Герой-перерожденец
Жил юноша на свете, он родом был из мест
Где верят и в законы и в обеты!
Любовь, судьба, измена. Донос, допрос, арест
И где ты, вера и свобода? Где ты? Но рок не справится с тобой, и если верой и судьбой
Случится пересилить этот криз, то
Душой и телом изменись, и в мир для мщения явись
И назовись красиво — Монте-Кристо!
То, что не убивает — делает нас сильней. Но наш герой не просто бит жизнью и закалён огнем испытаний. Его личность не изменилась — она, не выдержав испытаний, попросту умерла.
То, что убивает — иногда делает сильней во сто крат. Ибо вместе с личностью умирают и все её страхи, слабости, сомнения. Рождается новая личность — сильная, деятельная, хладнокровная, совершенно непохожая на прежнюю, по сути — совершенно новый человек с новым именем. Это не какой-нибудь Бэтмен или Зорро, мститель в маске, который в перерывах между активными действиями ведёт прежнюю жизнь; и не, допустим, Фандорин, который, пусть и мало похож на прежнего порывистого юношу, все же в целом остался самим собой. Даже родные и близкие ни за что не смогут узнать его в этой новой ипостаси, притом, что он не пользуется никакой специальной маскировкой. И уж теперь-то, будьте покойны, он всем врагам задаст жару!
Родственные тропы — Рыцарь в ржавых доспехах, Пытки портят характер, Налево кругом. Но наш герой не проржавел, а коренным образом сменил личность; стал гораздо более жестоким и безжалостным, но остался героем (на худой конец — антигероем) и налево не повернул; да и суровый его характер совершенно новый, а не просто испорченный старый.
См. также Прощай, Алиса — троп иногда сопредельный, но обычно всё же менее радикальный.
Противотроп — Злодей-перерожденец.
Примеры[править]
Литература[править]
- А. Дюма, «Граф Монте-Кристо» — едва ли не кодификатор. Между жизнерадостным доверчивым юношей Эдмоном Дантесом и безжалостным всемогущим мстителем нет практически ничего общего. Там, где юный Эдмон схватился бы за шпагу, его зрелая ипостась хладнокровно и неторопливо ткёт изощренную паутину мести вокруг своих врагов, которые его не узнали.
- А вот бывшая невеста Мерседес узнала его по голосу. А после нескольких проверок даже уверилась, что не сошла с ума и это действительно её бывший жених. И когда её сын вызвал Монте-Кристо на дуэль, она пришла к нему просить за сына, раскрыв, что всё поняла.
- Пьер Моррель, друг Дантеса, тоже его узнал. Правда, в тяжёлое для себя время, поэтому не был уверен, призраком ли он явился или во плоти.
- Этель Лилиан Войнич, «Овод» — в циничном, безжалостно-саркастичном борце с религией и австрийскими оккупантами Феличе «Оводе» Риваресе ни бывшая возлюбленная Джемма, ни родной отец кардинал Монтанелли не могут узнать наивного и глубоко набожного юношу Артура Бёртона. Хотя Джемму нет-нет да и посетит пугающее подозрение… А Монтанелли, после того, как Риварес раскрыл ему правду, приходит в неописуемый ужас.
- «Хроники странного королевства»:
- Диего/Кантор — образец, эталон, хранить вечно. Был беззаботный бард-бабник, стал безжалостный убийца-женоненавистник.
- С Саэтой схожая картина.
- Что-то подобное пытается косплеить Мафей после убийства Оливии, но получается максимум с фитильком.
- Инверсия с Вельмиром/Истраном.
- Альфред Бестер, «Тигр! Тигр!» — Гулли Фойл, одержимый жаждой мести, из туповатого механика превратился в умного и харизматичного миллионера. Роман в значительной степени опирается на «Графа Монте-Кристо», но тут перерождений получается больше
- Арчибальд Кронин, «Песенка в шесть пенсов и карман пшеницы» — между двумя частями романа проходит 12-13 лет, и протагонист Лоуренс Кэррол в первой и во второй части дилогии ведёт себя настолько по-разному, словно это два разных человека, которым нечего сказать друг другу. Между ласковым, мечтательным, робким мальчуганом, которой не смеет сказать девочке, что она ему нравится, и циничным жуликоватым бабником, путём нахального обмана заполучившим должность врача в швейцарском тубдиспансере и меняющим женщин, как перчатки — пропасть.
- Роман Злотников цикл «Вечный». Чтобы сделать из ГГ настоящего Спасителя Вселенной, Боги решили капитально подставить его, организовав ему несчастный случай с амнезией, сильные ожоги и путевку на планету-помойку. Впрочем, ему это пошло только на пользу.
- Игорь Поль. «Ангел-хранитель 320». Сергей проходит долгий путь от «забритого» в армию IT-шника до сержанта Занозы, героя войны и смерти всему живому.
- Стив Лайонс. «Мертвецы идут». Туча испытаний, выпавшая на долю Гюнтера Соресона из-за вторжения некронов приводит его ко встрече с бездушными солдатами Корпусов Смерти Крига. В последней сцене они надевает форму погибшего криговца и отправляется навстречу ордам некронов. Ведь таков путь истинных героев Империума.
