Центр вращения
Вкратце
Важность персонажа для истории и внимание, которое к нему привлекает автор, несколько несоразмерны его интересности и глубине раскрытия, что раздражает аудиторию.
Есть один сьюшный шаблон, который изначально портит все, что можно — героя делают центром вселенной, которая настроена только на него (враждебно или с любовью, не важно), и все события касаются только этого персонажа. Да, кто-то останется доволен, но большинство читателей будут воротить нос.
— Мир не вертится вокруг вас, мистер Поттер!
Центр вращения, или пуп Земли — то, что получается в результате порочной любви ходячего макгаффина с Великой и Ужасной. Как нетрудно догадаться, главное отличие такого персонажа — то, что вокруг него крутится всё дело. Где тут мэрисьизм и в чём отличия от «нормального» ходячего макгаффина? В том, что ЦВ притягивает к себе на орбиту не только сюжет. Вокруг него пляшут и герои, и злодеи, и мистические силы (если присутствуют) — вообще всё.
Что характерно (и обидно!), сабж зачастую встречается не только у всяких там, но и у вполне мастеровитых авторов. И нет, скептически настроенные читатели/зрители/игроки оттого не начинают любить ЦВ вместе с его создателем. Напротив, они разбивают себе лица ладонями с утроенной силой: ну всё же было нормально, на кой лях нам сдалось ОНО?
Как именно его опознать?[править]
- Наличие уникальных способностей и/или предметов. Если в данном произведении у всех есть таковые, то у Центра они будут на порядок уникальнее. В тяжёлых случаях эти способности/артефакты ещё и откровенно читерские.
- Огромная значимость для сюжета, унаследованная от ходячего макгаффина. Наиболее популярный способ придания таковой персонажу-центру (а заодно и обоснуя его убер-способностей, если они имеются) — сделать его потомком знаменитого героя или злодея. Педаль в пол, если Центр связан родственными узами с богами, демонами или иными высшими сущностями. Педаль в асфальт — если Центр сам является высшей сущностью или божественным воплощением. В клинических случаях Центр делают ещё и последним выжившим.
- В фэнтезийных и фантастических сеттингах он наверняка будет связан с Предтечами. В мирах, претендующих на реалистичность — с местными преступными корпорациями.
- Тяжёлое детство. Даже если сеттинг — мир-помойка, детские годы ЦВ будут эталонной слезогонкой по любым меркам.
- Планы как минимум одного злодея в произведении будут связаны с персонажем-центром. Как минимум. Обычно все злодеи, которые на момент появления Центра способны творить свои злодейства, концентрируются именно на нём.
- Абсолютный по своей мощи эффект котика в качестве секретной пассивной абилки. Все положительные персонажи произведения относятся к персонажу-Центру с нежной любовью и заботой. Сопротивляться эффекту способен разве что штатный козёл. Впрочем, чаще всего и он со временем начинает относиться к ЦВ нормально. В особо запущенных случаях он забывает о своём козлизме при первом же появлении сабжа. Плюс сто очков к безнадёжности, если Центр по ходу повествования становится ещё и всеобщим любимцем.
- В фэнтезийных сеттингах ЦВ обычно очень любят всякие мифические существа. Даже те, которые к людям (или из кого там происходит этот персонаж?) обычно враждебны. Поэтому Центр нередко обладает уникальным фамилиаром.
- В совсем безнадёжных случаях к Центру Вращения применяется готтентотская мораль. Автором (а вместе с ним и всеми более-менее положительными героями) этот персонаж считается всегда правым, все действия, направленные на его благо — добром, а все действия против его блага — злом. Даже если поступки такого персонажа глубоко неоднозначны. Кто-то не выдержал и дал персонажу-центру по ушам за то, что тот ведёт себя неадекватно, всячески вредит героям (в том числе осознанно) и вообще чуть всех не угробил из-за своего безрассудства?.. Ну а драться-то зачем? Центру простительно всё. Он неприкосновенен. Больше так не делай. Что за фигня, герой?
- Чаще бывает женского пола: маленькая девочка или, на худой конец, девушка-подросток. Хотя примеров гендерной инверсии тоже хватает.
- Практически никогда не бывает взрослым и уж тем более пожилым. Даже если ему на самом деле семьсот лет, выглядеть Центр будет намного моложе.
- Волосы и/или глаза необычного цвета. Не определяющий признак, но достаточно характерен для таких персонажей, особенно если речь об аниме. Бонусные очки — за глаза переменного цвета и/или невероятно длинные волосы.
- Особая примета — шрам, родинка, татуировка, по которым персонажа можно без труда узнать.
