Скупой рыцарь
Зевака (недоуменно)
Все ходят в Бухаре в таких халатах!
Насреддин (наставительно)
Не все! Раскинь умишком, коль не глуп.
Халатец дорогой, но весь в заплатах.
А значит, наш клиент богат, но скуп!
Когда жадина-говядина ещё не дотянул до смерти из-за своего порока, но уже стоит на верном пути, получается предмет статьи. Да, этот человек богат, даже очень. Но по причине крайней скупости выглядит хуже и беднее нищего, и потому скупой «рыцарь» выглядит и ведёт себя совсем не рыцарственно. Часто троп принимает черты если не безумия, то некоторого психического расстройства: персонаж не может расстаться ни с одной мелочью, даже с мусором, копит деньги ради денег или вовсе скуп в ущерб своему же богатству.
Не столь отрицательный вариант — бедняк, разбогатевший своим трудом (ну, или своим коварством), но так и не понявший смысл всей этой культуры потребления. Новая одежда? Зачем, я старую заштопаю. В театр сходить? Ой, дорого: хочешь отдохнуть — рыбу поуди: тишина, покой, заодно и обед будет. Учебники купить? Да зачем, я вот самообразованием всё взял, и вообще можно одну книгу на несколько человек взять и по очереди пользоваться. Если такой персонаж всё-таки подаётся как крайне отрицательный, то делается это с добавлением тропов Я хороший, мне всё можно, а то и Смердяковщина: я терпел и спину гнул на хозяина, значит, и вы должны в чёрном теле работать и не жаловаться! И вообще, я пробился в люди — значит, и все могут, а кто беден, тот просто ленив, глуп и сам в своей бедности виноват! Я не гроши у вас отбираю, я учу вас ценить деньги и упорно работать!
Реальная жизнь[править]
- Самый вероятный прототип Эбенезера Скруджа — Джон Мэггот-Элуэс. Скряга настолько редкостный, что о нём слагали легенды. Поначалу, унаследовав огромное состояние в 100 000 фунтов, ничем не отличался от типичного представителя английской «золотой молодёжи». Однако, желая увеличить его и сблизившись для этого со своим дядей, Харви Элуэсом, владельцем ещё более внушительного состояния в 250 000 фунтов, в считанный период деградировал до его состояния. Хотя, даже по сравнению с дядей[1], Джон имел какие-то слабости в качестве любви к азартным играм и породистым скакунам. По итогу, унаследовав дядин капитал, считался одним из самых зажиточных аристократов своего времени, живя при этом в разваливающемся доме, нося обноски и питаясь обьедками.
- Ингвар Кампрад, создатель и руководитель (ныне уже покойный) компании Икея и один из богатейших людей мира, отличался крайней бережливостью: пятнадцать лет ездил на старой машине типажа Антилопа-гну, всегда летал эконом-классом, сотрудников при заполнении документов заставлял использовать обе стороны листа, а вся мебель дома была от его фирмы… кроме старенького кресла, которому было уже 32 года.
В искусстве[править]
- Ж. Б. Мольер, «Скупой» — Гарпагон.
- А. С. Пушкин, «Скупой рыцарь» — тропнеймер.
- Н. В. Гоголь, «Мёртвые души» — Плюшкин. Кодификатор в русской культуре.
- Иван Карпенко-Карый «Хазяїн» («Хозяин») — главный герой как раз соответствует эпиграфу: при миллионных состояниях ходит в засаленном халате и устраивает скандал родичам, посмевшим растранжирить средства на покупку нового халата. Помирает тоже характерно: дохтура вызывать — дорого, нарыв сам прорвётся (ага, проколоть спину шипом граблей в районе почки — самоизлечивающаяся мелочь).
- М. Е. Салтыков-Щедрин, «Господа Головлевы» — Иудушка Головлев.
- Н. А. Некрасов, пьеса «Петербургский ростовщик» — ростовщик Лоскутков. Ещё и адский папаша.
- Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание» — старуха процентщица.
