Гордыня визиря
Этой великой империей только я управляю. Всё, что я делаю, абсолютно правомерно. Ведь вся власть сосредоточена только в моих руках. Я назначаю всех главнокомандующих, воевод, бейлербеев. То, что я даю, остаётся у того, кому я отдал. То, что я запрещаю, всегда будет оставаться в запрете. Даже Повелитель не принимает указа без моего согласия. Я веду все его дела. Выше меня нет никого. И война, и мир, и политика, и казна, и культура — всё в моих руках. Я всемогущ.
Помни своё место, Джафар!
Если человек занимает важный пост, владеет крупной компанией или правит страной, ему всегда необходим разумный заместитель. И очень хорошо, когда этот заместитель знает не только свою цену, но и берега, пересекать которые ему ни в коем случае нельзя. Например, поддаваться гордыне и считать себя равным своему работодателю/повелителю. Но что, если он всё же поддался? В таких случаях это может быть чревато несовместимостью с жизнью, особенно если «набольший» крут характером и скор на расправу. Правда, самого заместителя мало кому бывает жаль.
Если заместитель хочет занять место начальника не из гордыни, а испытывая комплекс неполноценности, это уже относится к тропу Комплекс заместителя.
Родственные тропы — Единственный, кому я доверяю, Великий визирь, Злой канцлер, Серый кардинал, Что за идиот!, Ай, молодца!
Примеры[править]
Литература[править]
- Троецарствие - Цао Цао рисуется автором именно таким. Насколько справедливо - вопрос дискуссионный. Ибо приличия соблюдал (в отличие от некоторых), императора формально поддерживая, а полной власти у тех и до него не было достаточно давно, так что игнорирование мнения по поводу ряда вопросов - не повод жаловаться на "притеснения". Собственно, в отличие от сына, и рисуется не такой уж и чёрной краской.
- И Дун Чжо - но этот, весьма вероятно, полностью исторически справедливо. Потому как казнить императора с его матерью без какого-то нормального повода, просто для демонстрации власти - всё-таки перебор.
- Тайвин Ланнистер этим недугом не страдает, он им наслаждается. Справедливости ради, последние четыре короля на Железном Троне были такие, что быть лучше них много ума не надо, но тех, кто говорил об этом вслух, оперативно лишал языка сам же Тайвин.
Кино[править]
- «Не покидай...» — канцлер Давиль. Впрочем, его даже можно понять: де-факто государством правит именно он, король-узурпатор, которого к власти привели с помощью Давиля, бездарен и глуп, а умному и амбициозному канцлеру понемногу «надоедает быть вторым», как он поёт.
- Диснеевская экранизация «Трёх мушкетёров» 1994 г. (та, что с горящими каретами и киллерами на крыше) — кардинал Ришелье.
- «Фаворитка» — полная аверсия с Сарой Черчилль: являясь королевой «не по должности, но по сути», она и не думает называть себя так — по крайней мере, на людях. Скорее всего, именно это и помогало ей удерживаться на плаву столько лет.
- Диснеевский фильм «Аладдин» — здесь для Джафара слово «второй» (даже после султана) — натуральная кнопка берсерка.
Телесериалы[править]
- «Великолепный век» (см. эпиграф) — фактически тропнеймер. Сын бедного греческого рыбака, Тео, прошёл долгий путь наверх от раба до названого брата шехзаде, а потом и султана Сулеймана.[1] И если поначалу это был скромный, совестливый и честный человек, то, став великим визирем, он превратился в алчного, тщеславного и, чего греха таить, неосторожного гордеца, посмевшего именовать себя султаном. В итоге закономерно получил шёлковый шнурок на шею, хотя Сулейману это решение далось нелегко.
