Протеане
Протеане — высокоразвитая раса вселенной Mass Effect, уничтоженная Жнецами 50 000 лет назад. В своё время была развита лучше любой известной расы галактики. Изначально считались самой первой высокоразвитой расой галактики, отсюда, собственно «протеане» — (от греч. proto — первый, ранний), создавшей ретрансляторы и Цитадель. Во взглядах на самих протеан господствовала точка зрения асарийской науки, гласящая, что те были расой гордой и мудрой. Однако в 2186 году был найден живой протеанин, и из его свидетельств стало ясно, что были они на самом деле расой гордой и воинственной. Кроме того, в реальности протеане по технологиям немногим превосходили нынешние цивилизации галактики, опираясь на своих предшественников, главным образом на Инусаннон, которые были для них такими же предтечами, как сами протеане в нашем цикле.
Немного истории[править]
Ораворы сражались с Денсорин. Эндуроми завоевали Вандомаров, а Жа'Тил восстали против Жа. Синрилы сочли, что нашли способ установить нерушимый мир. Дитакуры же предпочли войну и уничтожили их
О происхождении Протеанской империи практически ничего не известно. Явик упоминает, что сами протеане произошли от хищников, ведших стайный образ жизни. В своем цикле протеане являлись доминирующей расой. Во время становления своей империи протеане столкнулись с расой полусинтетиков Жа’тил. Между ними разгорелась война на уничтожение, из которой протеане сделали вывод о том, что для противостояния синтетикам они должны объединить под своей властью всю органическую жизнь в галактике. Ход войны начал склоняться в пользу органиков, но тут появились Жнецы, начав «спасать» органиков путем их уничтожения.
Их империя контролировала все расы галактики, однако давала каждой из них возможность бросить вызов протеанам за право контролировать Империю. Бросить вызов пытались многие, но все проигрывали. После проигрыша раса не предавалась гонению, а подвергалась вынужденной ассимиляции — так, по словам того же Явика, «в империи было много рас, но все они стали протеанами». Протеане вывели «космический императив» — «сильные выживают, слабые погибают», и вообще всячески уверились, что постоянные конфликты и принцип «человек человеку — друг, товарищ и корм» — единственный залог успеха и развития. Явик постоянно упоминает, что представители нынешних рас рассматривались протеанами в том числе в гастрономическом аспекте, но так это, или это суровый протеанский юмор, остается неизвестным (крайне сомнительно, если учесть, что в списке блюд Явик упоминает турианцев и кварианцев, у которых иное строение аминокислот, а следовательно, должны быть непригодными в качестве пищи для левоаминокислотных протеан).
Известно также, что протеане видели большой потенциал в примитивной тогда расе асари, которых они начали развивать путем прямого влияния (культ Атаме) и модифицировать генетически, а также защищать. Протеане даже защитили Тессию от попытки захвата некими Денсорин, что нашло свое отражение в мифологии асари. Также их интересовали примитивные тогда люди и прочие нынешние расы, но не столь сильно.
Родная планета протеан неизвестна, но так как большинство протеанских колоний находятся в Аттическом Траверсе, следует предположить, что в нём находилась и метрополия протеан. Культурно-политическим центром жизни протеан, так же, как и рас галактического сообщества XXII века, являлась Цитадель. Протеане имели несколько крупных колоний. Известны как минимум четыре из них — планеты-города Ферос и Квана, архив и научный центр Илос, а также Иден Прайм, который мог стать новой родиной протеан после ухода Жнецов. Кроме того, известно множество небольших поселений и аванпостов в самых разных частях галактики. Хотя некоторые руины, например, Ферос, сохранились на удивление хорошо, почти все они были разворованы поколениями грабителей до появления представителей серьёзных научных экспедиций.
Немного биологии[править]
Протеане обладали четырёхцепочечной структурой спирали ДНК, четырьмя глазами, незамкнутой кровеносной системой и грубой, напоминающей хитин кожей на голове, груди и коленях, что роднит их с членистоногими. Эти признаки могли достаться им от предков — предположительно, насекомых, хотя о них ничего не известно. У Коллекционеров, протеанских хасков, имеются крылья, похожие на крылья насекомых, однако у Явика их не было. Скрывает ли он их под броней, или крылья Коллекционеров — больная фантазия Жнецов, неизвестно.