- Н. Н. Страхов, «Сатирический вестник» — Скупягин и другие богатые скряги, над которыми автор много раз потешается.
- Оноре де Бальзак, «Гобсек» — прекрасно понимает, что у него проблемы, но из принципа никогда не отказывается слупить с должника все, а хоть бы оно потом и сгнило.
- Ч. Диккенс, «Рождественская песнь в прозе» — Эбенезер Скрудж.
- Казахский писатель и герой-панфиловец Бауржан Момышулы, повесть «Моя семья» про детство. Рассказывается о старом, выжившем из ума бае, одетом в лохмотья когда-то роскошной богатой одежды из очень дорогой ткани, который не только экономит на себе, и но держит всю свою многочисленную семью (много жён и детей), не говоря уже о батраках, в чёрном теле, так что они даже не каждый день досыта едят, и еда часто подпорчена из-за жадности главы семьи. Там же — выжившая из ума богатая старуха из другой семьи тоже в лохмотьях когда-то очень дорогой одежды.
- Duck Tales — Скрудж Макдак: разбогател честным трудом, но жаден до крайности и экономит на всем. Потом несколько исправился.
- Эндрю Райн — вгрохал огромные деньги в «Восторг» во многом как раз из-за маниакального нежелания с кем-то делиться.
- О. Генри, «Волшебный профиль». Миссис Браун. «У меня в голове не вязалось, как это можно готовить на пятнадцать центов тушеных почек в стопятидесятидолларовом домашнем платье со вставкой из валансьенских кружев.»
- Тут следует уточнить, что готовить поставлена несостоявшаяся приживалка-рассказчица, и платье тоже на ней (куплено миллионершей в порыве чувств до ознакомления с ценником). Если бы готовила сама миллионерша, был бы похвальный пример мастера на все руки, живущего как считает нужным, а не как требует «статус».
- Уайзмен, «Фабиола». Родителей Агнии в Риме считают сабжем. Они живут скромно, а по меркам общества, подобает жить на широкую ногу и устраивать роскошные пиры. Но на самом деле они тратят все свои доходы на благотворительность.
- Незнайка на Луне. Скуперфильд - тощий, как скелет, живёт в убогом домишке и таскает полный цилиндр всякого мусора, потому что выкинуть жалко.
- Джек Лондон «Мартин Иден» — по мнению протагониста, мистер Батлер, зарабатывавший в юности 4 доллара в неделю и при том умудрявшийся что-то откладывать — как раз пример скупого рыцаря (лучше бы потратил сэкономленные десять центов на танцульки или театр, или хотя бы просто нормально питался не испортив себе желудок и подорвав здоровье). По мнению Руфи и её окружения, мистер Батлер — прекрасный пример для подражания.
- Да, спасибо за поправку о желудке. Теперь мистер Батлер тратит на лекарства явно больше, чем наэкономил во времена юности.
- О! А Александра Корейко-то мы и забыли! Считается, что обладатель десятимиллионного состояния сидит на нищенской ставке в 46 рублей (в экранизации — 42 рубля) в ожидании, когда же англичане перестанут церемониться с этими большевиками и вернут капитализьм взад… Но есть мнение, что сие не конспираторство, а чистый предмет данной статьи.
- Дмитрий Гайдук «Джатака о деревянном бодхисаттве» (растаманская пародия на «Буратино») — субверсия. — Сынок, зачем же я последние деньги на букварь потратил?! — Ты их, батя, потратил со вполне определённой целью. Если бы я книжечку не полистал да в одёжке не походил, то я бы продолжал думать, что это вещи нужные, и жутко страдал бы, что у других они есть, а у меня нет.
- Ганс Фаллада «Сказка о золотом талере» — Ганс-жадюга, он же Ганс-жмот. Правда, судя по всему, он не человек, а какое-то порождение ада.
- ↑ Если принять во внимание легенду о том, что мать Джона, Эми, заморила себя голодом из-за нежелания лишний раз тратиться на еду, то можно сказать, что скупость была семейным пороком семьи Элуэс.