Герой-узурпатор
Бывает, что условно добрая сторона борется за претендента на трон… имеющего при этом крайне сомнительные права на престол. К примеру, злодей — старший ребенок и по законам имеет право на престол, а добрый претендент гораздо младше его и/или не того пола.
С прикрученным фитильком играется, если персонаж раньше имел право на престол, в результате его ошибок/сумасбродства короля его отобрали, но он все равно насильно вернул его себе.
Основой тропа служит то, что «по умолчанию» считается, что наследует старший сын, и иное случается только в специфичных обстоятельствах. А так как авторы обычно не утруждают себя разбором законов о престолонаследии, нередка ситуация, когда младший ребенок пытается свергнуть старшего или отца, и при этом младший вроде как на стороне правого дела.
Примеры[править]
Литература[править]
- Конан-варвар же! Под конец жизни стал аквилонским королём, а самого короля придушил на троне. Поскольку король был так себе, его подданные только обрадовались.
- Кулл, король Валузии, от того же автора. Прототип Конана и написан был раньше:
И ведь добыть трон оказалось совсем не трудно - стоило лишь смело воспользоваться удачным случаем. Затем свист меча, восторженно принятая всеми смерть тирана, умелое лавирование между политиками - и Кулл, искатель приключений, выдворенный из родной Атлантиды, оказался на недосягаемой высоте - он стал царем царей, властелином Валузии. Сейчас, однако, он отчетливо осознавал, что удержать власть во много раз труднее, чем захватить.
- Песнь Льда и Пламени — с изрядными оговорками и поправкой на серо-серую мораль Ренли Баратеон подходит под этот троп.
- А вот Роберт Баратеон под этот троп никак не подходит. Во-первых, его союзники совершили немало злодейств и были щедро им вознаграждены, во-вторых, он имел родственные связи со свергнутой династией (причём не абы какие, а в принципе являлся первым законным претендентом на престол после них).
- Первый закон Джо Аберкромбри — Логен Девятипалый, Впрочем ненадолго, ибо обретенную корону у него отнимет Чёрный Доу .
- «Сварог»: из всех своих многочисленных корон снольдерскую корону герой получил именно так.
- «Хроники странного королевства» — с фитильком, потому что войны как таковой нет. Совет придворных магов скрывает тот факт, что юный принц Шарль не имеет никаких прав на галлантский престол, ибо плод измены королевы с ортанским паладином. В противном случае после смерти нынешнего короля наступил бы дележ власти. Впрочем, для этого совета подобные разборки не новинка, см. троп «Магократия».
- Да и Шеллар тоже, строго говоря, на троне сидеть не должен: на нём целых два проклятия.
- Михаэль Энде «Бесконечная история» — когда у протагониста с памятью уже совсем плохо, а с целеполаганием ещё не совсем, он решает объявить себя повелителем страны Фантазии… Позже (в книге) он попадает в целый город таких экс-повелителей.
- Метавселенная Рудазова — что делать Креолу с ктулхуистско-магократической Серой Землёй после победы над нею? Разумеется, раздать соратникам серые плащи, усесться на первое кресло в Совете Двенадцати и начать титуловаться владыкой Креолом!
- Плоский мир Пратчетта и неподражаемый Коэн-варвар укравший(!) Агатовую империю
- Dragonlance — Гилтас, с оговорками: сам-то он положительный, в отличие от сенаторов, посадивших его на трон. По мере сил пытается взять власть в свои руки и не быть марионеткой. Свергнутый Портиос — с фитильком.
- Борис Акунин «Детская книга»: узурпатор Лжедмитрий, который пытается насаждать прогрессивные порядки, потому что оказался попаданцем из СССР и потому не был принят русскими XVII века. Разумеется, с реальным Лжедмитрием этот персонаж имеет мало общего (оригинал был больше похож на Рамси Болтона).
- Сергей Садов, «Рыцарь Ордена» — антагонист, узурпатор трона королевства Шантар и захватчик других австралийских земель, под конец оказывающийся антигероем и законным прежним королём Шантара, отрекшимся из-за неизлечимой болезни от трона в пользу брата, оказавшегося недостойным этого, и вынужденным прибегнуть к чёрной магии и «узурпации»
- «Страшила из страны Оз» — условно «добрая» расколдованная принцесса Глория вовсе не является законной наследницей Джинксии, настоящий наследник, сын короля, свергнутого отцом Глории, — садовник Пон.
- Даниил Аксенов, «Самозванец» — современный человек переносится в фэнтезийное средневековье, вполне ожидаемо не владеет навыками самообороны, обращения с холодным оружием и тем более магией. Чтобы хоть как-то изменить свою незавидную в новых реалиях судьбу, выдаёт себя за наследника престола, поднимает мятеж и становится королём.
