Король под холмом
Грянет беда — выйдет король,
Чтоб отстоять дело своё,
И мессией возвратится в этот мир
Жил когда-то великий король, отец нации. Ему служили доблестные паладины, он вёл их в походы против зла и побеждал. При нём трава была зеленее, а небо синее, и ещё при нём такой фигни не было. Жаль, что этот король давно умер, а страна, которую он создал, рассыпалась и сгнила…
Ан нет, оказывается. Король-то не умер! Он просто уснул очень глубоким сном под каким-то тайным холмом или горой. Раз в сто лет к нему приходит путник, он ворочается во сне и спрашивает: «Жива ли ещё моя страна, не восторжествовали ли над ней враги?». Услышав ответ, что жива, он поворачивается на другой бок и спит дальше. А когда страны не станет, король проснётся, вернётся, вновь соберёт своих рыцарей и паладинов и вернёт утраченный золотой век.
В реальной жизни в период между варварством и Средневековьем, над могилами усопших монархов (а прежде добившихся крайнего Уважения вождей) насыпали курганы — искусственные холмы. В древнем Египте этот обычай принял форму пирамид.
В сюжетах, обыгрывающий этот троп, пробудившийся король зачастую является пришельцем из прошлого.
Примеры[править]
Мифология и фольклор[править]
- Библейское пророчество о возвращении царя иудейского — первопример. Христиане считают, что пророчество сбыл Иисус, только на свой лад: вместо того, чтобы показать врагам кузькину мать, простил их. Иудеи возмущаются — ну какой этот ваш пацифист-интернационалист наш царь? — и продолжают ждать.
- Цикл легенд о короле Артуре — Артур не умер, он уплыл на блаженный остров Авалон и обещал вернуться. Мерлин тоже не двинул кони, а заточён в дереве или пещере.
- Вариант с холмом или горой, ныне более-менее стандартный, кодифицирован Фридрихом Барбароссой, императором Священной Римской империи, который, согласно легенде, уснул под горой Кюффгейзер в Тюрингии.
- Карл Великий, ещё один император из этого ряда, спит сидя на троне, с короной на голове, с мечом подле него. По легенде, ждёт пробуждения в Оденберге в Хессе или в Унтерсберге под Зальцбургом.
- Ожье Датчанин[1], отважный рыцарь и строптивый вассал короля Карла. Спал под замком Кронборг. Проснулся, когда Дании угрожала смертельная опасность — как Хольгер Данске, бесстрашная группа датского сопротивления в годы Второй Мировой Войны.
- Наряду с королями ждут пробуждения и христианских святых, в частности, Иоанна Богослова и святого Георгия.
- В ирландских народных легендах эту роль играет граф Джеральд Фитцджеральд, который каждые семь лет просыпается и ездит на своем коне, объезжая графство Килдар. Когда подковы его коня износятся, он пробудит своих воинов и выгонит англичан из Ирландии.
- В эстонской мифологии есть Калевипоэг (который ещё вернется, но оооочень нееескоооорооооо), и великан Большой Тылль (которого однажды потроллили детишки, он обиделся и поклялся больше не возвращаться). Да и вообще очень частый элемент финно-угорских мифов.
- По легенде, когда раскопают всю гробницу императора Цинь Шихуанди, он оживёт и снова будет править Китаем.
- Королевич Марко, легендарный правитель сербов, по одной из версий легенды о нём спит в потаённой пещере. Его боевой конь Шарц сторожит сон своего господина, жуя сено из сумы, а рядом под камнем лежит меч Марко, который понемногу из-под оного камня выдвигается. Когда Шарц окончит трапезу и меч окончательно вылезет наружу, Марко пробудится, и всем врагам Сербии будет очень плохо.
- Святой Вацлав, искусный государь средневековой Чехии, пирует со своими рыцарями под горой Бланик. Тоже должен вернуться.
- Португальский король Себастьян I Желанный, погибший в Марокко. Тело молодого короля не было найдено, и португальцы долго верили (а встречаются и те, кто верит до сих пор), что Себастьян вернётся, разгонит врагов, и настанет Золотой век.
