Penumbra
Penumbra — серия культовых survival horror от небезызвестных Frictional Games, во многом предопределившая направление современных инди-хорроров от первого лица, где главным геймплейным элементом стало исследование окружающего мира и необходимость избегать столкновений с врагами. Условно поделена на оригинальную трилогию («Overture», «Black Plague», «Requiem») и фанатское продолжение («Necrologue», «Twilight of the Archaic» (при том сюжет первой главы происходит до событий второй части)). В России оригинальная трилогия была издана 1С-Snowball.
Сюжет[править]
События всех частей, за исключением первой (там герою предстоит провести немало времени в шахтах и пещерах), разворачиваются в научной станции «Мануик», расположенной под землёй в Гренландии. Главный герой — Филипп Лафреск (отсылка к сами знаете кому) после похорон матери получает письмо от отца, давно покинувшего семью ради научных работ. Решив, что терять уже нечего, Филипп отправляется в Гренландию, где случайно находит люк, ведущий в систему подземных шахт; и спускается туда, дабы не замёрзнуть на лютом холоде. С этого момента и начинаются события трилогии…
Penumbra: Overture[править]
Оказывается, что шахты и последующие за ним пещеры примыкают к некой исследовательской лаборатории «Мануик», где и работал отец героя. Однако, вместо работающего персонала персонажа встречает холодная пустота и мутировавшие до неузнаваемости собаки и прочая местная живность. Следуя подсказкам не менее таинственного спутника по кличке «Рыжий», герой таки преодолевает множество препятствии и добирается до главных ворот в лабораторию. Там же Рыжий просит Филиппа сжечь его в огромной печи, чтобы избавиться от мучений, связанных с продолжительным одиночеством; тот, с явной неохотой, выполняет последнюю просьбу единственного друга и наконец-то попадает в лабораторию. Однако, заметив в первом коридоре человеческий силуэт, Филипп спешит к ему, как внезапно гаснет свет, и кто-то (или что-то) тут же его оглушает.
Penumbra: Black Plague[править]
Филипп приходит в себя в странной комнате и понимает, что оказался в одном из комплексов «Мануика». Пытаясь проследовать дальше, герой видит пугающих человекоообразных тварей, напоминающих зомби и прячется от них в системе канализации. Там же он теряет сознание и проходит через серию сюрреалистических кошмаров, так или иначе связанных со страхами или прошлого Филиппа.
Вскоре он приходит в себя и вдруг слышит в голове странный голос неизвестного существа (который называет себя Кевином (в англ.версии Кларенсом)) — оказывается, герой заражён страшной чумой, которая и уничтожила персонал лаборатории (либо же обратила его в мутантов), и если вовремя не найти лекарство личность Кевина захватит контроль над телом. К счастью, с Филиппом связывается единственная выжившая учёная Амабель Свансон, которая помогает ему изготовить лекарство. А тем временем Филипп наконец-то находит отца… а точнее его труп, да и сама Амабель превращается в мутанта, и её приходится убить. Тем не менее, лекарство удаётся изготовить, и Кевин в приступе ярости пытается убить героя, вселившись в тело мёртвого мутанта, но его самого убивает некая сущность, называющая себя Туурнгайт. Он то и открывает всю правду герою - оказывается, несколько лет назад учёные своими раскопками потревожили его гробницу, и в отместку Древний наслал на них страшную чуму. Теперь же, видя в Филиппе потенциал “человечности”, Туурнгайт просит его огородить это место от людей. Но вместо этого Лафреска отправляет письмо своему другу с подробным пересказом происходящего и просьбой уничтожить всех на станции. Конец игры.
Penumbra: Requiem[править]
Отправив письмо, Филипп тут же слышит звук открывающейся двери, и некое существо оглушает его. Спустя какое-то время он просыпается в некой пещере, сплошь и рядом состоящую из разрозненных элементов станции Мануика — теперь же ему необходимо пройти 9 комнат-испытаний, перемещаясь между ними с помощью странных порталов. Всё это время его сопровождает голос погибшего учёного из Мануика (его крики мы слышали в начале «Black Plague»), который, в какой-то момент, сменяется голосом Рыжего, зовущего к себе и обещая покончить с этим кошмаром.