Явик упоминает, что протеанки начинали подкат к мужчине с некой игры глазами, против чего нельзя было устоять. Также протеане проявляли… определенный интерес к примитивным тогда асари. Мужчина-протеанин способен заниматься сексом с человеческой женщиной, что Шепард женского пола может обнаружить при отсутствии отношений и неумеренности в спиртном на вечеринке в DLC «Цитадель».
Примечательной особенностью протеан было умение «считывать» память вещей путем прикосновения. Так, Явик «прочитал», что до него в каюте жил кроган, и уловил следы пребывания других членов экипажа «Нормандии», которых к тому моменту на борту не было. Эта способность действует в обе стороны, т. е. протеане могут и считывать, а могут и сами передавать знания другим существам. Она также причиняет неудобство, так как протеане не могут контролировать её. Например, Явику постоянно приходится мыть руки, чтобы не считывать нежелательную информацию. Большинство технологий протеан были основаны на этой способности. Точно известно, что эта технология использовалась в информационных устройствах, таких, как маяки.
Первоначально предполагалось, что протеане будут выглядеть как высокие худые гуманоиды с своеобразными «бородами» из свисающих с лиц щупалец. Именно такими изображали их статуи на Илосе. Впоследствии оказалось, что статуи изображали Инусаннон, расу, существовавшую до протеан, и именно Инуссаннон фигурировали в видении маяка. Зачем так было сделано, если не считать смены их внешнего вида разработчиками игры — неизвестно.
Уничтожение[править]
Протеане были уничтожены примерно в 48 тысячелетии до н. э. Несколько веков они сопротивлялись Жнецам, благодаря дисциплинированности и стойкости, но проиграли войну. Геноцид удалось пережить лишь относительно небольшой группе протеан на спрятанной от Жнецов планете Илос. Они заморозили себя в анабиозе, но Жатва длилась слишком долго, управляющему станцией ВИ «Страж» пришлось постепенно отключать анабиозные камеры из-за нехватки энергии (что мешало поставить атомный реактор и время от времени его включать для подзарядки камер, кроме желания сценаристов нагнать драмы - неясно), в итоге выжила лишь небольшая горстка учёных. После окончания жатвы выжившие на Илосе, несмотря на угрозу быть обнаруженными, отправили сигнал по маякам, обеспечивавшим связь между протеанскими колониями, в надежде найти других выживших. Осознав, что, кроме них, никого не осталось, протеанские учёные отправились через Канал в Цитадель и предприняли ряд мер, которые должны были предотвратить или отсрочить вторжение Жнецов в следующий раз, включая изменение Хранителей, чтобы те игнорировали сигнал Жнецов (возможно тогда и появилась идея использования Горна в паре с катализатором, и сии меры были направлены на недопущение захвата Цитадели первой же волной Жнецов, дав шанс на победу).
Часть протеан, переживших геноцид, была оставлена Жнецами в живых и модифицирована. В результате этого протеане стали полусинтетической расой (многие принимали их за инсектоидов), не способной к самостоятельному размножению и полностью подконтрольной Жнецам, а точнее, Предвестнику. Впервые появление Коллекционеров, как их назвали в галактике, в системах Термина зафиксировано лишь в XVII веке н. э. Коллекционеров нельзя назвать полноценными потомками протеан, это лишь несколько более похожие на разумных существ хаски.
Помимо того, на Иден Прайм был подготовлен проект по заморозке в анабиозных камерах миллиона протеан, которые должны были создать новую империю после ухода Жнецов. Однако Иден Прайм подвергся атаке, в ходе которой было уничтожено 300 000 камер, а затем и большинство оставшихся, когда бункер, в котором они находились, был зачищен нейтронной обработкой. Выжило всего несколько сотен протеан, но очистка повредила системы автоматической реактивации (над надежностью надо было поработать). К тому моменту, как бункер был обнаружен, в живых остался всего один протеанин, после пробуждения ставший членом команды Шепард(а).