- Грузинская царица Тамара не умерла, а «спит в золотой колыбели; когда дойдет до неё голос людской скорби, она проснётся и вновь воцарится».
- Константин XI Палеолог, последний император Византии. Погиб при взятии Константинополя турками в 1453 г., но, поскольку тела его вроде как не нашли (кандидатура не была опознана жителями города), то сложилось предание, будто ангел унес его от ворот Святого Романа в некую пещеру под Золотыми Воротами, где он с тех пор спит. А когда проснётся, то отберёт у турок Константинополь и вообще погонит их куда-то за край карты в некое место, называемое в греческом фольклоре Коккини Милия (Красная Яблоня). Возможно, это толкование пророчества Косьмы Этолийского, который ждал развала Османской империи, истребления одной трети турок, крещения другой трети и изгнания третьей. Пока не сбылось, т.к. в 1922 году греко-турецкая война завершилась победой Турции и Мустафы Кемаля лично.
- С прикрученным фитильком, ибо не король, но Александр Васильевич Суворов, по народному приданию, так же спит в своей гробнице, что расположена в потаённом месте [2], «и будет спать еще долго, пока не покроется Русская земля человеческою кровью по щиколотку бранного коня. Тогда выйдет из своего тесного заключения могучий старец и освободит свою родину от злой напасти.»(с) Выходит, Великая отечественная его то ли не впечатлила, то ли он хорошо замаскировался[3].
- «Ильич, вставай, буржуи оборзели!» и прочие вариации на эту тему.
- Илья Муромец и Степан Разин тоже в подобных легендах фигурируют.
Литература[править]
- Салтыков-Щедрин, «Богатырь» — предельно мрачная аверсия: «у Богатыря гадюки туловище вплоть до самой шеи отъели».
- Злая версия у Лавкрафта — «Мертвый Ктулху спит, ожидая своего часа» со всеми вытекающими последствиями для древних и для людей.
- Эдит Несбит, «Освободители своей отчизны» — Святой Георгий. Субверсия: герои надеются, что он поможет им справиться с драконами, но сам Георгий не в силах справиться с таким количеством противников. Потому ограничивается полезными указаниями перед тем, как снова отправиться спать. Впрочем, его советы реально помогли.
- Вариация и/или аллюзия в «Сейфхолде» Дэвида Вебера: персонаж с очень говорящим именем Нимуэ Альбан просыпается после почти девятисотлетнего «сна», чтобы навести порядок, но она не монарх и ее никто не ждал, кроме микроскопического тайного братства.
- Клайв Льюис
- «Мерзейшая мощь» — один из персонажей, собственно, Мерлин, пробудившийся чуть ли не посреди апокалипсиса и изрядно от этого фалломорфирующий.
- Бернхард Хеннен, «Elfenritter» и «Die Elfen» — деконструкция. Король всё-таки пришёл, но когда королевство уже пало, а королева лишилась обеих ног.
- Алан Гарнер, «Волшебный камень Бризингамена» и «Луна в канун Гомрата» — король, спящий в Фундиндельве вместе со своими рыцарями в ожидании Рагнарока.
- «Архимаг» — субверсия вплоть до деконструкции. Король Астрамарий Целебор Краш, объединитель Серой Земли, пробудился от смерти по прошествию пяти тысяч лет. Вот только Астрамарий был жестоким завоевателем, который и убит был во время народного бунта, пробужден он был демонами, которым нужен был как марионетка для организации вторжения и завоевания Серой Земли, а в самой Серой Земле, по прошествию этого времени, имени Астрамария даже в исторических источниках не сохранилось, не то что в памяти народной.
- Инверсия: « Он снова здесь» Тимура Вермеша. Вождь немецкого народа Адольф Гитлер оказывается невероятным образом перемещённым в 2011 г. При этом новообретённые союзники сравнивают его с пробудившимся Барбароссой.
- Гийом Аполлинер, «Король Артур, король в прошлом, король в грядущем».
