Обломов (типаж)
Ах, не будите меня, не будите —
Всё равно никуда не пойду!
Все хотят, чтоб я вставал и бегал —
А я хочу сидеть и не вставать.
Все хотят, чтоб я чего-то делал —
А я прошу ко мне не приставать!
Все твердят: «Ты должен, должен, должен!».
Я никому не должен ничего!
Даже если все хотят того же —
То мне уже не хочется того!
причём конкретно от лица Подколёсина
Обломов — ленивый и непродуктивный дворянин или аристократ, владения которого позволяют ему хорошо и праздно жить и ни капли не напрягаться. Он умен, но умом своим не пользуется. В результате Обломов проводит жизнь в бесплодных умствованиях, философствованиях и сибаритстве. Обломов — пример личностного застоя, рутины и апатии.
Близкие родственники Обломова — Светский остряк (который не сидит дома, а предпочитает вхолостую блистать своим умничаньем среди себе подобных) и Испорченные аристократы, которые вдобавок еще и неумны.
Если у подобного персонажа есть все данные для более полезной и насыщенной жизни, но при этом «обломовщина» его сознательный выбор — это «крутой, но ленивый».
Где встречается[править]
Фольклор[править]
- Персонажи австрийских и немецких анекдотов граф Бобби и барон Мукки. Юмор в этих анекдотах заключается в высмеивании образа жизни умирающей, непродуктивной и бесполезной аристократии и непонимании этими аристократами жизни остального мира. Вот пример:
Граф Бобби говорит барону Мукки:
— Барон, вы слышали об этом «хлебном короле»? Говорят, десять лет назад у него были одни только рваные штаны, а теперь у него миллион! — Доннерветтер, граф, я решительно не понимаю, зачем этому разбогатевшему мельнику миллион рваных штанов!
Театр[править]
- Н. В. Гоголь, «Женитьба» — Подколёсин.
Литература[править]
- Собственно, Обломов из одноименного романа Гончарова — кодификатор.
- С. Лем, «Кибериада» повесть «Альтруизин, или Правдивое повествование о том, как отшельник Добриций космос пожелал осчастливить и что из этого вышло». Целая планета таких обломовых, которые именуются энэсэрцами (от НСР — наивысшая ступень развития). Они достигли в развитии максимума, возможного во Вселенной, после чего предаются безделью. Почему не прогрессорствуют и не помогают отстающим цивилизациям? Пробовали, но получалось только хуже.
- Владимир Савченко, «За перевалом» — вторая часть романа повествует о путешествии на планету, заселённую высшими простейшими. Разумная жизнь предпочла телепатию и упрощение технике. Все доводы о необходимости деятельностной жизни разбиваются о полную уверенность амёб в своей правоте. Пример с прикрученным фитильком, так как одному из персонажей всё же удалось спровоцировать амёб на действие, и персонаж всё-таки разбился о скалы, несмотря на крутейшую экипировку.
- Фредерик Пол, «День, когда пришли марсиане» — марсиане в своё время отказались от развития техники, предпочтя телепатию; высшее счастье для них — тактильный контакт с соплеменниками. С точки зрения земной экспедиции, высокоорганизованные животные (не то выдра, не то морской котик), не идущие на контакт, а занятые исключительно сексом (на самом деле нет) — эталонные обломовы…
- Мег Кэбот, «Дневники принцессы» — Лилли Московиц считает князя Дженовии с личным состоянием свыше трёхсот миллионов долларов (как и, вероятно, любого монарха) богатым бездельником. Узнав о том, что её лучшая подруга Миа Термополис — дочь князя и принцесса, с места в карьер пускается его критиковать, спекулируя на тему «какая часть этого состояния получена за счёт присвоения богатств, созданных тяжёлым трудом и потом тысяч простых граждан». Старший брат Лилли и будущий возлюбленный Миа, Майкл, вроде бы индифферентный к политике, тут же «умывает» сестру тем, что подданные Дженовии не платят налогов на доход и имущество (княжество издавна достаточно зарабатывает на туризме и производстве элитного оливкового масла), а князь очень достойно работает как политик, защищая суверенитет своего крошечного государства и организуя его жизнь так, что в итоге Дженовия обладает наивысшим процентом грамотных в Европе, одним из лучших показателей уровня образованности, а также нижайшими младенческой смертностью, инфляцией и безработицей в западном полушарии.