Первому игроку приготовиться
«Первому игроку приготовиться» (англ. Ready Player One) — научно-фантастический фильм Стивена Спилберга по одноименной книге Эрнеста Клайна, вышедший в 2018 году.
Суть[править]
Главный герой живет в Коламбусе, а точнее в трущобах, называемых «штабелями». В этом мире на фоне общего кризиса у людей один интерес — компьютерная игра ОАЗИС, погружающая игрока в виртуальную реальность, набитую ностальгией по давно ушедшим временам и медиа, отвлекающую от реальных проблем и заменяющую жизнь. Создатель ОАЗИС Джеймс Холлидей оставил в игре «пасхальное яйцо» и Уэйд ищет его в надежде победить в игре.
Сюжет[править]
Уэйд Уоттс, обычный американский гик-школьник, волей случая разгадывает первую из подсказок, ведущих к Главному призу — «Пасхальному яйцу» Джеймса Холлидея, создателя ОАЗИСа. «Пасхалка» — не просто приятный бонус, это ключ ко всему «ОАЗИСу», одновременно дающий власть над гигантской управляющей корпорацией, аватар Создателя и возможность уничтожить ОАЗИС одним нажатием кнопки. Пикантности ситуации придает то, что к 2049 году виртуальная реальность развита настолько сильно, что игровая валюта, «монетки», является одной из самых стабильных на земле, а на виртуальную работу завязаны целые секторы экономики.
Быстро становясь известным, Парсифаль вместе с виртуальными друзьями — моддером Эйч, Дайто и Сё, а так же прибившейся к ним одиночкой Артемидой начинают поиски следующих пасхалок. А по их следам в виртуальном и реальном мире идет корпорация IOI, у которой свои планы по поводу пасхального яйца.
Персонажи[править]
- Уэйд Уоттс/Парсифаль — пасхантер, желающий победить в игре и уехать из «штабелей».
- Саманта Кук/Артемида — знаменитая пасхантерша, которая также борется против IOI.
- Хелен/Эйч — пасхантер и друг Парсифаля, владеющий собственной мастерской. Зарабатывает моддингом под заказ: строит корабли, роботов и прочее, а также сражается на онлайн-аренах. Во всё той же мастерской у него хранится почти собранный Стальной Гигант. В реальности оказывается девушкой.
- Дайто — пасхантер из Японии.
- Сё — второй пасхантер из Японии. Самый младший в команде.
- Нолан Сорренто — глава IOI, главный антагонист фильма, стремящийся получить контроль над ОАЗИСом.
- Джеймс Холлидей/Анорак — создатель ОАЗИСа. На момент действия фильма уже умер, но в виртуальной реальности жив его аватар.
- Огден Морроу/Ог/Куратор — один из создателей ОАЗИСа, покинувший компанию по личным причинам.
- ЯКрут — наемник на службе у Сорренто и IOI. Крайне успешен и богат, отличается склонностью к болтовне.
Что здесь есть[править]
- Аллитеративное имя — настоящее имя Парсифаля Уэйд Уоттс. Подсвечено тем, что так назвал его отец, фанат комиксов.
- Бафос-нежданчик — кульминационная сцена — главный гад идет убивать главного героя, при помощи пистолета заставляя расступиться защищающих его жителей Штабелей. И тут же поворачивается к ним спиной. Любому из них было достаточно подобрать с земли камень и дать им злодею по затылку.
- Бонус для взрослых — грозный глава IOI на личном входе в ОАЗИС читает про… упражнение Кегеля.
- Бонус для пересматривающих — почти три сотни отсылок на игры, сериалы и фильмы из реального мира.
- Уэйд говорит Саманте при первой встрече в реальности, что ей не стоит стесняться такой мелочи, как родимое пятно. Когда Артемида появляется на поле боя с точки входа IOI, можно заметить, что у неё на лице появляется пятно, на том же месте, где и в реальности.