- Гарри Тертлдав, рассказ «Возвращение императора». Константин XI Палеолог, последний император Византии, возвращается к жизни, когда спустя 550 лет после завоевания турками Константинополя, в 2003 г., армия социалистической Греции снова входит в город. Вот только греки эти, на беду Константина, обладают жанровой смекалкой, позволяющей им сообразить, что может натворить жестокий и фанатичный средневековый царь в XXI веке…
- Лазарчук и Успенский, «Посмотри в глаза чудовищ». Аттила спит под горой Геллерт в Будапеште. И вот уж о его-то пробуждении никто не мечтает, кроме сил зла.
- Илья Масодов
- «Черти» — в финале Ленин «запечатывает ворота тьмы» своим вечно нетленным телом.
- «Мрак твоих глаз» — к 1990-м тьма всё же распространилась по миру. Девочка Соня отправляется в Чёрную Москву, чтобы разбудить Ленина.
- «Ключ от бездны» — человек, похоронивший злого бога, человек, перешагнувший бездну — Юрий Гагарин — возвращается, чтобы забрать на небо свою дочь.
- Плоский Мир — с прикрученным фитильком. В Анк-Морпорке бытует легенда, что однажды в город придет наследник королевской династии и наведет порядок. На самом деле, это уже случилось — просто никто не говорил, что он при этом воссядет на трон (тем более, что любой, кто попытается воссесть на анк-морпоркский трон, окажется жопой на полу в груде древесной трухи и позолоты).
- Юрий Никитин, «Святой Грааль», как всегда у автора, обстебано — герои забредают в пещеру. где спит такой король с дружиной, сэр Томас тут же вспоминает Артура, а Олег кисло откликается, что по свету таких вот спящих «хранителей» народов (в том числе, как вот этот — давно сгинувших) полно…
- В «Гиперборее» Олег с Гульчей забились в могильник Кия — основателя Киева. Пока отлеживались, успели мило пообщаться и с ним, и с не менее легендарным Славеном. Там же волхву чётко сказали: никто из героев прошлого (многих из которых долгоживущий Олег знал лично) не восстанет и не пойдёт спасать своих потомков. Всё в руках живых.
- Олег Измеров, «Дети Империи» — технологическая версия. Сталина, когда стало ясно, что жить ему осталось недолго, положили в криосон в подвале Дворца Советов, с наказом разбудить, если СССР окажется на краю гибели. Правда, неизвестно, успешной ли будет такая попытка (когда Гитлер готовил ядерное нападение — не стали пробовать), но лозунг «Сталин жив» употребляется повсеместно.
- Макс Фрай — много раз упоминается спящий под Вильнюсом князь Гедиминас. Инверсия, поскольку город — сновидение князя, а следовательно его пробуждение нежелательно.
- Илья Туричин, «Крайний случай» — с прикрученным фитильком: главный герой солдат Иван получив пулю в спину превращается в памятник Воину освободителю. «И если на Родину нашу нападут враги, оживёт Иван, бережно поставит девочку на землю, поднимет свой грозный автомат и - горе врагам!»
Сетевая литература[править]
- «Последняя линия обороны» Демида Морозова (Плюмбэкса). Последовательный стёб над идеей: сразу все монархи, рыцари и герои из подобных преданий просыпаются одновременно, чтобы остановить угрожающий их странам и отечествам запуск Большого Адронного Коллайдера.
Кино[править]
- «Чапаев с нами!» Альтернативная концовка «Чапаева», снятая специально для показов в Великую Отечественную. В ней Василий Иваныч выплывает из Урала аж 20 лет спустя и наставляет молодых солдат, как бить врага.
- «Kingsglaive Final Fantasy XV» — педаль в пол, в Королевстве Люцис имеются больше десятка таких королей накопившихся за 2000-летнюю историю государства. Когда войска Нифльхеймской империи напали на столицу Люциса Инсомнию, статуи древних королей ожили и начали защищать столицу от захватчиков.
- «Он снова здесь» — оказывается Гитлер не умирал, попал в какую-то временную аномалию и очнулся в наши дни, почти моментально став суперзвездой и заставив немецкий народ от себя зафанатеть.
