Детская травма
Нет, далеко не обязательно у этого персонажа было тяжелое детство с прибитыми к потолку деревянными игрушками и адским папашей со скверной мамочкой в довесок (или, как вариант, родителями-кукушками). Скорее всего, детство его было светлым и беззаботным. Тем ужаснее стал нарушивший его инцидент…
Он может быть каким угодно — ребёнок может стать свидетелем или жертвой жестокости, пережить сексуальное насилие, растление, неожиданную потерю домашнего питомца, близкого человека или всей семьи, наконец, крах идеалов и разрушение мировосприятия. Важно то, что это событие навсегда врежется ему в душу и будет оказывать влияние на всю дальнейшую жизнь. В особо тяжелых случаях детская травма может привести к повороту налево, в лучшем случае будет похоронена на задворках памяти, изредка напоминая о себе пугающими отголосками. Нередко именно детская травма заставляет персонажа встать на путь борца со злом и несправедливостью.
В очень редких случаях детская травма играет однозначно положительную роль в судьбе персонажа, становясь своего рода оздоровительной поркой для маленького гадёныша и не давая ему превратиться в большого гада.
Сугубо положительный противотроп — знаменательное событие из детства.
Важно! Физическая травма, даже серьёзная, не обязательно приведёт к тропу. Здесь подразумевается именно психологическая травма.
Примеры[править]
Литература[править]
- Стивен Кинг любит этот троп:
- «Библиотечная полиция» — когда герой был мальчиком, его в кустах возле библиотеки изнасиловал педофил. Герою удалось затереть в памяти это страшное и унизительное событие, но страх библиотек остался в его душе на всю жизнь.
- «Игра Джеральда» — героине не даёт покоя воспоминание из детства, когда любящий папочка неожиданно совершил с ней развратные действия.
- «Противостояние» — у Флэгга и так-то детство было не сахар, но именно изнасилование каким-то бродягой стало последней каплей, толкнувшей его на путь зла.
- А вот одной из героинь романа «Под куполом» избиение и унижение, учиненные одноклассницами, как раз пошли на пользу.
- «Наследство» Бентли Литтла — протагониста-злодея во снах частенько посещает зловещий клоун. Оказывается, причиной стал случай из детства, когда к нему на карнавале пристал гнусный клоун-педофил. В конечном итоге герой находит мерзавца и присоединяет к списку своих жертв.
- Герой рассказа Клайва Баркера «Страх» в детстве пережил травму в самом буквально смысле слова — его сбила машина, и он на время оглох. Однако пережитый из-за глухоты ужас оказал на него куда большее воздействие — когда спустя много лет жестокий философ ради эксперимента на время сделал его глухим, парень слетел с катушек.
- «Пятиозёрье» Виктора Точинова — старшая вожатая стала лесбиянкой и растлительницей мальчиков[1] из-за изнасилования, которое произошло с ней в детстве.
- Рассказ Михаила Парфёнова «Благословенная тишина» — герой в детстве стал свидетелем гибели грудного ребёнка в коляске под колёсами грузовика. Эти впечатления спустя много лет сделали его маньяком, расправившимся с собственной семьёй.
- Рэй Брэдбери, «Вино из одуванчиков» — "великолепное лето" с забавными приключениями (в числе которых побег из тюрьмы маньяка и его гибель от жертвы, смерть многих людей вокруг, в том числе близких, и даже немного мистики) в итоге привело протагониста именно к тропу, аукнувшемуся уже в продолжении — «Лето, прощай!»
Кино[править]
- Триллер «Гляди в оба» 1980 года — мальчик стал свидетелем того, как его мама занимается сексом с мужчиной в костюме Санта-Клауса. Паренька конкретно переклинило, и впоследствии он превратился в маньяка-убийцу, орудующего в образе Санты.
- «Мне бы его проблемы!» — мог бы сказать герой другого «дедморозовского» ужастика — «Тихая ночь, смертельная ночь». Сперва его до смерти напугал полоумный дедуля, рассказавший страшилку о том, что Санта на самом деле очень злой и убивает непослушных детей, а потом его родителей жестоко убил на его глазах бандит в костюме Санты. Сперва парень шарахался от рождественских дедов, как от огня, а когда его заставили работать одним из них — окончательно спятил и взялся за топор.
