Код конфетного фантика
Лэнгдон отвернул манжет рубашки и продемонстрировал ей часы с Микки Маусом, а потом рассказал о том, как всю жизнь Уолт Дисней работал над тем, чтобы передать историю Грааля будущим поколениям. За это друзья даже прозвали его современным Леонардо да Винчи. Ведь оба эти человека опережали свое время, были чрезвычайно одаренными художниками, членами тайных обществ и, что самое главное, заядлыми шутниками. Подобно Леонардо, Уолт Дисней просто обожал использовать в своем искусстве зашифрованные послания и символические знаки. Любой мало-мальски опытный ученый, специалист по символам, мог отыскать в ранних фильмах Диснея целую лавину метафор и аллюзий.
В наши дни все привыкли к сенсационным разоблачениям, касающимся глубинного смысла египетских иероглифов, средневековых манускриптов, полотен эпохи Возрождения или сочинений Калиостро; уже никого не удивишь очередным Некрономиконом или манускриптом Войнича. Мы также привыкли, что все эти объекты культурного наследия достаточно старые (чем старее, тем лучше; во всяком случае уж никак не моложе нескольких десятилетий), и мало кто думает про «второе дно» той поп-культуры, которая окружает нас в повседневной жизни…
А что, если бы внезапно выяснилось, что в лице очередного монстра из «Скуби-Ду» выведен один из лавкрафтовских Великих Древних, и в мультфильме показан настоящий ритуал для его вызова? Что, если на коллекционируемых вами вкладышах от жвачки оказалась бы зашифрованная карта, указывающая местоположение Эльдорадо или Святого Грааля? Что, если бы в скачанной вами компьютерной игре или в картридже для приставки обнаружилось послание от пришельцев?
Троп особенно любим авторами-постмодернистами, ибо одна из главных отличительных черт постмодернизма — это именно сочетание элементов «высоких» и «низких» жанров.
Примеры[править]
Литература[править]
- Собственно «Код да Винчи» Дэна Брауна (см. эпиграф).
- Роберт Антон Уилсон и Роберт Шей, «Illuminatus!» — такого очень много. Особо следует отметить героя мультфильмов Багза Банни, который символизирует… шоггота из лавкрафтовского «Некрономикона»!
- Умберто Эко, «Маятник Фуко» — книга в значительной степени представляет собой пародию на конспирологические построения, поэтому наравне с тамплиерами, алхимией и масонами там присутствуют и такие элементы (в том числе тот же Уолт Дисней в роли посвященного).
- А в книге «Таинственное пламя царицы Лоаны» герой, страдающий амнезией, восстанавливает воспоминания по литературе, газетам и комиксам из детства; в финале в видении ГГ религиозные и мифологические образы смешиваются с персонажами комиксов и массовой культуры.
- Блю Баллье, «В погоне за Вермером» — в мистико-конспирологическом сюжете переплетён символизм картин Яна Вермеера, паранормальные исследования Чарльза Форта… а также лягушки и синие конфеты M&M’s.
- Лемони Сникет, «33 несчастья» — педаль в пол: автор организовал такое в реале! В 2005 году в рамках рекламной кампании его предпоследней книги (которая тогда называлась «The Nameless Novel») был создан вебсайт, на котором выкладывались зашифрованные подсказки и головоломки. Одна из таких головоломок была спрятана на сайте детского телеканала Nickelodeon, замаскированная под рекламу нового мультсериала «The Littlest Elf».
- Произведения Виктора Пелевина практически полностью состоят из этого тропа:
- «Generation П» — символизм богини Иштар, скрывающийся за рекламными образами.
Кино[править]
- «Под Сильвер-Лэйк» — педаль в Австралию. Главный герой расследует детективную загадку, находя подсказки в поп-музыке, игровых журналах и картинках на коробке с детскими хлопьями, и что характерно, находит разгадку… или нет?
Интернет[править]
- Значительная часть крипипаст посвящена именно этой теме. Если конкретнее - то целый поджанр «теорий». Чуть менее, чем все из них посвящены детским мультфильмам (таким, как «Губка Боб Квадратные Штаны», Скуби-Ду и Простоквашино), комиксам и др.
- Подобным страдают авторы статей «Научи хорошему».
Реальная жизнь[править]
- Нередкое следствие апофении — склонности видеть скрытые смыслы в случайных данных.