- Характер — нечто среднее между приторно-кавайным и бунтарско-козлиным (чего больше, а чего меньше, зависит от конкретного примера). В обоих случаях персонаж-Центр склонен действовать безрассудно и без согласия с другими положительными героями (а в некоторых случаях — ещё и против интересов других положительных героев!).
- Её хотят даже девушки/Его хотят даже парни — независимо от характера, совершеннолетний ЦВ имеет множество поклонников, но, как правило, ни с кем из них в серьёзные отношения не вступает.
Примеры[править]
Театр[править]
- «Гарри Поттер и Проклятое дитя» — Дельфи Диггори (на самом деле — Дельфина Лестрейндж). Считать ли её смежным штампом — вопрос спорный, в силу разрыва канвы фанатами. Но то, что вокруг неё так или иначе вертится весь сюжет — факт. Да и большинство признаков налицо.
Литература[править]
- Молодёжная антиутопия как жанр. Ярко проявляется именно в литературе, в переложении на другие художественные языки троп, как правило, стараются сгладить.
- «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» Гофмана — субверсия, наглядно демонстрирующая, насколько отвратительным может быть центр вращения. Антагонисту, тому самому крошке Цахесу, злобной пустышке (мутанту-идиоту), достался чудесный дар от феи. Ему приписывают все добродетели окружающих его людей, благодаря чему он быстро становится центром вращения любой компании. Вот только главный герой, талантливый поэт, постоянно оказывается жертвой этого дара, а потому не подпадает под его силу и всячески борется с «порождением дьявола».
- Астрид Линдгрен, «Рони, дочь разбойника» — с прикрученным фитильком. Никаких суперспособностей и пророчеств с Рони, к счастью, не связано. Но, Боже, как с ней носятся взрослые! Суровые мужики, вроде как разбойники и грабители, откровенно балуют единственного ребёнка, и даже папа-атаман, когда получает от неё плевок в лицо и признание в шашнях с мальчишкой из вражеской шайки… просто очень расстраивается! Опции «отшлёпать нахалку, чтобы слушалась» в его мире просто не предусмотрено.
- Гарри Поттер — заглавный герой. Не столько даже каноническая Сью, сколько именно этот троп. Он не самый крутой и красивый, но всё интересное в мире случается именно с ним. Он и Вольдеморта нечаянно победил, едва родившись, он чуть ли не главная знаменитость в магическом мире и лучший ловец с первого же курса. И в Кубок Трёх Волшебников его за уши затаскивают, и живым крестражем оказывается тоже он, а потому все планы Вольдеморта связаны с ним.
- Обоснование. Нечаянная победа Гарри над Вольдемортом в младенчестве — это действительно случайность, которая могла произойти с кем угодно, но главное, что она произошла. Популярность Гарри после этого ещё с первого курса — следствие того, насколько «хайповой» была эта история в своё время. Способность к парселтангу передалась вместе с магией Вольдеморта (но тут не уверен, если честно). Гарри является лучшим ловцом по причине того, что он, по сути, нарушил мелкое дисциплинарное правило Хогвартса, устроив стычку с Драко на фоне разных и несовместимых характеров, из-за чего Минерва (скорее всего, в виде импровизированного наказания) «нашла ловца» команде Гриффиндора. Да, победа именно Гарри выглядит как откровенная мэрисьюшность, но она была хотя бы реально заслуженной. Касательно шпионов Вольдеморта: Гарри — это крестраж, Гарри — это тот, на кого сам главгадина зуб точит, естественно он будет встречаться с такими противниками (и побеждать их — иначе бы саги о Гарри просто не было). «Кубок Трёх Волшебников» — это однозначная подстава Гарри с целью убить его, иного варианта автор правки не видит (особенно учитывая азкабанское прошлое наставника одного из участников). Ну и Гарри как живой крестраж — это, по сути, главное откровение всего цикла, та часть гранд-финала, без которой история о нём была бы неполноценной.
- «Отблески Этерны» Веры Камши — Рокэ Алва, и этим всё сказано.
- Цири в «Ведьмаке» — каноничный пример центра вращения в одном из лучших произведений европейской фантастики. Итак, она привлекательная юная девушка, у неё серебристо-серые волосы, появляется в начале основной серии романов, бунтарка, обладательница артефактного гномьего меча-гвихира, вокруг неё строится весь сюжет, а злодеи (император Эмгыр и чародей Вильгефорц) устроили ради неё целую войну (плюс за ней охотятся эльфы из другого мира), к ней хорошо относятся почти все положительные персонажи и мифические существа (единороги), и, ах да, она — потомок эльфийских ведунов,
принцессакняжна, носительница древнего гена, чей потомок должен предотвратить преждевременный Конец Света, может перемещаться между мирами, прекрасно фехтует и умеет колдовать. Казалось бы — каноническая Сью и ниндзя-пират-зомби-робот во все поля…- Однако фактически это игра с тропом: образ-то хороший, глубокий, прописанный. Такое впечатление, что Сапковский нарочно задался целью: изобразить сабж, но чтобы при этом всё равно получилось хорошо.