Мультсериалы[править]
- «Star vs. the Forces of Evil»: Главная героиня принцесса Стар из династии Баттерфляй с удивлением узнает, что на самом деле законную представительницу этой династии без суда и следствия держат в ледяном плену, а сама она является пятой представительницей рода узурпаторов-самозванцев. И восстановления справедливости допускать ни в коем случае нельзя.
- My Little Pony: Friendship is Magic: Принцесса Кейденс возглавляет Кристальную Империю после изгнания оттуда Сомбры. С фитильком, потому что в официальном комиксе раскрывается, что и Сомбра занимал трон не совсем законно.
- Аватар, легенда об Аанге — принц Зуко.
- Adventure Time - Пламенный король убивший своего брата, чтобы занять трон. За него теперь мстят его дети.
Аниме, манга, ранобэ[править]
- «Сказание об Арслане» — Права Арслана на престол по сравнению с его кузеном Гермесом сомнительны (очень уж на папу не похож, да и мать вела себя подозрительно). Но в глазах спутников (и не только) его личные качества перевешивают все сомнения.
- «Сомнительны» не совсем верное слово тут троп в чистом виде: Арслан — не королевских кровей, а и вовсе усыновленный простолюдин, а Гермес законный наследник предыдущего короля Озроеса, которого свергнул брат Андрагорас. Но также стоит заметить, что передавать наследство приемному сыну, в отсутствие кровных детей — нормальная практика, что сейчас, что в Средние века. Так что Арслан может и не наследник престола, но при отсутствии любых других кандидатов, будучи вполне законным наследником Андрагораса вполне может на этот статус претендовать
- Тут, правда, стоит учесть ещё и ту пикантную деталь, что и с Гермесом всё не очень чисто — он, мягко говоря, немного не тот, кем себя считает. Хотя его права на престол всё же весомее.
- Двенадцатицарствие: В этом мире цари устанавливаются по воле небес, а падение их власти закономерно влечет великие бедствия для народа. Но был и Геккей, который, чтобы спасти страну, пошел на измену и цареубийство, став единственным в своем роде просвещенным узурпатором.
- Code Geass — Лелуш ви Британия. Являлся 17-м наследником престола Священной Британской Империи. Убил своего отца Чарльза Британского и узурпировал трон Британской Империи. Завоевал весь мир и потом был убит Сузаку Куруруги одетым в костюм Зеро. Позже возродился.
- 4 Cut Hero - С прикрученным фитильком, но Рокхы, пока был героем. Фитилек прикручен, потому что узурпировал он место регента, убив прошлого, король же остался при своем месте.
Видеоигры[править]
- Heroes of Might and Magic II, Борьба Арчибальда Айронфиста против его брата Роланда (мятежника). Роланд вроде как считается положительной стороной, но неправомерность его притязаний на троп подсвечивается в его же кампании, Сфинксом, который спрашивает, кто настоящий наследник престола, и принимает как правильный только ответ «Арчибальд», видимо, Арчибальд старше.
- Там всё хитро. Старшинство не так важно, поскольку нового короля выбирает королевский провидец. Но Арчибальд убил четырёх провидцев подряд (и обвинил в этом Роланда), а пятый оказался посговорчивей и провозгласил королём Арчибальда. Поэтому формально Арчибальд вроде как король — возможно, Сфинкс имеет в виду это. А может, просто у Сфинкса такие политические предпочтения.
- Fable III: Главный герой — Принц (или Принцесса), устраивающий восстание против брата-короля/антизлодея.
- Battle for Wesnoth: сыграно зигзагом. Главный герой основной сюжетной кампании, Конрад, подаётся как чудом спасшийся наследник королевской семьи. Лишь перед финальным сражением его ментор, волшебник Дельфадор, раскрывает ему, что на самом деле настоящий Конрад был убит по приказу королевы Ашевьеры, и он, Дельфадор, не успел его спасти — вместо этого он воспитал случайного, брошенного своими родителями младенца, внушая ему, что он — законный наследник престола. В финале королевой Веснота становится принцесса Ли’сар (дочь той самой злой королевы, совершившая поворот направо кругом, чьи претензии на престол были абсолютно законными), а Конрад становится её мужем и консортом.
- Starcraft 2: Валериан Менгск хоть и является законным наследным императором Доминиона, но действующий император Арктур свергается насильным образом и Валериан этому так или иначе способствует.
- В Legacy of The Void аверсия с Алараком. Что, думали, Аларак после помощи в захвате власти поведёт Тал’даримов к новому светлому будущему воедино с Дэлаамами? А вот и нет — как только с Амуном было покончено, Аларак помахал ручкой и продолжил дело «папередников» — тирания, кровожадность и полная изоляция ото всех.