Заседание Совбеза РФ 21 февраля 2022 года
Заседание Совбеза РФ 21 февраля 2022 года — историческое заседание Совета безопасности России в полном составе в связи с обострением ситуации на Донбассе, на нём присутствовали все члены, заседание вёл президент РФ Путин, в зале заседало 24 высших российских чиновников-членов Совета безопасности (то есть большая часть из общего списочного состава в 30 человек[1]). По итогам этого заседания большинством голосов было принято решение рекомендовать Путину признать независимость ЛДНР — двух территорий, отколовшихся от Украины в ходе вооружённого конфликта в 2014 году. Признание же республик на деле было одним из элементов политической «матрёшки» — следующим этапом оказалась спецоперация российских войск по «денацификации Украины».
Речь Путина[править]
Вступительную речь про Донбасс начал Путин и провёл всё в самых лучших традициях Леонида Ильича — говорил почти 10 минут, предложил обсудить сложившуюся ситуацию, что делать на Украине и в Донбассе. До этого в ЛДНР была объявлена эвакуация мирного населения в Россию, а затем лидеры обеих республик Пушилин и Пасечник попросили Путина признать независимость их республик.
После выступления Медведева зачем-то сказал следующее: «заметьте, что я специально эту ситуацию ни с кем с вами заране не обсуждал, заранее вашего мнения не спрашивал и то, что происходит сейчас — это всё с чистого листа, так как я хотел узнать ваше мнение без всякой предварительной подготовки».
Выступления членов Совбеза[править]
- Сергей Лавров, министр иностранных дел: рассказал о предъявленных гарантиях безопасности РФ для Запада, также как они по существу были отвергнуты. Указал на исходящие угрозы для России. Сказал, что в переговорах имеются определённые подвижки, но не очень значительные. В своей речи использовал слово «западник». Указал, что по всем делам надо общаться только с США, остальные члены НАТО мало что решают в вопросе обсуждения гарантий безопасности. Также сказал, что предъявленные НАТО российские бумаги не являются ультиматумом и в то же время «не являются меню, из которого можно выбирать». Уточнил, что государственный секретарь Блинкен готов встречаться 24 февраля с Лавровым в Женеве. Выступление длилось почти 10 минут.
- Дмитрий Козак, представитель России на минских переговорах: рассказал про состояние Донбасса, сказал, что ни Украине, ни Западу Донбасс не нужен, все хотят возложить политическую и экономическую ответственность за Донбасс на РФ. Отметил, что на Донбасс «уходят астрономические суммы» из бюджета РФ. Отметил, что урегулирование конфликта никому не нужно, Западу нужно замораживание конфликта. А у правительства Украины якобы ступор при разговорах о возможном возврате Донбасса. Заметил, что «минский переговор находится на нулевой отметке с 2015 года». Путин перебил Козака пару раз. Сам Козак местами говорил не очень уверенно, много экал, глотал часть слов, Путин даже потребовал говорить громче. По итогам возмутился, что переговорщики не хотят видеть ЛНР и ДНР сторонами переговоров, поведение назвал «юридическим критинизмом». Посчитал, что Украина не будет выполнять минские соглашения и не будет возвращать Донбасс в состав Украины. В конце Козак спросил Путина «что делать, присоединять или не присоединять Донбасс», чем вызвал заминку у Путина, тот сказал «а что», потом предложил ограничиться выступлением по ходу переговорного процесса по минским соглашениям.
- Николай Патрушев, секретарь Совета Безопасности: сказал о том, что якобы украинские снаряды попали на территорию России (во время обстрелов Донбасса), а также отметил, что две диверсионные группы Украины проникли на территорию РФ, но были уничтожены, один солдат задержан. Выступление менее 2 минут.
- Сергей Шойгу, министр обороны: отметил, что в Донецке «практически отсутствует вода», в Луганске «2/3 города отсутствует газ», люди в зоне соприкосновения вынуждены были эвакуироваться, кто не эвакуировался тот страдает. Указал на жертвы среди мирного населения, обстрелы. Считает, что обстрелы идут «по заранее намеченным целям». Сообщил о 59,3 тысячах военных Украины, комплексах Точка-У, 345 танках, 2160 БМП, 160 установках залпового огня и др. Отдельно указал о присутствии нацбатов, «которые плохо управляются руководством Украины и ВСУ». Активностью нацбатов Шойгу объяснил наличие многочисленных диверсий со стороны Украины. Также отметил про планируемый возврат Украиной статуса ядерной державы. Сообщил, что за времена СССР на Украине были созданы все возможности для создания ядерного оружия и сейчас Украина может очень быстро получить как само оружие, так и необходимые носители — «есть технологии, есть специалисты, которые могут и имеют большие возможности, чем Иран и КНДР». «C 14 февраля наблюдается максимальное повышение боевой готовности украинских войск, что может говорить о готовящейся провокации или о намерении силового решения проблемы Донбасса». Выступление около 7 минут.
