Жеребец-убийца
Эта лошадь вовсе не зловещая. Нормальный коняга, из плоти и крови, садись в седло/запрягай в упряжь да погоняй. Почему же желающих так мало?
Жеребец-убийца — конь, отличающийся редкой неукротимостью и даже злобностью. Любого наездника (исключая хозяина, если, конечно, он у него имеется) этот скакун неминуемо сбросит, а потом от души потопчется сверху, чтоб неповадно было. Спереди жеребец-убийца не менее опасен, чем сзади — хорошо, если просто больно укусит, а не попытается вцепиться так, чтобы второго раза уже не потребовалось. Да, эта лошадка почти наверняка крутая — но и всадника требует себе под стать. Иначе незадачливому объездчику придётся остаток жизни жить на пособие по инвалидности.
И да, это именно жеребец. Кобылы столь свирепым нравом обладают крайне редко.
Примеры[править]
Фольклор[править]
- Конь фольклорного американского ковбоя Пекоса Билла. Кличка — «Делатель вдов» (Widowmaker) или «Покровитель вдов» (Widowmaster). Убил многих, пытавшихся на нём прокатиться; ездить на нём смогли только Пекос Билл и его жена Сью.
- Кони Диомеда, царя бистонов. Добыть их требовалось Гераклу в качестве восьмого подвига. Даже будучи захваченными умудрились растерзать и съесть любимца Геракла, Абдера.
- Богатырские кони из русских (и не только) народных сказок. Их держат связанными или прикованными, пока не придут богатыри, способные с ними справиться.
- В сказках некоторых народов встречаются морские жеребцы. Эти твари так кусаются, что коню героя для борьбы с ними нужен защитный «панцирь» из кожи или просмолённой соломы.
- Кэльпи — водяная лошадь из кельтских мифов. С удовольствием позволит чужаку сесть на неё, после чего слезть с неё уже не выйдет. И кэльпи утащит незадачливого седока в ближайший омут. С фитильком, ибо это не столько лошадь, сколько злой дух.
- Троянский конь погубил целый город.
Литература[править]
- «О ханже и его лошади»:
Ханжу кобыла укусила.
Она была права:
Его же проповедь гласила,
Что наша плоть — трава!
- П. П. Ершов, «Конёк-горбунок» — в порядке НД таковой может быть волшебная кобыла. А вот совершенно точно — двое братьев заглавного конька, за исключительную способность усмирить которых Иван и попал на службу царю (когда тот их купил).
- Артур Конан Дойл:
- «Серебряный» — жертва попыталась сделать крошечный надрез на ноге, чтобы скакун не победил на соревнованиях, вот конь, не будь дураком, и раскроил жертве череп.
- «Сэр Найджел» — свирепый конь Поммерс, отжатый аббатом монастыря за долги, не подпускал к себе людей. Найджелу Лорингу аббат его подарил в расчёте на то, что одна проблема устранит другую, но Найджел коня все же объездил.
- И. С. Шмелёв, «Лето Господне» — и всё-таки кобыла. Хотя роковой инцидент, в итоге погубивший отца рассказчика, был связан не столько со злобностью Стальной (хотя характер у коняшки был ой-ой-ой), сколько с общей диковатостью и пугливостью — некстати шарахнулась и понесла.
- Жеребец Капитан Кидд из серии рассказов Роберта Говарда о Брекенридже Элкинсе с Медвежьего ручья. Лёгким ударом задних копыт способен влепить в стену быка, а человека — перекинуть через высокую ограду, может за раз сожрать стог сена и за минуту затоптать любого кугуара, кусает и лягает всех, кто движется, а кто не движется… ему без разницы, короче. Иногда сам Брекенридж несколько минут не может с ним справиться.
- «Виннету» — пегий жеребец, объезженный Карлом в первой главе. Не то чтобы сильно злобный, но напрочь неуправляемый… никем, кроме протагониста, конечно.
- Флоренция, заглавная героиня романа Иоанны Хмелевской, обычно вполне добродушна и мирно настроена к людям. Однако после попытки избить ее кнутом с проволокой чуть не убила обидчика. Обошлось, впрочем, сломанными ребрами и рукой да сотрясением мозга — хозяйка с друзьями появились вовремя и успокоили разобиженную Флоренцию. Предполагается, что вспыльчивость, как и вороную масть, она унаследовала от настоящего отца — жеребца по кличке Дьявол.