- О личности Куратора можно догадаться по поведению в каждом его появлении. В первой же сцене он не отключает воспоминания Холлидея сразу, а продолжает их смотреть. На замечание Уэйда о единственном месте с упоминанием Киры он реагирует довольно эмоционально и спорит о важности девушки и для Холлидея, и для Морроу.
- Никто из «Пятерки» не использовал богатейший арсенал в отеле «Сияния». Это кажется нелогичным, особенно для Эйч, однако стоит вспомнить слова Куратора, сказаные несколько ранее: «Оружие и аватары взрослой тематики в здании Альманаха запрещены».
- Блестящий неканон — от оригинала в фильме главные герои (при этом ввели одного нового, важного для сюжета), сеттинг и сама идея охоты за пасхалками. В остальном — это совершенно другое произведение на всё том же системообразующем базисе. Однако Спилберг — есть Спилберг, фирма веников не вяжет.
- Проблема противоположных оценок приводит к тому, что фильм нередко считают более удачным произведением, чем оригинальный роман. И есть от чего — гики-пассхантеры в оригинальном романе показаны согласно штампам начала двухтысячных, герои за исключением главных — картонные, а поиск ключей сконцентрирован на невероятно монотонных малоизвестных играх вроде Zork[1]. Фильм Спилберга, отсылающий понемножку ко всему — музыке, кино и играм 80х/90х/2000х и повышающей понемногу роль всех героев, смотрится на этом фоне куда выигрышнее.
- Кому как. В лучших своих традициях Спилберг превратил интеллектуальную олимпиаду (с крайне неожиданным для участников финалом) в тупой экшн на предапокалиптических руинах. Добро пожаловать в сопротивление, серьёзно?! Против кого сопротивляемся то? Книга то как раз отлично показывает состязание в первую очередь МОЗГОВ, причём с обеих сторон конфликта, переходящее в силовые действия исключительно после того, как поиск ключей сдвинулся таки с мёртвой точки.
- Стоит также упомянуть, что субкультура геймеров ВООБЩЕ не просто не раскрыта в фильме, а работает совсем противоположным образом. Что значит «не любят правила». Вы про понятие «правила игры» слышали? Да без пункта про них ни один обзор видеоигры не обходится. А как тут работают ПвП и ПвЕ-зоны? Вообще не похоже ни на что. А все эти «отсылки» вставленны топорно: почему все побочные персонажи одеваются только в генерик-скины без попытки самовыразиться?
- Сама по себе работа гейм-дизайнера тоже вывернута наизнанку - но этим страдает и книжный первоисточник. Холлидей и Морроу начинают работу в стиле Ромеро и Кармака, и так действительно работали многие игровые студии конца 80-ых. Но уже игры конца 20-го века так не делаются - не те ресурсы.
- Гиллигановский монтаж — Парсифаль заявляет «Я это не надену!» Артемиде, когда та для маскировки предлагает ему носить артефакт «Очки Кларка Кента» и деловой пиджак поверх своего аватара. Следующий кадр: Парсифаль идет в очках и пиджаке, позади него — ехидно улыбающаяся Артемида.
- Виртуальная реальность — разумеется, большая часть действия происходит именно в ней. Необычно подано сочетание разных типов ВР: есть как явная трёхмерная графика, так и полная реалистичность с живыми актёрами, причём они перемешиваются и плавно переходят одна в другую. И, надо сказать, зрелище здоровенного полумеханического негра на фоне интерьеров отеля из «Сияния» или беседа «компьютерного» Парсифаля с реалистичным Холлидеем смотрятся совершенно сногсшибательно.
- Главный Гад пополам с Я богатый, мне всё можно — Нолан Сорренто, глава IOI.
- Голливудское уродство — признайтесь, Артемида в реальной жизни показалась вам уродливой?
- А никто её и не считал уродливой ни в книге, ни в фильме. Просто девушка, которая очень стесняется родимого пятна на лице.