В конце концов, Филипп находит комнату с той самой печью из первой части вот только сгореть теперь должен он. И в этот момент игрок понимает, что вся игра — предсмертный бред умирающего героя, оставшегося в той злополучной комнате из финала «Black Plague».
Но есть и другая концовка, где Филипп отвергает зов Рыжего и покидает помещение с печью. Спустя какое-то мгновение он оказывается в каюте того самого корабля, на котором он прибыл в Гренландию в начале «Overture». Были ли события трилогии всего лишь сном? Или же это очередное видение? Ответа нет.
Penumbra: Necrologue[править]
Фанатский мод-продолжение, призванный переписать неудачный финал трилогии. Притом, мод получился настолько качественным, что был признан самими Frictional, как часть канона.
Оказывается, Филипп не избавился от Кевина, но у него появился шанс раз и навсегда покинуть злополучный комплекс. Тем более, что и Свансон оказывается жива — её смерть была всего лишь галлюцинацией, насланной Кевином, и теперь она помогает герою в его нелёгком пути. В конце концов, миновав новые коридоры Мануика и столкнувшись с новыми мутантами Филипп таки покидает комплекс и возвращается домой. А Свансон остаётся в одиночестве в обречённой лаборатории… До поры до времени.
Penumbra: Twilight of the Archaic[править]
Мидквел и, одновременно, сиквел предыдущего мода. События первой главы разворачиваются между первой и второй частью и рассказывают о некой «касте древних» — группе приближенных к Туурнгайту людей, негласно управляющих выжившими учёнными. Вторая же повествует о попытках Свансон покинуть проклятый комплекс вслед за Филиппом. И ей почти это удаётся, однако, Кевин/Кларенс, нашедший себе новое тело, улетает на единственном вертолёте с намерением показать «человечеству» новый мир.
Персонажи[править]
- Филипп Лафреск — главный герой оригинальной трилогии и дополнения «Necrologue». Физик, который сразу же после похорон матери, получил письмо от отца и отправился на его поиски в Гренландию, где нашёл подземный комплекс Мануик и проблем на свою молодую голову. В процессе приключений заразился чумой, которая убила практически всех работников станции и чуть не свела его самого с ума от присутствия в голове гнусного Кевина (один из главных симптомов заболевания) но после приключений в Комаляндии вылечился и сумел вернуться домой. Несмотря на свою находчивость и умение нестандартно мыслить (в конце концов, не каждый проходит испытания Древних) в конце второй части Филипп показан, как холодный обманщик, который воспользовался милосердием Туурнгайта, чтобы отомстить за смерть отца.
- Амабель Свансон — главная героиня второй главы Twilight of the Archaic, учёная из команды Говарда Лафрески. На момент «Black Plague» была единственной выжившей на станции, но в отличие от Рэда (см. ниже) сумела сохранить рассудок. Всё ждала и надеялась, что Филипп найдёт и спасёт её, однако судьба раз за разом разлучала их. В итоге плюнула на всё и попыталась в одиночку покинуть обреченную станцию.
- Том «Рыжий» Рэдвуд — шахтёр, занимающийся раскопками возле Мануика, но в отличие от своих коллег умудрился не подцепить заразу и выжить. Впрочем, совсем скоро его тяга к выживанию практически обрекла беднягу на бесконечное одиночество — все коллеги мертвы, лаборатория законсервирована (им же), чтобы исключить распространение заразы, а из еды только пауки. Так он и жил несколько лет, пока однажды не встретил Филиппа. Долгожданная встреча с живым человеком увы и ах оказалась не такой, какой себе представлял Рэд. К тому времени его психика уже давно пошатнулась и единственной мыслью было самоубийство, как способ избавления от бесконечных душевных мук, вот только у него самого не хватало на этого духа. Вёл к себе Филиппа под предлогом помочь ему разобраться в происходящем и дать ответы на все вопросы на самом деле он хотел, чтобы герой сжёг его в печи, что и было сделано.