Телесериалы[править]
- «Доктор Кто» — создатель машины времени и первый лорд-президент Галлифрея Рассилон. По легенде — спит в своей гробнице, троллит потомков оставленными легендами. Просыпается и вновь берет власть в руки во время Войны времени.
Мультфильмы[править]
- «Легенды перуанских индейцев» — люди продолжали мирно существовать, и старший брат-полубог покинул их, но пообещал когда-нибудь вернуться.
Музыка[править]
- Трофим, «Песня о Ленине» — субверсия шутки ради:
А теперь он вон, в гробу лежит,
Может, помер, может, притворился.
Он ведь, гад, живее всех живых,
Не, ну вона как в гробу-то сохранился.
Может быть, гореть ему в аду,
Но пока для всех, на всякий случай,
Пусть он будет лучше на виду,
Вдруг еще чего-нить отчебучит...
- Группа «Алиса», «Суд» по одноименному стихотворению А. К. Толстого: протагонист лежит «под Сарынь-горою» до последних дней. В конце оказывается Разиным.
- Оргия Праведников, «Время будить королей» — о том, что сабжам статьи следует проснуться.
Видеоигры[править]
- Mortal Kombat Deception: дракон Онага, который истинный правитель Внешнего Мира, не уснул, а умер. Но всё равно вернулся и стал править. Копиркин вышеуказанного Цинь Шихуанди.
- Dark Souls: в лучших традициях местного мрачного сеттинга тут это предельно цинично деконструируется:
- А ви думали почему колокол, в который вас заставляли звонить, зовётся «Колокол Пробуждения» ? Потому что он поднимает из мертвых самого первого Повелителя пепла — Гвина, но теперь он здоровый зомбяк и сделает всё, чтобы ваш герой не стал его преемником.
- В результате временной аномалии из прошлого к вам закинет легендарного мага Логана Большую Шляпу, но толку от его потуг будет немного и он так или иначе станет полым после помощи вам.
- Вторая часть: Вендрик, правитель Дранглика. Собственно, задача нашего героя-нежити состоит в том, чтобы найти этого славного мужа — он-де может снять проклятие нежити с мира, ну и с героя заодно. В итоге находим мы Вендрика в склепе в виде огромного голого зомби, абсолютно безучастного к происходящему — его тоже поразило проклятие, и теперь герою остается только занять его место на троне. Впрочем, позже с помощью артефакта мы сможем пообщаться с королем в прошлом, пока он еще не стал Полым.
- Третья часть — ещё круче, как выяснилось в тамошнем цикле времени останки всех Повелителей Пепла и тех кто не сумел возжечь пламя с почетом хоронили. Когда пламя почти угасло, снова зазвонил «Колокол Пробуждения» и из могил восстали последние четверо Повелителя пепла, трое послали спасение мира очень далеко и ушли и только один добровольно пришёл (приполз ?) в Храм Огня выполнить свой долг.
- Потом колокол зазвонил ещё раз и из своих могил восстали сотни Негорящих в том числе и ваш персонаж, многие из которых были легендарными героями своего цикла времени, а остальные — по-разному. Ваша задача — привести в Храм Огня сбежавших Повелителей и сбегать в прошлый Цикл Огня и притащить оттуда ещё одного практиканта, непожелавшего стать Повелителем Пепла в своем Цикле.
- А ви думали почему колокол, в который вас заставляли звонить, зовётся «Колокол Пробуждения» ? Потому что он поднимает из мертвых самого первого Повелителя пепла — Гвина, но теперь он здоровый зомбяк и сделает всё, чтобы ваш герой не стал его преемником.
- Warcraft — архидруид Малфурион.
- Morrowind: у эшлендов есть легенда, что в Морровинд вернётся новое воплощение легендарного генерала Неревара — Нереварина, который прогонит всех н’вахов из земель Морровинда.
- Skyrim: «Королева-волчица» Потема Септим вернулась к жизни с помощью поклонников-некромантов, чтобы восстановить свою власть сначала в Скайриме, а потом во всём Тамриэле. Собиралась она это сделать очень не гуманными методами.