- Лоис М. Буджолд, «Горы скорби» — конь Толстый Дурачок лягнул хорошо знакомого охранника Пима. «К счастью, удар лошадиного копыта пришелся не по голове, а по грудной клетке. У охранника только дыхание перехватило, да, может, треснуло ребро». Причина? «На блестящей шкуре виднелся огромный порез сантиметров тридцати длиной и неизвестно какой глубины». «Кто-то пытался перерезать Дурачку яремную вену — и чуть не перерезал. Дурачок, доверчивый, дружелюбный Дурачок, не отстранился от человека, пока боль не стала нестерпимой!».
- «ПЛиО» — конь Сандора Клигана по кличке Неведомый, который не подпускает к себе никого, кроме своего хозяина.
- «Отблески Этерны» — Моро, скакун Рокэ Алвы. Архетипичнейший пример, и масти аспидно-вороной. Ладить с ним способен только сам хозяин, да ещё такой вундеркинд от верховой езды, как Робер Эпинэ — но и тому Моро доверяет себя лишь чистить и проминать. Попытка же попонтоваться на нём верхом Альдо Ракана привела к закономерному финалу.
- Линдсей Джоанна «Как подскажет сердце» — протагониста чуть не убил его конь, как потом выяснилось под седло лошади мачеха протагониста подложила шип чтобы избавится от бастарда мужа на самом деле протагонист не бастард, а один из похищенных её мужем сыновей близнецов знатного франкского дворянина
- Wildwood Boys — здоровенный чалый мерин Чарли убивает собак и откусывает людям пальцы.
- Макс МакКой, «Я, Квантрилл» — Квантрилл не понимает, зачем обижать такого хорошего мерина и резать его на мясо. Подумаешь, лягнул хозяина, сломав ему ребро, укусил хозяина со всей дури, разнёс забор, убил кур и собаку за одно утро? Да не может такого быть! Вы просто животных не любите! И поэтому украл себе.
- Гэйл Ланннг «Кровавый Билл Андерсон»: Андерсон сначала беспечно договорился с осейджами, с которыми вместе ловил мустангов, что здоровенный вороной будет его, а потом, на свою голову, поймал этого самого мустанга. И понял, почему такого красавца никто не объездил — ну кому нужен настолько дикий и злобный жеребец? И сам объездил, из принципа. Получился шикарный боевой конь.
- Виль Джемс, «Дымка, или Конь ковбоя». Пока Дымка принадлежал ковбою Клинту, он был мирным и весёлым коняшкой. Но потом его похитил конокрад и подверг разнообразным пыткам, чтобы «скрутить в бараний рог». Дымка вырвался, убил своего мучителя, и на какое-то время превратился в классического жеребца-убийцу. В таком качестве он выступал на родео, пока не вспомнил, каким был раньше…
- Серый Кугуар, жеребец, которым «заменили» Дымку на родео, животное не пострадавшее от дурного обращения, а обладающее природным норовом.
- Надея Ясминска, «Заклинатель единорогов». Субверсия — всего лишь пони. Крайне агрессивный, кусачий, заменяет злому хозяину сторожевую собаку. Реплики лошадки заслуживают отдельного внимания (главный герой, столкнувшийся с ней, понимал язык лошадей).
- Властелин Колец — разумный белый конь Фелароф, убивший вождя Леода, когда тот попытался его укротить. Сын Леода Эорл решил отомстить за отца, настиг коня и потребовал служить ему в качестве искупления. Конь покорился, тогда Эорл и дал ему имя.
- графиня де Сегюр, «История принцессы Розетты». Король с королевой хотели избавиться от ненавистной дочери, сначала предложив ей злого и норовистого жеребца для конной прогулки, а потом таких же коней, запряженных в неустойчивую колесницу, для гонки.
Фильмы[править]
- «Заклинатель лошадей» — Пилигрим, мирный воспитанный жеребец девочки-подростка после того, как в месте с хозяйкой чудом выжил в автокатастрофе, превратился в злобного зверя, который совершенно не подпускал к себе людей, даже для банального ухода. Мать пострадавшей девочки вынуждена была найти заклинателя лошадей, который вернул Пилигриму спокойствие.
Мультфильмы[править]
- Популярный персонаж старых мультфильмов Голливуда. Нередко в особо укрепленном стоиле прячется маааленький пони. Который обладает такой силой и норовом, что все окружающие жеребцы нервно курят в сторонке. В прямом смысле.
- «Спирит: душа прерий» — заглавный герой, но с прикрученным фитильком: он не злобный, а просто свободный мустанг, который вырос в степи и не любит, когда на нем кто-то ездит. Исключение Спирит сделал для Ручейка, да и то потому, что парень тоже оказался в плену у американских кавалеристов. К тому же конь никого не убил, разве что фонарей наставил.