- Говард Лафреск — ведущий учёный, занимающийся раскопками в Гренландии, отец главного героя. Известно, что он покинул семью ради своих научных достижений, когда Филипп был ещё ребёнком, и, судя по всему, сильно об этом жалел. Был первым, кто столкнулся с Туурунгайтом и до конца боролся с таинственной заразой, запершись ради этого в своей лаборатории. Тем не менее, нужную формулу лекарства он нашёл, вот только не успел его cинтезировать к моменту игры уже давно мёртв то ли от вируса, то ли от голода.
- Кевин (англ. Кларенс) — главный антагонист серии, вирус, поселившийся в разуме Филиппа. Обладает скрипуче-старческим голосом (в оригинале). Злобный и циничный любитель порассуждать на тему человеческих пороков и, при этом, не лишён чувства юмора (чёрного, конечно же). Поначалу никак не вредит, кроме как ехидно комментирует происходящее, но ближе к концу «Black Plague» насылает на героя галлюцинации и заставляет убить Свансон, которая, как кажется, стала мутантом - на самом деле это очередной “зрительный” трюк злодея. Однако когда Филипп вколол себе антидот, мстительный Кевин тут же вселился в труп мутанта и попытался отомстить бывшему носителю но был убит Туурнгайтом. В «Necrologue» «вернулся» к Филиппу, но стал вести себя более сдержанно и «по-злодейски» дружелюбно, а в «Twilight of the Archaic» (найдя себе «очередное» тело) пытался убить Свансон. Кстати многие фанаты заметили, что для простого вируса Кевин ведёт себя уж слишком «живо», да и вообще кажется скорее злобным духом (из-за его способности раз за разом менять тела), нежели проявлением болезни.
- Туурнгайт — древнее, очень древнее существо, которое, судя по всему, жило на Земле ещё задолго до человечества. Мирно спал подо льдами Гренландии, но стоило людям потревожить его саркофаг, как тут же наслал на них смертельный вирус. Встретив Филиппа, испытывает его на «человечность», а после просит его оградить Мануик от людей; но тот, напротив, рассказывает своему другу всю историю и просит «убить их всех!», за что разгневанный Древний тут же попытался отомстить неблагодарному человеку. Видимо, благодаря нему Кевин не только ухитрился уцелеть, но и улететь из Мануика, чтобы навредить человечеству за его грехи.
Геймплей[править]
Стандартен для большинства хорроров нынешнего поколения. Главный герой исследует кусок небольшой территории (обязательно присутствует лабиринтообразный коридор), находит записки, а также предметы или ключи, необходимые для дальнейшего прохождения, время от времени решая несложные загадки (в основном связанные с включением того или иного механизма). В фанатских продолжениях модеры ухитрились усложнить жизнь игрокам, сделав месторасположение ключевых предметов абсолютно рандомным на извилистой локации.
«Requiem» же представляет собой чистую головоломку, где герою необходимо пройти девять миров-испытаний, чтобы продвинуться дальше, в то время как враги там отсутствуют напрочь (тем не менее, умереть можно от ловушек или потоков пара).
Основной фишкой серии является механика взаимодействия. Любой предмет, будь то камень или книга, можно поднять, покрутить и посмотреть со всех сторон. А чтобы открыть дверь или ящик необходимо сымитировать это движение мышью
Элементы страха достигаются за счет чувства безнадёжного одиночества и бесконечной темноты, изредка нарушаемой тусклым или мигающим светом; а также чувства абсолютной беззащитности перед лицом опасности (кроме первой части, но об этом подробнее в тропах) — герой не может противостоять злобным существам и вынужден постоянно прятаться и напряжённо искать безопасный путь. Один-два удара способны разом убить игрока.
Враги:
- Собака — ожившие собачьи трупы (судя по облезлой шерсти, гнилой коже и горящим глазам), стаями обитающие в шахтах. Опасны тем, что быстро бегают, а также в случае опасности призывают своих сородичей. Иногда бывают по две-три особи на всю локацию. Встречаются только в первой части.