Кино[править]
- Трехсерийный советский телефильм «Узник замка Иф» — в отличие от большинства киновоплощений, здесь Эдмон Дантес меняется кардинально, и играют его два актера: Евгений Дворжецкий — собственно Эдмона, а фактурно-зловещий Виктор Авилов — собственно Монте-Кристо. Режиссёр специально искал на роль графа актера, похожего на человека, прошедшего ад четырнадцатилетнего тюремного заключения. Сравните с цветущим Эдмоном/Монте-Кристо в исполнении Жана Маре — непонятно вообще, как это его никто не узнаёт?
- Киноверсии «Овода» 1955 и 1980 гг.
- «Дуэлянт» — простодушный юный офицер Колычев и зловещий полукриминальный бретёр-профессионал Яковлев.
- «Круэлла» — с прикрученным фитильком: в Эстелле с детства скрывалась подначивающая на проделки и каверзы Круэлла, но это, вероятно, было не более чем персонификацией темной стороны души. Впервые она пробует предстать себя Круэллой ради отвлечения внимания на рауте — и постепенно образ завлекает ее все больше. После покушения на убийство, когда ее оставили в горящем доме, она окончательно признала себя Круэллой, а Эстелла стала лишь маской. А в финале Эстелла погибает уже юридически, оставляя место Круэлле де Виль.
Телесериалы[править]
- В версии «Графа Монте-Кристо» 1998 г. момент с изменением внешности тоже учтён — графа играет Жерар Депардье, а Эдмона — его сын Гийом Депардье.
- «Граф Крестовский» — сериал снятый по мотивам «Графа Монте-Кристо», сюжет перенесён в отечественные реалии. Главного героя в молодости играет Михаил Дорожкин, его же в заключении и после освобождения — Александр Балуев. На других персонажей время так сильно не повлияло.
- «Робокоп» — персонаж герой-перерожденец тут уже в прямом смысле.
- «Westworld» — жестокий и циничный Человек в Чёрном был в начале сериала добрым и отзывчивым молодым человеком.
Аниме и манга[править]
- Princess Principal — Энджи. Из жизнерадостной, любящей игры и веселье девчушки выросла в молчаливую прагматичную, даже суховатую в проявлении эмоций девушку в очках, любящую рассказывать небылицы с планеты Черной Ящерицы (Одна из них — чистая правда). Причина этого — революция, во время которой она была задета взрывом и рухнула в канализацию, и выживание на улице бывшей принцессы. В 8 серии она в разговоре с Шарлоттой, занявшей ее место в результате трагической случайности, прямо отказывается считать себя принцессой
- Шарлотта. Из неграмотной карманницы - в светскую леди высшего ранга, наследную принцессу Королевства. Иначе ей никак не удалось бы выжить — если бы она выдала, что она — не настоящая принцесса, ее бы казнили, так что она трудилась день и ночь, забыв о сне и играх, и, переживая страх до тошноты, общалась на светских раутах. Играет свою роль безупречно — тем не менее, всю жизнь считает себя пустышкой и не чувствует в регулярных уроках, упражнениях и мероприятиях ничего хорошего или приятного. Успокаивается и принимает себя только после того, как Энджи, истинная Шарлотта, отказывается считать себя принцессой и говорит, что она переросла ее и более достойна титула
- «Арифурэта: Сильнейший ремесленник в мире» — из скромного и старающегося не выделяться школьника Хадзуме Нагума превратился в безжалостного брутального антигероя, способного без малейших душевных терзаний пристрелить человека, вставшего у него на пути. А вы попробуйте выжить на нижнем уровне подземелий, в окружении демонов и ловушек, где из еды ничего, кроме указанного ранее, нет — не таким ещё отморозком станете.
- Двенадцатицарствие — героическая версия с Йоко. Из забитой и затюканной заучки, предпочитающей бегать от проблем, а не решать их, выросла в мудрую и уверенную в себе девушку. Да еще и крутую королеву.
- «Восхождение героя щита» — Наофуми мрачным и недоверчивым козлом тоже не от хорошей жизни стал. Впрочем с ним субверсия — как показывает спин-офф, где жизнь у него пошла куда лучше чем в стандартном таймлайне, Нао изначально имеет склонность к прагматичности и жесткому решению проблем, а также получает удовольствие от запугивания врагов. Хотя подстава все эти качества очень сильно усугубила, да.
- Fullmetal Alchemist:
- Шрам, дважды. В первый раз монах Ишвара (имя неизвестно) после того, как враги сожгли родную хату, а его брат и врачи буквально вытащили его с того света, превращается в ангела мщения по кличке Шрам. Второй раз после того, как он свершает свою месть, убив Кинга Бредли, и вновь чуть не умерев сам, он вновь отказывается от имени и пытается начать новую мирную жизнь.
- Тим Марко. Дезертирует с войны, где проводил жестокие эксперименты над пленными, и пытается начать новую жизнь в небольшом городе, взяв себе новое имя доктор Мауро. Не вышло — старая жизнь его находит.