После выступления этой троицы Путин поднял вопрос о признании ДНР и ЛНР. Первым он вызвал бывшего президента Медведева.
- Дмитрий Медведев: как обычно начал со словоблудия, сказал, что «эти территории Украине не нужны»:, «жители территорий не получают поддержки властей и подвергаются репрессиям». Отметил, что комплекс мер минских соглашений соблюдаться не будет. Потом сказал, что Зеленский «больше всего на свете» хочет переизбрания на второй срок. Вспомнил про 2008 год и свой опыт признания Абхазии и Южной Осетии. Сравнил ситуацию 2022 года с ситуацией 2008 года, назвал ею в чём-то сложнее, в чём-то проще. Отметил, что «мы знаем, что будет происходить», отметил про санкции и про беспредельное давление. Сказал про 14-летний опыт. «Будет трудно, но при умелом управлении ситуацией, это напряжение будет совпадать... не быстро, не одномоментно, но так устроена человеческая история, они устанут, сами пригласят к переговорам». Использовал цитату Булгакова «никогда не просите, всё сами предложат и дадут». «Россия для наших друзей (американских) значит намного больше, чем Украина». «Ситуация со временем будет охлаждаться». ЛДНР назвал «непризнанными образованиями», на территории которых живут аж 800 тысяч граждан РФ. Именно Медведев применил впервые то самое слово спецоперация в своей речи: «при возникновении проблем вокруг американских граждан, когда там одного где-нибудь захватят, американцы проводят спецоперацию». Отметил, что если выбора не будет, то не останется ничего кроме, как признать «их правосубъектность». Выступал почти 9 минут.
- Вячеслав Володин напомнил об обращении Думы абсолютным большинством голосов к президенту по вопросу о признании ЛДНР. Сказал, что действия депутатов продиктованы гуманитарными соображениями. Отметил «количество подавших заявление на гражданство РФ 1 миллион 200 тысяч», «800 тысяч уже получили». «Мы просим рассмотреть обращение и признать ЛДНР» Выступал меньше 2 минут.
- Валентина Матвиенко сказала о гуманитарной катастрофе в центре Европы 7 лет. Сказала о бессмысленности переговоров, назвала Украину «киевским марионетическим режимом». «Этот конфликт нужен Украине, чтобы оправдать деградирующую социально-экономическую сферу». «Война нужна Западу как антироссийский проект». Про ЛДНР: «Запад пытается столкнуть два братских славянских народа», «для Украины это лишь территория, для нас это граждане». Отметила «у нас у России моральный долг», «терпение кончилось», «невозможно говорить о европейских ценностях», «дальше мириться с этим нельзя, нужно принимать решение». «За 30 лет что плохого Россия сделала Украине?», «мы не вмешивались в выборы», «не было в повестке дня о незаконной передаче Украине Крыма и Севастополя», «на Крым двигались эшелоны бандеровцев». Выступала почти 8 минут, очень эмоционально, много раз сказала, что надо принимать решение.
- Николай Патрушев, второе выступление: отметил, что США записали Россию и Китай врагами. «Переговоры нужно вести с США, все остальные будут делать так, как скажут США». «Их цель (США) — развал Российской Федерации, наша же цель защищать и территориальную целостность, и наш суверенитет». Высказал мнение, что народ Украины против той политики, которую проводят власти, но их якобы запугивают и заставляют делать то, что скажут кукловоды в США. Про ЛДНР: «народ натерпелся, просто дальше мучать их нельзя», «если мы это сделаем, то мы защитим этих людей». В целом отметил, что происходящее — один из локальных конфликтов, которые организовали США. Предложил откликнуться на предложение американцев, чтобы провести переговоры с Байденом, на которых дать ему короткий срок на то, чтобы «прекратить всю эту кровавую бойню». Но потом сам же сказал, что Байден откажется что-то обсуждать по существу и поэтому единственный верный шаг — признание. Выступал 4 минуты.
- Михаил Мишустин (премьер) отметил о ведущейся подготовке к реакции Запада по признанию ЛДНР. Отметил про импортозамещение и иные риски. Сказал про возможный запрет импорта высоких технологий. Сообщил о возможной деградации ситуации, о невозможности уменьшения темпов наступления России и необходимости разворачивать импортозамещение исходя из поставленных Путиным задач. Призвал катализировать ситуацию и если ничего не будет, то признавать ЛДНР. Был очень краток и говорил чуть больше минуты.