- Паук — огромные (размером с таксу) мутировавшие пауки, так же быстрые, ловкие и никогда не атакуют по-одиночке. От них невозможно спрятаться или как-то избежать встречи с ними — либо забить киркой, либо убегать куда глаза глядят. Опасность в том, что появляются в узких пещерах, что разом лишает игрока возможности манёвра. Как и собаки, встречаются только в «Overture».
- Скальный червь — едва ли не символ серии. Огромный… Нет, ОГРОМНЫЙ и опасный червяк, способный разом проглотить героя. Не ясно, один ли он такой, или их пачкой расплодилось в Мануике. Зачастую от его можно просто убежать, но во второй части есть момент, где игроку необходимо хитростью заманить его под раскалённый провод. Есть во всех частях.
- Мутант — бывшие сотрудники Мануика, заражённые чумой Туурнгайта, основные враги в «Black Plague» и последующих продолжениях. Выглядят, как голые, худые, безволосые, безносые и пучеглазые зомби, вооружённые фонариком или ломиком (в фанатских продолжениях они ещё сохраняют более-менее человеческий вид и даже носят одежду). Увидев игрока, издают слабый угрожающий хрип, а в момент столкновения всегда атакуют в прыжке. Однако, несмотря на их вид, от них можно легко убежать или спрятаться…
- Уилбур Фриск — бывший сотрудник Мануика, превратившийся в четырёхлапого монстра, присутствует только в «Necrologue», однако там же выясняется, что именно он пытался убить Филиппа во второй части в псарне. Не любит свет и быстро передвигается только в темноте, чем и нужно воспользоваться, чтобы спастись.
Тропы[править]
- Ай, молодца! выдаёт Филипп в конце второй части, когда вместо того, чтобы убежать из комплекса с благословения Туурнгайта, он просит товарища прислать подмогу и убить всех на Маунике. Древний оказался очень недоволен.
- Безликий протагонист — за все части серии лицо Филиппа нам так и не покажут, даже в катсценах
- Боди-хоррор — облик бродячих собак и мутантов запомнятся вам надолго.
- Боже мой, что же я наделал! — реакция Филиппа на убийство Свансон, которая до этого казалась ему одним из мутантов. Впрочем, в “Necrologue” выяснилось, это был всего лишь трюк коварного Кевина, научившегося копаться в сознании героя.
- В общем, все умерли — если считать оригинальную трилогию за канон. Впрочем, и в “Twilight of the Archaic” не всё так однозначно.
- Великолепный мерзавец — Кевин же. Да, пытается всеми силами навредить герою, но он ведь не лишён харизмы.
- Вентиляция — львиную долю времени в «Black Plague» придётся провести там. Впрочем, до событий игры там прятались выжившие учёные — недвусмысленные надписи кровью прилагаются.
- Гад-франшизик — Кевин же.
- Дева в беде — Амабель Свансон всю игру ждёт и не дождётся своего спасителя.
- Дневник катастрофы — по миру разбросаны куча записок бывших (ныне мёртвых) сотрудников станции, вкратце рассказывающих о предшествующих событиях или личных переживаниях. Особенно запоминается дневник учёного, который из-за случайного происшествия оказался замурован в пещерах и был вынужден питаться пауками.
- Единственный нормальный человек — Амабель. Филипп тоже держался таковым до поры до времени, но после «прощения» Туурнгайта и последующей за этим попытки нарушить волю Древнего за ним явно начинает наблюдаться черта мстительного эгоиста.
- Жертвенный агнец — Амабель Свансон.
- Зло под выбитыми лампочками — добрая часть Мануика не освещена, а там, где есть свет, легче не становится.
- Искусственный идиот — мутанты будут активно преследовать игрока… до первого поворота или ящика, а после забьют и продолжат заниматься своими делами.
- Лавкрафт-лайт — Туурнгайт явно принадлежит к касте Древних.
- Хотя, с другой стороны, тут вполне виден Оммаж в сторону произведений Г. Ф. Л. Судите сами: имя главного героя, тема незримого ужаса, Древний, его последователи (в дополнении), а также холодная земля, как место захоронения Туурнгайта.