- Прекрасно фехтует? Да полное чудовище Бонарт может побить её с большого бодуна и с завязанными глазами. (Некорректный аргумент, Бонарт вообще много кого может побить) Смогла она его победить очень большими усилиями. Умеет колдовать? Но за это надо платить энергией и жизненными силами. Так что да, образ Сью действительно сильно деконструирован.
- Однако фактически это игра с тропом: образ-то хороший, глубокий, прописанный. Такое впечатление, что Сапковский нарочно задался целью: изобразить сабж, но чтобы при этом всё равно получилось хорошо.
- «Хроники странного королевства» — с прикрученным фитильком, Ольга. Ни разу не Мэри Сью (а в некоторых областях являет яркий пример обратного), но в первых книгах цикла неизменно ухитряется служить катализатором вращения мира и двигателем сюжета. И противоборство Шеллара с Комиссией из-за неё обостряется, и Кантора она отогревает, и в заложники с пугающей регулярностью берут именно её, а всю седьмую и восьмую книгу все персонажи только и заняты тем, что пытаются устроить Ольгину личную жизнь. Из формальных признаков тоже кое-что присутствует (уникальная среди действующих лиц магическая абилка и мощнейшее обаяние непосредственности). Утрачивает свою роль только начиная с «Поступи Повелителя», когда окончательно переходит в персонажи второго плана.
- Ой ли? Пророчество Ресса Рельмо, описывающее весь основной сюжет противостояния со Скарроном закручено именно вокруг товарища Кантора, так что он имеет не меньше прав называться сабжем.
- Читайте внимательнее, участие Кантора в пророчестве ограничивается тем, что он в ключевой момент случайно спасает Шеллара;
- Ой ли? Пророчество Ресса Рельмо, описывающее весь основной сюжет противостояния со Скарроном закручено именно вокруг товарища Кантора, так что он имеет не меньше прав называться сабжем.
- «Часодеи» — главная героиня. Всё вертится вокруг неё. А если и не вертится, то все равно сводится к ней. И её ключ самый главный, и только она может вернуть в расколотый замок время. И все персонажи только и говорят о ней.
- «Семь Зверей Райлега» — Тёрн, который не-дхусс. Именно вокруг него всё и вертится, и даже линия Алиедоры, сколь бы ни была сильна, всё же остается лишь одной из линий, оборачивающихся вокруг него, центра всех событий. Вообще, в этого персонажа автор заложил явно больше, чем смог раскрыть в этой незапланированно краткой серии книг.
- Лабиринты Ехо — сэр Макс. Просто сэр Макс. Вершитель данного универсума.
Кино[править]
- Mercury Rising: Саймон — 9-летний мальчик-аутист, который взламывает сверхсложные шифры, просто глядя на них, становится предметом интереса спецслужб.
- Фантастические твари и где они обитают и его сиквел — Криденс Бэрбоун, он же неожиданный наследник древнего волшебного рода. Но это не точно. Зато все остальные признаки тропа налицо: тяжёлое детство, уникальные способности, чудесный фамилиар и огромная значимость для сюжета.
- Именно таковы почти все персонажи оригинальной трилогии Звёздных войн и сама оригинальная трилогия внутри вселенной. Особенно Люк и Вейдер.
Мультсериалы[править]
- My Little Pony: Friendship is Magic — то ли с прикрученным фитильком из-за размазанности, то ли педаль в асфальт из-за масштабности, но это пони и Эквестрия. Пони обладают стопкой уникальных способностей от промышленной генерации погоды и ручной смены дня и ночи для всего мира до точного знания своих целей в жизни. Они единственные имеют большую страну со множеством городов современного вида, в то время как остальные расы выглядят имеющими территории в полторы пуффендуйские фентезийные деревни, а проблемы их государств миссионерами дружбы решаются с так же легко, как проблемы отдельно взятых сородичей-пони. Половина злодеев в сериале происходит из числа пони и шатает мир из-за своих личных заскоков (Луна, Старлайт, Сомбра, Кози Глоу), а второй нужно захватить именно Эквестрию и забрать себе её дружбу/любовь/магию (про исключительные способности уже сказано?). Даже виндиго, которые питаются ненавистью, прилетели в финале сериала только на вражду пони по расовому признаку, а изображаемые патологически козлящими порочными расами грифоны и драконы никакой вечной зимы не знают. И куда же без идей дружбомагии, которые пони несут упомянутым дикарям в деревнях аки демократию и в итоге везде оказываются приняты.