- Дилогия «Гремлины» — у Кэт есть пунктик на тему Рождества и Авраама Линкольна. В первом фильме она вспоминает, как под Рождество её отец погиб, пытаясь спуститься по дымоходу в костюме Санта-Клауса, и долго разлагался в трубе, пока жена и дочь гадали, куда пропал папа и откуда запашок; во втором — о столкновении с педофилом в образе Линкольна… Страшно представить, какие воспоминания она могла бы озвучить в продолжениях, если бы их сняли.
- «Топор для новобрачной» — мама вышла замуж, мальчику это не понравилось, и он зарубил её вместе с новоявленным отчимом в постели. Спустя много лет он сделался владельцем свадебного салона… и серийным убийцей, специализирующимся на девушках в подвенечных платьях.
- Фильмы про Бэтмена, конечно же.
Телесериалы[править]
- «Декстер» — маму главного героя распилили бензопилой прямо у него на глазах, после чего малыш Декстер ещё несколько дней провёл в грузовом контейнере, сидя в крови и ошмётках плоти.
- «Твин Пикс» — Лора пошла по кривой дорожке и стала видеть БОБа после того, как её растлил родной отец. Пополам с тяжелым детством, так как в дальнейшем злоупотребление иногда повторялось.
- «Великолепный век: Кёсем» — детская травма (на фоне отнюдь не безоблачного детства) во все поля наблюдается у Мурада, а Ибрагим свою травму заработал, будучи ещё в колыбели, когда к нему и братьям пришли палачи. Шехзаде Касым и Баязид последствия травмы проявляют менее явно.
- «Что сказал покойник» — пародийная версия: поломка игрушечного паровозика! Хотя, во-первых, не понятно, поехал персонаж кукухой именно из-за неё или позже по другой причине (и связано ли это как-то с изуродованной ногой), во-вторых, паровозик для него явно был больше, чем просто игрушкой.
Комиксы[править]
- Бэтмен же! Именно убийство родителей на глазах маленького Брюса Уэйна и породило готемовского борца с преступностью.
Аниме и манга[править]
- Code Geass — не будь Карл таким циничным дарвинистом, прямым текстом выражающим свое показное безразличие к смерти матери юного Лелуша, шар земной возможно бы и не увидел революционера Зеро и не скатился бы в мировую войну.
Видеоигры[править]
- Hyperdimension Neptunia Victory (ReBirth-3) — мягкий вариант: сцена избиения Арфор Ирисовым Сердцем оставила след в психике малолетней АйЭф из Ультра-Измерения. Отныне она называет Плутию «Леди Плутия» и панически боится ее божественной формы.
Реальная жизнь[править]
- Вообще в биографии многих серийных убийц, росших в, казалось бы, вполне нормальных условиях, можно найти такие «триггеры».
- Вид раздавленного грузовиком пионера произвел огромное впечатление на маленького Толю Сливко. Так что впоследствии, став заслуженным педагогом, он уже сам лишал пионеров жизни, предварительно насилуя их и снимая всё это на видео.
- Владислав Крапивин вспоминал, как в детстве стал свидетелем жестокого наказания одного из своих товарищей — это нанесло ему сильную травму, и теперь почти в каждой своей книге он гневно осуждает жестокое обращение с детьми. Так что результат получился скорее положительным.
- Один из знакомых семьи автора статьи в детстве зашёл с друзьями на скотобойню… С тех пор он стал убежденным вегетарианцем.
- Поставленная на поток педофилия у католических священников, благодаря финансам и влиянию церкви, замалчивалась и оставалась ненаказуемой десятки лет. До тех пор, пока вытесненные в подсознание выросших детей-жертв изнасилования не сработали как таймерные мины: начались массовые самоубийства, поначалу непонятные, и потому сведения о них поначалу не глушились в СМИ, а расследования причин не тормозились Церковью.
Примечания[править]
- ↑ Как ни странно, не взаимоисключающие параграфы. Сперва доводила жертв до исступления зрелищем лесбийской любви... а потом принуждала содомировать друг друга.