- Локализация — удивительно, но локализаторы поменяли подзаголовки некоторых частей игры на свой лад, например «Overture» почему-то превратился в «Тёмный мир» (в версии от Нового диска) или в «Истоки зла» (1С-Snowball), а «Black Plague» в «Дневники мертвецов». На самом деле на восприятие игр это не очень повлияло, но всё равно подход очень странный.
- Молчаливый Боб — Филипп же. Да и Свансон к «Twilight of the Archaic» почему-то теряет дар речи.
- Непонятного пола — мутанты же. По виду вообще никак не скажешь, какого они пола. И даже кхм… у них между ног может быть как и детородным органом, так и куском видоизменённой плоти.
- Неумолимый преследователь — Кевин в «Twilight of the Archaic».
- Носитель — какое-то время им побывал Филипп для Кевина.
- Открытый финал — концовка «Twilight of the Archaic» Кевин таки сбежал из Мануика с намерением заразить человечество, оставив шокированную Свансон в одиночестве на заброшенной станции. Но сумеет ли коварный вирус воплотить свой план и остановит ли его Филипп, который уже знает всю природу чумы остаётся загадкой. Да и осталась ли жива Свансон после того, как на неё упал кусок пещеры?
- Персонаж-призрак — Эллоф Карпентер. В живую не представлен, но его голосовые дневники немного, но проясняют ситуацию (а в «Requiem» так вообще рассказывает о первом столкновении с Древним).
- Полное чудовище — Кевин. Всеми силами пытался избавиться от героев, а в «Twilight of the Archaic» и вовсе решает заразить всё человечество. И, что-то подсказывает, что ему это удастся.
- Последний выживший — Филипп.
- Разрыв канвы фанатами — многие фанаты не приняли концовку оригинальной трилогии и поэтому создали свой рекон-продолжение «Black Plague» с более-менее вменяемым финалом и прежней напряжённой атмосферой. С фитильком, ибо Frictional Games правки одобрила и велела считать «Necrologue» и «Twilight of the Archaic» полноценным каноном.
- Слитая концовка — так заканчивается оригинальная трилогия да, нам более менее объяснили, что тут происходит и почему, но дальнейшая судьба Филиппа, ровно как и роль Туурнгайта в дальнейших событиях, оказалась слитой в унитаз, а вместо вменяемого финала нам представили набор сюрреалистичных головоломок, никак не вписывающихся во вселенную игры.
- Твист Амброза Бирса — события Requiem представляют собой бред умирающего Филиппа.
- Стелс — без него никак. По-крайней мере в «Black Plague» и его продолжениях.
- Странности в первой части — собственно, «Overture» единственная часть в серии, где у игрока есть возможность дать отпор противнику киркой или молотком, или вообще забить булыжником до смерти. Да, трудно, да, неудобно (всё-таки, управление в этих моментах изрядно шалит), но такая возможность есть. В продолжениях все элементы сражения убрали, добавив нехилую толику напряжения.
- Топливо ночного кошмара — да вся игра про это, особенно в начале второй части, где мы слышим, как в соседней комнате кого-то убивают (судя по всему Эллофа Карпентера). Крики, звуки рвущейся плоти и удаляющиеся шаги убийцы прилагаются.
- Ты уже мёртв — такова участь заражённого Филиппа. Остаётся лишь дальше следовать по следам отца да попытаться разобраться в происходящем. С фитильком, ибо Филипп не только избавился от вируса, но и сумел сбежать из Мануика.
- Ужасное ассорти — мутировавшие пауки, огромные черви и облезлые собаки — разве вам этого мало?
- Этот гадкий уровень — псарня в «Black Plague». Свет периодически отключается, и в этот момент из нор выползают собаки, которые вмиг съедают героя. Спастись можно лишь если вовремя попадать под мигающий свет или закрыть ящиками норы. Ну и да, сохранений тут кот наплакал, так что если в конце ошибётесь, то начнёте всё с начала.