- Скорее, пострадал от переосмысления аватар Артемиды. В книге специально подмечено, что Артемида осознанно создала аватар практически полной своей копией и в реальности выглядит - ну, точно не краснокожим гуманоидом с волосами-иглами.
- Фанатский обоснуй с ТВтропес: хорошо известно, насколько сильно иногда бьет по самооценке людей сравнение с реальными «стандартами» красоты. А тут, на минуточку, идеальный виртуальный мир, в котором каждый выглядит как считает нужным. Какие стандарты вообще может он родить?
- Символическое имя — у Парсифаля и Артемиды. Кроме этого, говорящим является название ОАЗИС, так как Джеймс Холлидей, создавший его, в виртуальной реальности чувствовал себя как дома.
- Автор правки углядел в этом ещё и бонус для гениев: сэр Персиваль из артуровского цикла безупречно праведный девственник, над чем не потешался только очень ленивый автор куртуазного романа. Уэйд тоже не то чтобы похож на обладателя бурной личной жизни.
- Даже у зла есть стандарты — ЯКрут крайне резко реагирует на попытку Сорренто убить стоящего на пороге выигрыша Парсифаля, заявляя, что это — типичный «кемпинг».
- Два в одном и три в одном — инверсия. За Сорренто, который в фильме в основном руководит, отдуваются Я-крУт и Ф’Нэйл, которая возглавляет операции IOI в реальном мире.
- Знаменитые последние слова — Дайто, показывая средний палец: «За Пасхалкой!»
- Идиотский мяч — Сорренто смог узнать о взломе его аккаунта в ОАЗИСе только потому, что Уэйд не закрыл дверь.
- Квинтет — команда главных героев: Парсифаль (Герой), Эйч (Напарник), Дайто (Силач), Артемида (Девчонка), Сё (Сын полка).
- Код на стенке — у главзлодея на кресле стикер с паролем, и в процессе фильма становится понятно, что в это место (на минуточку, рабочее место Самого Главного Босса) без особых проблем может дойти вообще любая шестерка.
- Крутой ботан/Крутой гик — собственно, главные герои фильма.
- Мегакорпорация — IOI.
- Наше время +20 — действие происходит в 2045 году.
- Негосударственная сверхдержава — такой является IOI, имеющая «Долговые центры», которые созданы чтобы заставить людей отработать любую задолженность перед компанией.
- Не читал, но осуждаю — на Западе фильм обвиняют в «в расизме, отбеливании, сексизме, мужском доминировании, недостатке черной культуры», из-за того что главный герой белый и не гей, и его подруга тоже белая.
- а в России ровно наборот — фильм обвиняют в «толерастии» из-за того что среди главных героев есть чёрная том-бой (которую обозвали «лесбиянкой»[2]) и два азиата.
- Окрутеть в адаптации — Я-крУт, в книге бывший пасхантером-неудачником, тут совсем другой коленкор — грозный онлайн-наемник. Хотя позёром он остался всё таким же.
- Она не моя девушка! — так поначалу складывались отношения между Парсифалем и Артемидой, однако затем они влюбились в друг друга.
- Пощадить в адаптации — Дайто, который в отличие от книги не погиб, а остался в живых, хоть и потерял прокачанный аватар.
- Легкая смерть - у аватара есть виртуальная броня и хиты, которые можно улучшать, но в случае смерти в онлайне - начинать придётся с нуля, потеряв весь инвентарь и валюту. Переть на Мехагодзиллу с консервным ножом можно только имея в рукаве очень серьёзный туз.
- Разные художественные языки — почти все испытания и загадки в фильме по сравнению с книгой переделаны в сторону зрелищности. Вполне оправданно: читать про то, как главгерой в течение шести часов набирает абсолютный максимум очков в «Пакмана» с использованием багов игрового автомата, довольно увлекательно, но вы попробуйте показать это на экране… Иногда обыграно тоньше: в книге есть моменты, когда герои должны «пройти» кинофильм, отыгрывая реплики и действия кого-то из актёров, а в экранизации они всей компанией попадают в кубриковское «Сияние».