- «Power Rangers: Jungle Fury» — наставник рейнджеров и директор пиццерии ЭрДжей решил уехать на рыбалку (строго говоря, ЭрДжей, будучи зоозащитником, пошёл распугивать рыб, чтобы рыболовы не поймали их на конкурсе), а за старшего назначил Кейси. Поначалу гордыня Кейси дала о себе знать, из-за чего троица рейнджеров едва не рассорилась, но он умерил гордыню, и рейнджеры стали работать так же, как до ухода ЭрДжея.
- «Последнее королевство» - Этельхельм Старший. В отличие от книг, сериал в его линии поначалу имитирует ИП (а именно - помянутого Тайвина), а в конце - делает зигзаг, заставляя его (а не дочь) пытаться ликвидировать опасного для будущего семьи (то есть внука, принца Эльфвирда) короля. Однако, и Утред - не Эддард Старк, в престолы играть умеет (с поправкой на некоторую картонность сериала в этом аспекте), а Этельхельм попадет в королевскую немилость (мягко говоря) и погибает от провала амбиций.
- В книгах Этельхельм (в отличие от сына-тёзки) - договороспособный достойный противник и умелый управленец, к которому Утред испытывает подобие симпатии даже когда тот совсем перегибает планку конфликта, что не раз им самим подчёркивается. В частности, из-за того, что действует куда тоньше, без откровенного предательства и всегда оставляет пространство для отступления. В общем, не пример тропа.
Мультфильмы[править]
- Джафар. Эталонный пример из палаты мер и весов.
Мультсериалы[править]
- «My Little Pony» — управляющая кантерлотским бутиком Рарити, Сасси Сэдлз, страдала сабжем в тяжёлой форме. Умудрилась заставить собственную начальницу горбатиться от зари до зари над одним-единственным платьем («словно на фабрике»), а под конец серии ещё и заявила: «Бутик Сасси Сэдлз станет успешным!» К счастью, Рарити вовремя опомнилась и наконец приструнила зарвавшуюся Сасси, а потом та и сама исправилась.
- «Аватар: Легенда об Аанге» — Лонг Фенг. Формально он советник царя Ба Синг Се, по факту сам исполняет его обязанности. Фактического царя Земли всеми силами не допускал к работе. Вначале был арестован после разоблачения перед царем Ба Синг Се командой Аанга, потом с помощью Азулы и ее сообщниц свергнул царя Ба Синг Се, после чего он намеревался окончательно стать новым царем Ба Синг Се, взяв Азулу в плен. Однако он сам был перехитрен ею.
Комиксы[править]
- «Трансформеры» — пополам со стремящимся в главгады Старскримом. Попытки Старскрима сместить Мегатрона ввиду презрения из-за «устаревших» методов управления подчинёнными — классика жанра любой реинкарнации.
- Iznogoud весь целиком построен на этом тропе.
Видеоигры[править]
- «King’s Quest VI: Heir Today, Gone Tomorrow»
- Prince of Persia: Sand of Times — визирь индийского магараджи, отца Фары. Копиркин Аладдиновского Джафара. Редкостная сволочь, предатель и интриган: именно с его подачи и по его сигналу персидское войско вообще вторглось в Индию, именно он подсуропил принцу высвободить Песок Времени, а в последнем эпизоде пытается собственноручно расправиться с ним, обещая потом убить и Фару. Серьёзно болен чахоткой (кашляет кровью) и намерен использовать Песок Времени, чтобы омолодиться и выздороветь.
Реальная жизнь[править]
- Христианство (с его собственной точки зрения) без этого тропа просто не стоит. Потому что Христос, хотя физически и вознёсся, но сказал: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф., 28: 20) — то есть, главным в Церкви продолжает оставаться лично Он, а всевозможные папы и патриархи суть не более чем «функционеры на местах». И если вдруг их понесло куда-то не в ту степь, то воспринимать это следует именно как сабж.
- ↑ При этом формально он так и не был освобождён, и его зашкаливающее самомнение проистекает не в последнюю очередь из комплекса, связанного с рабским статусом.