Богатый безработный дурак
Богатый безработный дурак — стереотипное второе я для персонажей с двойным дном: супергероев, суперзлодеев, супершпионов, суперсыщиков и тому подобных. Днём этот персонаж — светский остряк или Обломов, ночью — крутой герой или ужасный злодей. А возможно, он просто обычный рантье — живёт на проценты от собственности и не работает.
Аверсия: персонаж становится приключенцем, благо ему нет нужды заботиться о хлебе насущном.
Реконструкция: в империи подобный персонаж, если он унаследовал деньги и получил классическое воспитание, обычно умеет стрелять (научился на охотах), фехтовать (у богатой семьи нет проблем заплатить хорошим учителям и есть желание не потерять наследника на первой же дуэли), немного умеет в тактику (если его хотя бы пытались готовить для военной карьеры), или, как минимум, в шахматы, по крайней мере, понаслышке знаком с местными интригами и знает, кто есть кто среди правоохранителей, обладает связями. В общем, не такой уж и безобидный чудак получается, если его всё же понесло бороться с преступностью или, наоборот, уничтожать мир.
Субверсия: у представителя золотой молодежи есть все данные и таланты, полезные для борьбы с преступностью — но он их не тратит ни на что полезное, предпочитая «не высовываться» и оставаться прожигателем жизни… способным, тем не менее, на эталонное «от винта», если ситуация заставит.
Примеры[править]
Литература[править]
- «Алый Первоцвет», дедушка всех современных супергероев. Днём — изнеженный денди и бездельник, ночью — крутой британский шпион-роялист, работающий против Французской революции.
- Э. Булвер-Литтон, «Последние дни Помпей» — античный вариант тропа: Главк (субверсия) и его приятели (в чистом виде).
- А. Конан Дойл, «Родни Стоун» — сэр Чарльз Треджеллис из книги, дядя главного героя. Интересный пример, который умудрилcя совмещать в себе два противотропа: Пустоголовый франт и Думать о красе ногтей. Чарльз — отличный дуэлянт и наездник, покровитель спорта и достойнейший во многих отношениях человек; однако из-за того, что единственной своей целью в жизни он, как и большинство представителей высшего света, считает поддержание своей репутации изысканного щёголя и законодателя мод в среде лондонских денди, все его таланты пропадают втуне.
- Принц Флоризель из рассказов Роберта Льюиса Стивенсона.
- «Дживс и Вустер» — Берти Вустер, инфантильный и слабохарактерный. По мнению тётушки Агаты — настоящий трутень, прожигающий жизнь почём зря. Без своего верного камердинера Дживса давно бы пропал. Но он оправдывает свое существование хотя бы тем, что является очень добрым и благородным человеком, пусть и глупеньким. А умный слуга Дживс помогает доброму, но недалёкому хозяину.
- Кеннет Грэм, «Ветер в ивах» — забавно-животная версия тропа. Жаба мистер Тоуд, богатый наследник, занимается в основном хулиганскими выходками на грани уголовщины и сочинением хвастливых куплетов о своих подвигах. Как и Вустер, явная карикатура на британскую золотую молодёжь, но темнее и острее. Тоуд не ограничивался мелочёвкой вроде шлемов полицейского: дело дошло до угона автомобиля и побега из мест лишения свободы.
- «Трактир на Пятницкой» — именно в таком амплуа выступил Серж (Ланев) при внедрении в банду Серого. С прикрученным фитильком, поскольку деньги на исходе.
- Братья Стругацкие, «Трудно быть богом». Благородный дон Румата Эсторский, он же историк Антон Малышев. Легендирован как сабж. «А меня ничто не интересует, — сказал Румата. — Я развлекаюсь. Я не дьявол и не бог, я кавалер Румата Эсторский, весёлый благородный дворянин, обременённый капризами и предрассудками…»
- Впрочем, репутация дона Руматы как неудержимого ловеласа и бретёра не выдержала даже одного пристального взгляда орла нашего дона Рэбы, ибо ноль трупов, и аж одна любовница-служанка, как то не тянет на ловеласа и бретёра.
- Нет, Румата успешно стал магнитом для аристократок. Беда в том, что эти средневековые дебилки его не привлекали.
- «Сага о Форкосиганах» — Байерли Форратьер, светский остряк, изнеженный бездельник, городской шут, а также высокопрофессиональный шпион Имперской безопасности.. С прикрученным фитильком, потому как по меркам форов беден как церковная мышь. Возможно, что демонстративная бедность - часть прикрытия, позволяющая внушать меньше подозрений при знакомстве. Типа, Байерли не просто так цепляется к людям, а ищет халяву!
- А также его практически полный аналог в Хонорверсе, Чарли О’Дэйли. С единственным отличием: если Бай — классический пример нищего аристократа, то Чарли — официально мелкий чиновник Форин Офиса и сказочный богач из «старых денег». Работе в контрразведке это только помогает.
- Туда же — шурин Чарли Айварс Терехов. Списанный на берег на половинное жалование после хевенитского плена — прожигает состояние (собственное и жены) в светских развлечениях, пока не оказывается снова призван на действительную службу, где тут же начинает жечь даже не напалмом, а прямо-таки прометием.
Что за сырым мясом вы кормите своих крейсерских капитанов, Хэмиш?
