Каждому своя разгадка
Как правило, вечная загадка бывает там, где до разгадки объективно невозможно докопаться: или утрачены документы и информация, или истина такова, что в принципе недоступна пониманию человека, или ещё что-то в этом роде. Но бывает такая ситуация, когда найти ответ вроде бы и можно… вот только он для каждого свой. Как правило, это как-то связано с личностью героя, и каждый персонаж находит такую разгадку, которая «устроит» лично его. Например, если несколько персонажей отправляются разгадать загадку аномальной зоны, то эзотерик встретит древнего духа, который расскажет ему, что на этой земле лежит проклятье, потому что раньше здесь было индейское кладбище. Уфолог найдёт обломки НЛО, а учёный-скептик обнаружит скважину, из которой просачивается ядовитый газ, вызывающий галлюцинации.
Почему так бывает? Ну, во-первых, возможно, что настоящая разгадка всё же недоступна пониманию людей, и мистические силы показывают каждому то, что лично он хочет видеть и слышать. А возможно, что это вариант правды о слоне: если реальность имеет много уровней, то эзотерическое объяснение может не противоречить научному, и каким-то образом они могут быть верны одновременно.
Если такое происходит в интерактивных сюжетах, и разгадка зависит от действий игрока — это Твист Шрёдингера. Ещё один близкий троп — И каждый описывал своё.
Примеры[править]
Фольклор[править]
- Древнеиндийская притча о слепцах и слоне.
Литература[править]
- Стихотворение Алексея Константиновича Толстого «Правда». «Поскакали добры молодцы, Все семеро братьев удалыих, И подъехали к правде со семи концов, И увидели правду со семи сторон… А вернувшись на свою родину, Всяк рассказывал правду по-своему… Кто горой называл её высокою, Кто городом людным торговыим, Кто морем, кто лесом, кто степию. И поспорили братья промеж собой, И вымали мечи булатные, И рубили друг друга до смерти… И доселе их внуки рубятся, Всё рубятся за правду, за истину…»
- «Там» Анны Борисовой (псевдоним Бориса Акунина) — после гибели в теракте несколько героев попадают в разные взаимоисключающие версии загробного мира, в зависимости от того, во что они верили при жизни. Эзотерик-торсионщик оказывается инопланетянином и возвращается обратно в свой родной инопланетный мир, верующая католичка попадает в довольно жуткое Чистилище, буддист — в Колесо Сансары, а арабский террорист — в мусульманский рай.
- «The Illuminatus!» — нескольким героям скармливают явно ложные объяснения событий книги, такие, которые хорошо уложатся именно в их мировоззрение. Юному детективу Дэнни Прайсфиксеру рассказывают, что никакой мистики в сюжете нет, а за всем стоят инопланетные сущности, известные как ллойгоры, которые тысячелетиями дурят человечество своими технологиями, заставляя людей верить в чудеса и детские сказки вместо науки и просвещения. Секретному агенту, который верит, что борется с несуществующей злодейской организацией БАЛБЕС, вручают конверт с именами, паролями и явками членов этой организации. Да и то «как бы правдивое» объяснение, которое предлагается главным героям, тоже вызывает вопросы насчёт своей правдивости.
- Макс Фрай, «Ключ из жёлтого металла» — шутки ради. Герой спрашивает у художницы Мирры Жукотовской, почему она декламирует матерные стихи, когда рисует:
— Ты нереально крута, — сказал я Мирре. — Но я лопну, если не задам тебе бестактный вопрос.
— Про стишки? — усмехнулась она. — Я заметила, как тебя перекосило. Обычно я всем говорю, что это у меня получается непроизвольно. Дескать, когда рисую, себя не контролирую, так что знать ничего не знаю, отстаньте. Но тебе, так и быть, скажу правду. Я могу рисовать и без стишков. Запросто. Но с ними веселее. Они внушают трепет перед моим экстатическим состоянием всем, кто не понимает по-русски. И приводят в ужас тех, кто понимает, — кроме разве что Арсения, ему стишки действительно нравятся; думаю, именно поэтому он — мой лучший друг. Короче, я так издеваюсь над людьми. Ты доволен?
— Счастлив, — улыбнулся я. — Такое объяснение вполне помещается в моей голове.
— Конечно помещается, — кивнула Мирра. — Я же его специально для тебя придумала.
- Э. Б. Кокс, «Отравленный шоколад». Семь детективов-любителей, семь версий. Хотя есть намёки, что прав седьмой.
- Сергей Лукьяненко, «Лабиринт отражений» — объяснение, кто же такой Неудачник, было у каждого своё, и каждый верил в свою версию. Какая из них правильная — неизвестно.
Телесериалы[править]
- «Топи» — так всё-таки, чем объясняются аномальные события, происходящие в этих Топях? Верующая героиня уверена, что это козни дьявольских сил, а герой-журналист находит свидетельства о заговоре коррумпированных властей и о том, что местный химкомбинат сбрасывает в воду ядовитые вещества, вызывающие галлюцинации. Но однозначного ответа так и не даётся. (А особый юмор ситуации — в том, что, если вдуматься, эти два объяснения друг другу, в общем-то, не противоречат, друг друга не исключают!)