- Ружьё Чехова — монета, которую Куратор проспорил главному герою. В книге аналогично, и в обоих случаях Уэйд не подозревает, какое сокровище ему попало в руки (в фильме не раскрыто, но все игровые артефакты в Оазисе существуют в единственном числе).
- А также вещи (отматывающий время кубик и святая граната), которые Уэйд невзначай купил после того, как нашел первый ключ.
- И здесь же — откровение у холодильника: а вы помните, как именно звучала ставка Парсифаля в споре с Куратором? «Бьюсь об заклад на все свои монеты». А теперь вспомните, что происходит с инвентарём игрока в момент смерти. Куратор в точности выполнил условие.
- Стальной Гигант появляется в первые же 20 минут фильма.
- Светлее и мягче — по сравнению с книгой, и сильно. В книге был шок-контент вроде использования Уэйдом секс-робота по назначению, это не говоря о смерти Дайто.
- Корпорация IOI в книге гораздо темнее и зубастее. Сетевой шпионаж, заказные убийства с сокрытием преступления и стремление прибрать к рукам все, до чего только сможет дотянутся отнюдь не ради размещения рекламы. И все это с совершенной честностью с юридической стороны.
- Шестерки в фильме могут только мешаться под ногами, в книге это армия безликих головорезов, демонстрирующая всю мощь IOI, способная в тактику и в разгадывание головоломок.
- Абсолютно нет. Компания IOI, обладая значительными ресурсами в реальном мире, в Оазисе представляет собой лишь крепко сколоченный и не очень чистый на руку игровой клан. И в книге, и в фильме рядовые "шестёрки" - именно что пушечное мясо, за отстрел которых крупные игровые кланы даже присуждают ежегодные премии, а высокоуровневые игроки берут за правило убивать на месте в PvP зоне любую встреченную шестёрку. И да - здесь они безлики в полной мере, аватары шестёрок в фильме, когда пахнет жареным, входят в симуляцию используя точки восстановления, тем самым обретая подобие внутриигрового бессмертия.
- Сирота + Домашний тиран + Скверная мамочка — родители Уэйда умерли, и он воспитывается у тёти, которая готова уже выгнать его из дома за провинности, а также состоит в отношениях с хахалем, который тратит все домашние деньги, избивает Уэйда и, как главный герой отмечает, не является даже первым.
- Сопротивление — аверсия: местное Сопротивление (да, именно так и называется) занимается тем, что местную корпорацию Зла пытается… обыграть в компьютерной игре.
- Именно потому, что в книге Оазис - это уже давно не только игра, в книге нет никакого Сопротивления, а цель IOI - не "обыграть", а любым достижимым законно способом получить контроль над Оазисом.
- Стрелок Чехова — Огден Морроу только упоминается в начале фильма и пару раз встречается в видео, которые Уэйд просматривал, чтобы найти подсказки. В конце он оказывается Куратором, помогавшим героям, он же выдал дополнительную жизнь, и через него же Уэйд получает владение над ОАЗИСом.
- Упростили и опошлили — образ Уэйда. В книге это был необычайно умный, упорный и волевой человек, прущий к своей цели с настойчивостью ледника. В фильме — получился каким-то олухом, который случайно разгадал первую загадку, но постоянно и феерично тупит во всём остальном, давая злодеям шанс найти и преследовать его.
- Оазис в каноне был полифункциональной виртуальной вселенной, где люди не только собственно играли в игры, но и работали, и учились, и жили светской жизнью (что-то вроде Диптауна из «Лабиринта отражений» Лукьяненко): в частности, с учёбой связан был один из важных поворотов сюжета, из экранизации выкинутых. Именно поэтому (многие действительно важные вещи перенеслись в виртуальную реальность) игровая валюта стала самой стабильной на планете.
