «Варвары» — зигзаг. Арминий изначально германец из племени херусков, но был отдан отцом-вождём в заложники еще ребёнком и воспитывался в доме Квинтилия Вара как римлянин. Стал командиром ауксилиариев и принадлежал к римскому сословию всадников. Потом отправился служить в провинцию Германия и решил освободить свою родину от римлян. Перешёл к родному племени и научил их, как победить римлян в Тевтобургском лесу, стал вождём и объединителем своего народа. Основано на реальных событиях.
- «Принц пустыни» (1991) — итальянский мини-сериал. Бывший агент ЦРУ (Рутгер Хауэр) должен спасти похищенного собственным отцом сына марокканского эмира, живущего в городе, словно застрявшем в Средневековье или временах Индианы Джонса. В итоге лощеный европейский блондин блестяще вписывается в арабское окружение и добивается успеха. Отзывы о сериале неоднозначные, но итальянское кино умеет и хуже.
- «Книга Бобы Фетта» — Боба Фетт таки выжил, попав в желудок сарлакки, прожег его огнеметам и попал к кочевникам пустыни. И дальше сабж, причем намеренный — даже скопирована сцена с нападением на поезд.
Мультипликация[править]
- «Ранго» — простой хамелеон из XXI в. забрел в пустыню к типичным реднекам времен Дикого Запада и решил выдать себя за героя-шерифа. Что характерно, получилось с блеском.
Видеоигры[править]
- Morrowind — С прикрученным фитильком Нереварин. Армию никто не даст, но уважение всех трех домов данмеров и четырех племен эшлендеров стяжать надо.
- Fallout: New Vegas — Легион Цезаря был создан именно таким человеком. А всего-то стоило троице мало-мальски подкованных Последователей Апокалипсиса попасть в плен к племени голодранцев, которых буллили все окружающие их соседи…
- Warcraft Adventures: Lord of the Clans — шаман Тралл, который сбежал от людей и возглавил остатки племен орков. Субверсия — он-то как раз тоже орк, но с младенчества воспитанный людьми, а заодно сын вождя своего клана и типичный Избранный. Игра, правда, не совсем каноничная, так как была отменена, но частично повлияла на сюжет Warcraft III, где Тралл уже воюет во главе Орды.
Прочее[править]
- Теория (которой придерживался в том числе Гумилёв) о том, что Минамото-но Ёсицуне не погиб, а бежал через Хоккайдо в Монголию, где стал известен как Чингисхан.
- Чака, король африканских племен зулу начала XIX в. Бастард, изгнанный из своего племени инкоси, он нашел приют в племени мтетва. Постепенно стал предводителем всего племени, который ввел могучую военную организацию, создал свою королевскую диктатуру и объединил племена в империю зулу. В общем, этакий африканский Чингисхан. Закончил, правда, плохо — несмотря на все предосторожности, убит заговорщиками.
- Тёмный вариант — барон Роман Фёдорович фон Унгерн-Штернберг, белый генерал и борец за независимость Монголии, мечтавший о реставрации империи Чингисхана, вырезавший под ноль целые селения и между делом женатый на китайской принцессе. Кстати, хотя с женой венчался по православному обряду, сам исповедовал буддизм и якшался с откровенными мраккультистами вроде Джа-ламы, приносившего красных в жертву демонам.