- А. Бушков:
- «Пиранья. Первый бросок» — Драйтон, американский военный резидент. Увы, тщательная игра на публику не помогла — разозлённые подводной битвой с американцами, советские «боевые пловцы» (прикидывавшиеся учёными на самом настоящем исследовательском корабле) нанесли недружественный визит, перебили американцев и затопили шикарную яхту, служившую базой секретных операций.
- «Самый далёкий берег» — пресловутые «гаранты» мнят себя кем-то подобным (будем честны, не без основания), хотя в Галактической Структуре к ним относятся скорее как к юродивым (и даже слово «гарант» стало ругательством).
- Dresden Files — Томас Рейт aka Пьяный вдрызг придурок, который ничего из себя не представляет. После пятой книги перестал таковым быть — его лишили всех денег клана Рейт, он нашёл работу (ну, или пытался найти) и перестал прикидываться шлангом/.
- «Школа в Кармартене» А. Коростелёвой — Кервин Квирт. И роль богатого кутилы ему противна, но приходится скрывать от родителей, что он работает в школе. Пусть и волшебной — это даже хуже.
- Впрочем, когда же всё-таки случайно проговорился, получил крайне неожиданный результат…
- Энтони Хоуп, «Узник Зенды» — Рудольф Рассендилл (субверсия). Оказался на месте событий романа именно от нечего делать. Подсвечено в финале: когда посидишь на троне, заменяя короля, другие поприща как-то не прельщают… Тем более у него проглядывают признаки депрессии из-за обречённой любви.
- Star Wars Legends, «Я — джедай!» — педаль в пол. Джедай Кейран Халкеон или пират, повеса и отличный лётчик Йенос Иданиан? На самом деле Корран Хорн, «Проныра-9» из самой крутой в Галактике эскадрильи.
Кино[править]
- Диего де ла Вега, в маске известный как Зорро. В зависимости от конкретной интерпретации реализует все оттенки образа — от наивняшного поэта (в исполнении Дункана Рэгьера) до размазни и беспросветного тупицы (в исполнении Алена Делона).
- «Зелёный Шершень» (2011): субверсия. Главный герой не прикидывается сабжем для прикрытия истинного героического «я»: он и есть богатый безработный дурак, который от скуки и сознания собственной никчёмности пытается стать супергероем. Получается, надо сказать, недурно, хоть и не без лажовых моментов.
- Это перезапуск. В изначальной франшизе — комиксах и радиопьесах тридцатых и сороковых годов, а также в телесериале шестидесятых — герой был не таков. Это был богатый безработный умник, причём такой серьёзный, что уже смешно.
- Время от времени и Джеймс Бонд изображает такого богача — легенда для работы. Расходы обычно оплачивает MI-6.
- В «Бэтмен: Начало», Брюс старается придать себе подобный имидж, следуя совету Альфреда. Заявляется в ресторан на дорогущей машине в компании двух блондинок, затем покупает сам ресторан, чтобы девушкам разрешили искупаться в фонтане. На вечеринке у себя дома, ведёт себя как пьяница (чтобы прогнать гостей, чтобы они не попались под раздачу Лиги теней), а в конце газеты пишут, что он (будучи пьяным) спалил собственный особняк.
- Сериал «Горец» — подсвечено. Дункан Маклауд кладёт в сотни банков по всей планете по одному доллару-лире-йене под прогрессирующий процент, а через сто лет, как внук вкладчика, приходит за процентами.
Телесериалы[править]
- Вавилон-Берлин — таким на первый взгляд может показаться Альфред Ниссен.
- Королевство двух сердец — главный персонаж Ли Чже Хе такого отыгрывает, став нежданно королем показал себя как очень эффективный лидер за которым его люди готовы пойти куда угодно
Мультфильмы[править]
- «Ограбление по…» — инверсия. Марио Бриндизи хоть и безработный дурак, но беден как церковная крыса. Зато потомок князей. И честно пытается вести образ жизни сабжа — хотя бы в долг.
- «Принцесса и лягушка» — принц Навин был бездельником, которого родители оставили без денег, и хотел жениться на богатой девушке, чтобы подправить положение, но не получилось.
Мультсериалы[править]
- «Суперособняк» пародирует супергероев и суперзлодеев. Чёрный Сатурн — пародия на Бэтмена и именно что сабж.
- «Охотники на драконов»: принц Граньон Бисмутский, свободно работающий «народным героем»; причём его деятельность спонсируют родители, чтобы прикрывать его хорошей репутацией свою недобросовестную налоговую политику в отношении крестьян королевства Бисмут.
Комиксы и производное творчество[править]
- Брюс Уэйн aka Бэтмен. Опять же в зависимости от интерпретации изображает то застенчивого интеллигента в очках, то избалованного плейбоя и кутилу.
- Тони Старк aka Железный Человек — аверсия. Тони Старка никак нельзя назвать дураком и бездельником — его репутация как изобретателя, толкового бизнесмена всем известна, как и его альтер-эго. Впрочем, как разгильдяя, бабника и алкоголика — тоже.
- Да полно, на момент действия КВМ он стабильно и добросовестно сохнул по Пеппер Поттс с разной активностью ухаживаний.
- Праздный миллиардер Оливер Квин до того, как оказался на необитаемом острове.