Виртуальный санаторий
Почему герой проводит жизнь за, пусть и реалистичной, но игрой в виртуале? Ведь вокруг него может и недалёкое, но будущее. А в игре хватает рутины, а то и боли. Почему он упорно выгрызает себе место под солнцем в VMMORPG, а не где-нибудь ещё?
Стандартный, напрашивающийся ответ — у протагониста нет выбора. С его здоровьем и, следовательно, с обычной жизнью что-то не так. Обычно страдает тело — от недокомплекта конечностей до смертельных болезней. Но иногда и с головой не в порядке. А может быть, дало просто в старости — сознание ещё держится, а ноги по старости уже не ходят. Вот потому персонаж и выбирает виртуал чтобы дожить своё, а то и заработать на восстановление здоровья. Крайний вариант — выпаять предохранители на коконе и уйти от болезни в срыв.
Троп крайне заезженный уже сейчас, поскольку использовался каждым вторым автором начиная с отцов-основателей. Кроме того, его неумелое использование вызывает вопросы аж с двух направлений. Если вокруг такое утопичное будущее, что каждому стражнику выдали по сильному ИИ — почему протагониста не лечат? И в обратную сторону: если вирт так реалистичен, что в нём можно приключаться, жить и работать, а то и сидеть — зачем нагонять драму вокруг болезни? Ведь при таком раскладе в виртуальность — причём не обязательно игровую — захотят уйти многие, а не только инвалиды.
Примеры[править]
Литература[править]
- «Лунный скульптор» Нам Хи Сона — Со Юн, девушка протагониста, из-за проблем с психикой не могла говорить с людьми и проходила терапию в игре, где и познакомилась с Виидом.
- «Играть, чтобы жить» Дмитрия Руса — протагонист бежит в игру от смертельной болезни. Рабочее название цикла («Коматозники») отсылает к тому, что феномен не просто ухода в игру, но «срыва», является массовым. Так один из кланов русскоязычного кластера практически полностью состоит из военных пенсионеров и инвалидов.
- В. Ушаков, «Маноратха» — эпически крутому по меркам сервера протагонисту его кураторы выдают группу нубов на обучение. При встрече в реальности те оказываются инвалидной командой, а целью кураторов является их реабилитация путём переноса потенциала аватаров на игроков.
- «Бессистемная отладка» Тимофея Царенко — герой был разморожен из криостазиса в будущем и помещён в игру для реабилитации.
- цикл «Жестокая игра» Павла Коршунова — протагонист стал инвалидом после автокатастрофы и как-то проводит время в игре.
- «Самый странный нуб» Артема Каменистого — протагонист пострадал от взрыва, долго пролежал в коме и был загружен в игру в качестве альтернативы убогой жизни почти без чувств.
- Трилогия «Бегающий сейф» Сергея Вишневского — бывший космодесантник с оторванными конечностями попадает в игру и пытается заработать там на новые.
- «A.D.сектор» Эдуарда Полякова — герой, ставший калекой, пытается раскрутить свой стримерский канал на бета-тесте новой игры. В копилку идёт и причина инвалидности: протагонист — адреналиновый наркоман, и компенсирует в игре то, что ему в реальности больше не будет доступно.
- «Подмастерье стража» Ивана Шамана — классический случай. Герой переселяется в виртуал после несчастного случая и инвалидности в реале.
- Кавахара Рэки, цикл Sword Art Online:
- Арка «Розарий матери» — гильдия «Спящие рыцари». Игроки особо глубокого погружения, являющегося паллиативом.
- Арка «Алисизация» — Кирито погружают в новый прототип устройства полного погружения для ускоренной регенерации поврежденных клеток мозга.
- Джанет Эдвардс, «Жнец» — на момент действия в виртуальности тусуются уже вообще все старше восемнадцати и появляться в реальности немного зашкварно, но за четыреста лет до описываемых событий, когда Игра только-только создавалась, некоторые из легендарных первых игроков бежали туда как раз от болезни и старости.
- «Древо жизни» Владимира Кузьменко — вероятно первопример на постсоветском пространстве. Практически весь первый том герой был помещён в виртуальную реальность, пока его тело восстанавливали клонированием.
- Д. Михайлов, сеттинг Вальдиры — так живут в игре Кроу и Люц; оба входили в группу элитных наёмников, пострадавших от пожара в реале, в ресторане, где они отмечали очередное игровое достижение. Судя по отдельным фразам, Люц в реале лишился ног, а Кроу (и ещё пара выживших) настолько покалечены, что биометрические сканеры капсул больше не признают их законными владельцами их собственных персонажей.
- Один из первопримеров в зарубежной литературе - Р.Хайнлайн, "Имею скафандр, готов путешествовать" : главный герой проводит в виртуальной симуляции всё время, пока его сильно пострадавшее на Плутоне тело буквально восстанавливает по клеточкам межзвёздная раса. С Крошкой почти то же самое, но в более лёгкой форме, и её возвращают в реал быстрее.
Кино[править]
- «Исходный код»: игра с тропом. Герой проводит время в виртуальной реальности не как в санатории, а по службе, пытаясь вычислить террориста. Но выбора у него именно что нет — в реальности от него осталась полумёртвая тушка, так что в конце он всё устраивает так, чтобы отыгрывать троп прямо.
Сетевая литература[править]
- цикл «Альфарим» РосПера — старый военный уходит в игры, чтоб снова почувствовать себя молодым.
Телесериалы[править]
- Upload (телесериал) — виртуальный загробный рай в виде санатория, что доступно в этом раю, зависит от купленного пакета, от персонального роскошного дворца до нескольких минут жизни в месяц корридах смахивающих на нечто среднее между бедной больницей и тюрьмой со свободным перемещением. Также, можно купить и дополнительные товары.
- Эпизод Черного зеркала «Сан-Джуниперо» — Келли умирает от рака, Йорки полностью парализована, но пять часов в неделю в Сан-Джуниперо они молодые, красивые и веселые.
Реальная жизнь[править]
- "Книжный червь" или "эскапист" нередко оказывается человеком, которому здоровье не позволяет заниматься чем-то вне придуманных миров. При этом он может быть хорошим архивистом, аналитиком или учёным - но с острым недостатком практических знаний.
- Р.Л.Стивенсону пойти в море не позволило здоровье. "Остров сокровищ" он придумал, играя по вечерам с прихворавшим пасынком "в корабли и пиратов", чтобы развлечь мальчика.
- Некоторые стримеры и летсплейщики. Автор правки какое-то время назад смотрел такие видео, и у большинства их авторов явные проблемы со здоровьем - начиная от астмы и заканчивая болезнями костей. И это лишь видимые зрителю болезни. Возможно, это инвалиды, которые так спасаются от одиночества - хоть как-то общаются и приобретают знакомства.