Взявшие меч, мечом погибнут
Кто ведёт в плен, тот сам пойдёт в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых.
Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нём пребывающей.
Взявшие меч, мечом погибнут — крылатая фраза из Нового Завета, один из принципов, которым учил Иисус Христос.
Описание[править]
Выражение упоминается в Евангелии от Матфея. Когда уже наступают последние дни земной жизни Христа, он сообщает своим ученикам, что вскоре наступит время, когда он будет убит, чтобы свершились пророчества. В те же дни подлый Иуда направляется к страже и предлагаем им на сообщить о преступлении Христа за тридцать серебреников. Затем он направляет стражу в дом, где находился Христос и они проводят задержание. В это время один из учеников Христа достаёт большой меч и отрубает стражнику ухо, но Христос приказал отставить защиту и вернуть меч в ножны:
Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут;
или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?
как же сбудутся Писания, что так должно быть?
Тем самым он указывает на то, что если человек прибегает к насилию для защиты некоего добра, то и сам становится злом, получается своеобразное злое добро. Так что если кто-то хочет следовать идеалам христианства, то надо отказаться от любого насилия и не сопротивляться, только так возможно спасти свою душу.
В более широкой интерпретации указывает на порочный круг: насилие порождает только насилие. Так что если на каждый удар отвечать таким же ударом, то цикл насилия не прекратится никогда. В этом доктрина Нового Завета принципиально отличается от того, что сообщается в Ветхом, где говорится, что за выбитый глаз надо выбить глаз, а если пострадал зуб — то и зуба лишить супостата.
Цитаты[править]
– Двадцать два лучших гладиатора ланисты Фуска – это весьма дорого, Маркус. Обременительно для казны. Кроме того, я давно у него в долгу. А если выставить на арену его самого, казне достанется все, что у него было, поскольку я его законный наследник. Значит, я теперь должен сам себе. Это денежная сторона вопроса, Маркус. Но есть и нравственная сторона.
– Какая, господин?
– Всякий, кто посылает бойцов на смерть, должен быть готов к ней сам. Александр Великий, которого я боготворю, сражался в гуще своих солдат и дважды был ранен. Фуск же наживался на чужой смерти. К тому же он прибегал к наветам и доносам. Боги восстанавливают справедливость. Цезарь лишь их орудие, Маркус.