- Нолан Сорренто в книге не карикатурный дерганный злодей, а пугающий человек, готовый ради компании на собственную отставку, и большую часть времени он действует за кадром, лишь изредка появляясь, чтобы вогнать героев в еще больший ужас и отчаяние. И да, в книге он чуть не победил, причем честно.
- Инверсия с Огденом Морроу. Прячущийся под личиной NPC, хранящего память о друге и негласно присматривающего за Охотой один из двух всемогущих демиургов Оазиса - это очень удачный режиссёрский ход.
- Что за идиот! — Уэйд, который называет в Оазисе своё настоящее имя, не озаботившись защитой от прослушки.
- В книге подобного рядом нет, героя вычисляют аналитики IOI, а затем узнают его реальные данные по школьным записям.
- Ужас у холодильника — особенно касается книги. В финале Сорренто подрывает Катаклизатор, убивающий всех аватаров на планете (а в книге и вовсе — во всем секторе). А теперь вспоминаем, как сильно экономика ОАЗИСа влияет на экономику реального мира, и то, как люди вкладывают вообще все деньги в него. Экономический эффект сравним с подрывом термоядерной бомбы над парой экономических столиц мира, если не сильнее.
- В фильме это отлично проиллюстрировано массовым психозом в реальном мире, когда дорогие, высокоуровневые аватары игроков начинают дохнуть пачками.
- А зачем Холлидей вообще создал столько возможностей по внутриигровому геноциду? Артефакты, выкашивающие сектора, Большая Красная Кнопка, уничтожающая весь ОАЗИС без остатка… Комплекс Бога или же он устал от собственного детища?
- Потому что изначально он создавал масштабную, но всё же онлайн-игру нового поколения, не предполагая, во что она разрастётся. Оттуда же и сверхмощные внутримировые артефакты, вроде отматывающих время и предсказывающих события гаджетов и заклинаний, которые к онлайн бизнес-империи не стали бы допускать и на пушечный выстрел. Творческий кризис Холлидея в первую очередь связан как раз с тем, что он не смог смириться с тем влиянием, которое Оазис начал оказывать на реальный мир (он создавал способ уйти от мира, а не влиять на него).
- Красную Кнопку — понятно зачем. На случай, если эскапизм в человечестве станет чересчур уж силён даже на его вкус, а других способов вернуть людей в реальность он не найдёт.
- Справедливости ради, Земля уже находится в ситуации «куда не кинь — везде клин». И возможно подобная шоковая терапия уже не казалась столь ужасной.
- Что за фигня, герой? — заключительный монолог в котором главный герой рассказывает о «непопулярном решении» закрывать Оазис на два дня в неделю, «чтобы люди проводили больше времени в реальном мире». Ау, а ничего что некоторые люди в этой игровой вселенной вообще-то себе на жизнь зарабатывают, учатся или общаются с родными (которые в реальной жизни находятся слишком далеко)?
- Даже на работе бывают выходные, но и этот момент - отсебятина экранизации. Книжный Оазис, как верно замечено выше, не просто онлайн-игра.
Примечания[править]
- ↑ Выглядящей примерно так
- ↑ В книге мама выгнала Эйч из дома именно за нестандартную ориентацию, но в фильме на это есть один-единственный трёхсекундный намёк (когда Эйч определённо не против поцеловать голую красотку из номера 237). Всё остальное время Эйч ведёт себя нейтрально, а кое-где, кажется, даже ревнует главного героя. Ах да, а ещё аватар Эйч(а) в книге белый. Это в тему «отбеливания».
Стивен Спилберг | |
---|---|
Фильм (Режиссёр) | Индиана Джонс • Капитан Крюк • Парк Юрского периода • Первому игроку приготовиться • Спасти рядового Райана • Список Шиндлера • Челюсти • Шпионский мост • Звёздные Войны, Эпизод III: Месть Ситхов (со-режиссёр) |
Сериалы | Братья по оружию |
Мультсериалы | Пинки и Брейн • Приключения мультяшек • Озорные анимашки |