Комиксы[править]
- Агата Гетеродин — даже называется центром вращения в тексте, наследница тысячелетнего рода темных властелинов, могущественная (во всяком случае — одна из сильнейших) Искра в Европе, её начинают защищать в том числе и те кто не так давно встретил и т. п.… Тем не менее образ глубокий, прописанный и именно поэтому тянущий за собой весь сюжет.
Аниме, манга, ранобэ[править]
- Синдзи наш Икари из «Евангелиона», по мнению некоторых зрителей. Почему так много внимания уделено именно этому нытику, а не более интересным персонажам? Ответ прост — он является воплощением Хидэаки Анно, режиссера данного тайтла. Для тех, кто не в курсе, напоминаем, что Анно создал «Евангелион» во многом «благодаря» его четырехлетней депрессии.
- Armored Trooper Votoms — Кирико Кьюви.
- Full Metal Panic — Чидори Канаме.
- Обоснование есть в Mahou Shoujo Madoka Magica. Мадока всего лишь стараниями влюблённой в неё яндэрэ Хомуры окажется самой могущественной волшебницей, а затем, как планировал главгад, ведьмой в истории.
- «Приключения Харухи Судзумии» — собственно, сама Харухи, особенно, если главным героем считать Кёна, а не её.
- «Некий магический индекс». Сыграно зигзагом: с одной стороны Индекс действительно ценна и за ней гоняется чуть ли не весь мир, но она в центре внимания далеко не всегда…
- Bleach — фильм «Воспоминания ни о ком» и две филлерные арки аниме, «Новый капитан Амагай Сюскэ» и «Вторжение в Готэй-13», страдают этим в особо тяжелой форме. Правда, принцесса Касумиодзи больше тяготеет к образу девы в беде, чем к стандартной Сью, а ее сюжетная важность ограничивается положением наследницы влиятельной семьи. Зато Нозоми и Сэнна выбивают сто из ста очков тропа: юные, но вполне развитые девушки-подростки, одна с зелеными волосами, другая с янтарными глазами, обе с амнезией и странностями в поведении, со сверхспособностями и с крутыми духовными мечами. Разумеется, обе имеют необычное мистическое происхождение, офигенно важны для предотвращения грядущего апокалипсиса, и большую часть экранного времени Ичиго, его друзья и весь Готэй-13 выпрыгивают из хакама в попытках защитить этих чудо-девочек от попадания в лапы очередного злодея. В финале арки и фильма, соответственно, обе жертвуют собой и мистически уходят в небытие.
- Goblin Slayer — аверсия: центром вращения здесь является второстепенная Избранная, а Убийца Гоблинов… просто убивает гоблинов. Спасение мира? Это его не интересует, да никто его и не призывает к этому. Он просто делает грязную и никому не нужную работу, а после его неизбежной смерти о нем забудут уже через несколько десятилетий.
- Sailor Moon — Чибиуса, особенно в четвёртом сезоне.
- Жена по контракту — аверсия: вокруг главной героини пляшут аж три мультимиллиардера, но здесь присутствует нехилый обоснуй: если для главного героя она его жена и мать его сына со всеми вытекающими, то для двух других она память про очень дорогого для них человека
Видеоигры[править]
- Серия Assassin's Creed - Дезмонд Майлз до 2014-го года. С самого рождения был под опекой Ассасинов, сбежал от них и был пойман Тамплиерами. И не зря: так уж сложилось, что в нем пересеклись воспоминания сразу трех важных (на деле - больше) Ассасинов, которые помогали в исследовании Первой Цивилизации и их артефактов. В третьей номерной части погиб, но Абстерго пришли на место его гибели, взяли тело... И из Объекта-17 Дезмонд превратился в Проект-17: его память начали изучать посмертно! Однако, уже в Assassin's Creed IV: Black Flag (вышедшей через год после третьей части) Дезмонд потерял лавры центра вращения, уступив место Мудрецам, которые содержали в себе куда больше генетической информации от первой Цивилизации, и целого третьего ордена вокруг них. Однако, это уже совсем иная история.
- South Park - безымянный главный герой, от лица которого и играет игрок. Прсудите сами : и внешность уникальную ему состряпать можно и по ходу игры он получает крутые, хоть и смешные абилки, и все, включая Картмана любят его, доверяют ему и охотно работает в одной команде с ним, при том что, новый ребёнок, мягко говоря, не от мира сего, а таких у четвероклассников в Саус Парке принято чморить