- Overlord: типичное занятие для прихвостней после убийств их повелителей — это ожидание появления нового повелителя.
- League of Legends: Азир — возвращённый к жизни Император древней империи Шурима и, по совместительству, полубог, стремящийся восстановить свою разрушенную за годы его лежания в гробнице страну и завоевать мир.
- Undertale: король Азгор — с прикрученным фитильком. Он жив и здоров, но вместе со своим народом заточён в подземелье под горой. Его вступительная музыкальная тема Bergentrückung переводится с немецкого как «король под горой».
- Endless Space 2 — с прикрученным фитильком. Королева Хранителей Илона Золя лежит в криосне, ожидая прибытия на подходящую планету. Тем же самым заняты её подданные.
- The New Order: Last Days of Europe — Таборицкий сильно деконструирует своей политикой этот троп. Он, как Регент Священной Русской Империи, лишь готовит русскую землю к возвращению спящего Императора… Алексея Николаевича, наследника Николая II. Про факт его гибели он узнает лишь потом...
- Doom (2016), по сути, начинается с пробуждения такого вот "короля под холмом".
- Ancient Gods Part 2: круг замкнулся, Думгай то ли снова "король под холмом", то ли
совсем умервыполнил свою задачу и упокоился с миром. Непонятно.
- Ancient Gods Part 2: круг замкнулся, Думгай то ли снова "король под холмом", то ли
Настольные игры[править]
- Warhammer 40000 — Император Человечества, просто Император Человечества, да и ряд примархов.
- Император спит под холмом, а не защищает и направляет Империум? Кустодес врут, что папа телепатически передает им свою волю с Золотого Трона? За вами уже выехали, еретик.
- По некоторым сведениям, сюда затесался Лион Эль’Джонсон. Лютер твердит, что Лион Эль’Джонсон жив, скоро вернётся и простит его. И то, что Лев реально выжил, исцелился и спит, а об этом никто в ТА не знает - прямо сказано в соответствующих кодексах
- Некоторое время был Робаут Жиллиман, пока его не растолкали эльдары во главе с Иврайной, после чего пробудился и пошёл наводить порядок.
- Примарх Вулкан перед своим уходом дал задание своему легиону Саламандр проверку в виде нахождение 9 артефактов и после прохождении этой проверки он вернется обратно к ним.
- Примарх Леман Русс тоже пообещал перед своим уходом к своему легиону, но без проверок и почти к точно установленному времени — к Часу Волка.
- Примарх Феррус Манус, по версии Железных Рук, жив и прячется на Марсе. И ждёт Омниссии, чтоб вместе с ним пойти в бой.
- Корвус Коракс из Гвардии Ворона. В духе Эдгара По произнёс перед отлётом «Nevermore» и улетел в варп бороться против демонов. Но улетел спать так, что Лоргар боится нос высунуть из башни и прикрывается «медитацией»,а легион Несущих слово сильно истрепался за время сна
- Легион Белых Шрамов верит, что их примарх Джагатай Хан не погиб в Мальстриме, а продолжает свою охоту на тёмных эльдаров в паутине.
- В настольном ролевом сеттинге GURPS Technomancer эту роль играл кто бы вы думали? Лучший друг советских физкультурников и корифей всех наук товарищ Сталин. Играл в прошедшем времени — потому что в бесславные девяностые он проснулся, собрал верных людей и пошел воевать с федералами за восстановление СССР.
Примечания[править]
- ↑ Упоминается и в сказке Г-Х Андерсона
- ↑ Суворов похоронен в в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры, на надгробной плите написано: "Здесь лежит Суворов". Именно "лежит", а не "похоронен"
- ↑ пророчества, как правило, носят иносказательный характер. Страна победила, Родина была освобождена. А образ Суворова в те годы очень часто использовался - от одноименного ордена и до воодушевляющих агиток: "Бьемся мы здорово, Рубим отчаянно,— Внуки Суворова, Дети Чапаева".