Бронзовый век комиксов
Человек может измениться в мгновение ока. Этот человек доверял своей родине... Он видел ее недостатки, но верил в ее основу... Ее заявленные цели... Ее долговременную добродетель. Этот человек теперь сломлен внутри. Как миллионы других американцев, каждый по-своему, он видел, что его доверие было осмеяно! И этот человек — Капитан Америка!
Бронзовый век комиксов — эпоха примерно между 1970 и 1986. Невозможно определить, когда конкретно закончился Серебряный век комиксов и начался бронзовый, но многие связывают начало эпохи с переходом Джека Кирби из Marvel Comics в DC Comics. Это принесло в DC марвеловский подход к созданию образов персонажей. В том же году ушел в отставку Морт Визенгер, редактор Супермена.
Бронзовый век известен первыми попытками привнести в комиксы больше реализма и взрослых тем после затишья Серебряного века, последовавшего за принятием печально известного Кодекса комиксов. Комиксы Бронзового века часто были наполнены пост-вьетнамским и пост-уотергейтским разочарованием, характерным настроением для американцев в то время. Впервые после Золотого века в комиксах появилось упоминание о политике.
Например, Капитан Америка раскрыл заговор президента США, пытавшегося с помощью переворота захватить абсолютную власть (авторы достаточно прозрачно намекали на Ричарда Никсона, тогдашнего президента). Это настолько потрясло Капитана Америку, что он ушел из супергероев. Правда, вскоре вернулся, осознав, что для того, чтобы служить американским идеалам, вовсе не обязательно слепо доверять правительству.
Влияние Кодекса комиксов постепенно ослабевало, так что обсуждению подвергался все больший круг тем, конфликты персонажей в качестве движущей силы сюжета стали общим местом, а комиксы про ужасы вновь появились на полках магазинов. Некоторые комиксы совершенно игнорировали кодекс, например, Стэн Ли выпустил два выпуска «Удивительного Человека-паука», посвященных борьбе с наркотиками. И это в то время, как кодекс прямо запрещал даже упоминать наркотики! Выпуски отлично продались, а комиксисты осмелели.
Образы героинь комиксов стали более сексуальными (именно в это время появился ныне осмеиваемый бронелифчик Рыжей Сони). Чаще стали появляться женщины-супергерои и супергерои, впервые — принадлежавшие этническим меньшинствам.
В то же время можно стало выпускать комиксы на религиозную тему. Комиксы вроде «Сына Сатаны» и «Демона» набирали популярность, особенно после фильмов «Экзорцист» и «Знамение» (Omen).
Комиксы наполнились социальной проблематикой, конфликтами, герои стали более правдоподобными и человечными; также оказалось, что они отнюдь не безупречны и не всегда правы. Все больше внимания стали уделять переживаниям героев и их моральным проблемам. Это увеличило средний возраст аудитории комиксов. Но, хотя сюжеты и мотивировка персонажей в целом стали более реалистичными, Бронзовый век в большей степени стал расцветом «модных» супергероев, которые возникали и исчезали как ответ на моду и боролись со злом с помощью диско или видеоигр.
В то же время именно тогда Зеленый Фонарь и Зеленая Стрела объединились, чтобы освещать социально важные темы: борьбу с бедностью, коррупцией, загрязнением окружающей среды, расизмом. Но пока супергерои заботились о простых людях, их противники не дремали: после вызвавшего огромный отклик аудитории убийства девушки Человека-паука, Гвен Стейси, суперзлодеи вновь получили право убивать, отнятое перед началом Серебряного века. И они с удовольствием воспользовались этим правом. Джокер вновь вышел на улицы Готэма.
Темы комиксов становились все более взрослыми и уходили все дальше от карамельных идеалов Серебряного века. В 1982 вышел «В — значит вендетта» (V for Vendetta) Алана Мура, в 1983 — «Ронин» Фрэнка Миллера. Бронзовый век закончился в 1986, когда DC выпустили эпический кроссовер «Кризис бесконечных Земель», в котором пытались привести в порядок свою мультивселенную. Тогда же вышли эпохальные графические романы «Бэтмен: Темный рыцарь» и созданные тем же Муром «Хранители», оказавшие огромное развитие на зарождающийся образ антигероя девяностых. Наступила эра Тёмных веков.