- Кстати говоря, такая неукротимость сыграла в плюс протагонисту — именно по этой причине армейский полковник решил отпустить его с миром после долгой, но безрезультатной погони.
- «Три богатыря» — конь Ильи Муромца Бурушка. Сцена боя Бурушки с разбойниками при минимальном участии Ильи — не такое уж большое преувеличение: хорошо обученный боевой конь действительно был способен на многое!
- «Холодное сердце 2» — дух воды Нокк отыгрывал троп, пока Эльза его не усмирила, потом перешёл в соседний троп.
Аниме и манга[править]
- Bichgwa geulimja — арка Золотой Век: Эдна получила тяжелую травму, спасая дочь от взбесившийся лошади. Впрочем, с прикрученным фитильком, так как оказалось, что это было все подстроено.
Видеоигры[править]
- The Elder Scrolls — здешние лошади бросаются в бой наравне со своими хозяевами.
- Red Dead Redemption 2 — напуганная или ударенная лошадь может лягнуть игрока или npc, иногда со смертельным исходом. В сюжете отличились вороной ширский жеребец, которого Хозея просит продать в ближайшей конюшне и которому дает весьма нелестную характеристику (Артур так же отмечает, что у лошади нехороший огонек в глазах, классический показатель дурного характера) и Бьюэлл, молодой нервный теплокровный жеребец ветерана Хаммиша Синклера, который регулярно сбрасывает бедного старика. Стоит так же отметить, что игрок при некоторой сноровке легко может топтать своим конем неписей, превращая верного скакуна в лошадь-убийцу.
Настольные игры[править]
- Шахматный конь. На фоне соседей по статье кажется безобидным — однако это единственный в мире конь, способный съесть слона (и даже не одного!)
Музыка[править]
- Марти Роббинс:
- «Old Red» — этот самый рыжий жеребец убил всадника.
- «Strawberry Roan» — рыже-чалый конь хоть и чей-то, потому что на нем есть клеймо, но вот верхом на него садиться не надо: лирический герой-объездчик еле от него убежал.
Реальная жизнь[править]
- Старше, чем феодализм — считавшийся неукротимым конь Буцефал, которого удалось усмирить только молодому Александру Македонскому.
- Звезда родео из штата Вайоминг, прирученый мустанг по кличке Пароход. Верхом на него сесть было невозможно.
- Дестрие, выезженные и крепкие боевые рыцарские кони, приученные таранить и топтать пехоту.
- Дикие жеребцы и жеребцы табунного содержания — инстинкт требует, чтобы они атаковали любую потенциальную угрозу для табуна, хищника или неосторожного человека они могут убить с легкостью.
- Некоторые жеребцы, в особенности молодые и производители, особенно если они почуяли где-то кобылу. Большинство не используемых в разведении жеребцов кастрируют, потому что образ жизни жеребцов в целом не сопсособствует развитию здорового лошадиного характера: они не могут гулять с другими лошадьми (из-за риска драк с другими жеребцами или случайных покрытий кобыл), при том что социальное взаимодействие для лошадей очень важно, часто вынуждены гулять в крошечных левадах или совсем недолго, да и на постой их много где просто не берут.
- Лошади некоторых высококлассных спортивных линий очень упрямы, агрессивны и сложны в работе, но их продолжают разводить из-за очень высоких спортивных качеств. По небезосновательному мнению спортсменов и заводчиков, найти подход к сложной, но перспективной лошади проще, чем пытаться работать с доброй, но не перспективной.
- Некоторые скаковые производители, особенно отличились Хало (описывают как «психопата»), Катрайл (затащил коновода в леваду и попытался убить его), Бомонд (убил лошадь на пробежке, сломал руку коновода в трех местах, съел чей-то палец), Фестивал оф Лайт (отправил своего агента в больницу, был меринован из-за абсолютно невыносимого характера). Известны жеребцы настолько кусачие, что водить их можно было только в наморднике, жеребцы, к которым мог подойти только грумер или жеребец, который убивал птичек, прилетающих к его поилке. К счастью, большинству потомства они темперамент не передали.
- Лошади более темпераментных пород (чистокровные, арабские, ахалтекинские), лошади в скаковом или беговом тренинге и просто лошади «с пулей в голове» — злобные и ненавидящие людей от природы. Последних, так же как и тех, кто начал переворачиваться (падать на спину со всадником сверху), принято усыплять или отправлять на бойню.