- Сергей Нарышкин сказал, что Украина не собирается выполнять минские соглашения. Сослался на то, что Зеленский не может выполнить соглашения, так как ему власть важнее, чем установление мира. Сказал, что США пытаются спровоцировать Украину на решение проблемы Донбасса военным путём. Был очень взволнован, периодически запинался, в момент вопроса Путина даже потерял на мгновение дар речи. Выпал в словоблудие. В начале согласлся с Патрушевым, что западным партнёрам можно «дать последний шанс», чтобы «заставить Киев пойти на мир», «в противном случае мы должны принять решение, о котором сегодня говорится». Путин на него наехал, предложив говорить «прямо». После запинаний Нарышкин сказал «я поддержу предложение о признании...», Путин: «поддержу или поддерживаю», на что Нарышкин ответил неожиданно «поддерживаю предложение о вхождении Луганской и Донецкой республик в состав Российской Федерации», на что Путин сказал «что об этом мы сейчас не говорим, мы это сейчас не обсуждаем», после чего Нарышкин уже ответил правильно.
- Владимир Колокольцев, министр внутренних дел, сравнил подписание Украиной минских соглашений в 2015 году с подписанием Германией акта о капитуляции в 1945 году. Был эмоционален. Назвал Запад «партнёрами с краплёными картами», отметив что нечего обсуждать с ними. Сослался на опыт вторжения в Ирак, когда Запад сверг законные власти, разбомбил страну. «Однозначно нужно признавать республики». Первым призвал признавать республики в границах областей, что и стало главным последствием военной операции России на Украине с 24 февраля.
После Кокольцева Путин сказал «Козак же доложил - мы в тупике. Просто тупик. 8 лет ведём переговоры». Затем попросил высказаться одного из полпредров, Игоря Щёголева, ответственного за ЦФО.
- Игорь Шёголев сказал, что все помнят 2014 год и какой был общественный запрос на признание ЛДНР. Сказал, что народ Украины является одним народом с русскими. Напомнил про уже двух президентов. Отметил, что народ Донбасса «могут уничтожить, подвергнуть люстрации». Сравнил ударную группировку ВСУ с группировкой немецкого генерала Гудериана, который развернул свои войска из-под Брянска на Донбасс в 1941 году. Предложил признать «Луганск и Донбасс» (сохранена оригинальная редакция).
Затем Путин предложил высказать особые точки зрения, но никто ничего не сказал. Затем был приглашён Лавров.
- Сергей Лавров, второе выступление: единственный конфликт, где одна сторона отказывается говорить с другой стороной — это Восток Украины. Сослался на примеры других конфликтов, на Кипре, в Мали, Эфиопии, Сербии, где идут переговоры между сторонами. Напомнил про термин геноцид, напомнил про создание Косово с его помощью, сказал также, что «украинские нацисты» пытаются провести геноцид русских на Донбассе. Напомнил про попытки запрета русского языка на Украине. «Мы пошлём сигнал русскому миру». «Мы не можем смотреть уже 8 лет как издеваются над нашими гражданами и соотечественниками». Отметил, что предложение дать 2-3 дня Западу на раздумья не разумны.
- Сергей Шойгу, второе выступление: напомнил про 8 лет, в течении которых народ живёт в подвалах. Отметил, что выполнен только 1 пункт минских соглашений об отводе тяжёлых вооружений. Сказал про накачку Украины вооружением (про 4,5 рейсов в день). «Оружия хватит на большое и малое количество конфликтов, которые они с завидным упрямством устраивают и на территории и Луганской, и Донецкой республик». Не считает, что джавеллины это оборонительные вооружения. «Нам не оставили выбора, я говорю да, да, нужно признавать».
- Николай Патрушев, третье выступление: «необходимо реализовать их право и защитит их, убежден, что принятие решения о признании республик будет способствовать этому».
- Виктор Золотов, директор Росгвардии: сказал, что хотел бы посмотреть как бы смеялся Олаф Шольц, если бы на Донбассе жили граждане Германии и каждый день подвергались бы обстрелам. Напомнил про заявление Зеленского о создании ядерных арсеналов. «Мы не граничим с Украиной, у нас нет границы с ними, мы граничим с американцами, они хозяева в этой стране, а эти все у них вассалы и то, что они накачивают их оружием — нам аукнется в будущем». Поддержал признание ЛДНР, также отметив: «нам надо идти дальше, чтобы защищать свою страну» (видимо, предполагая планирующуюся спецоперацию по зачистке Украины от Зеленского и нацбатов). Выступал довольно эмоционально, чуть больше минуты.
В конце Путин отметил, что услышал мнение, однако умолчал о подготовке к агрессивному нападению на Украину. В тот же день подписан указ о признании ЛНР и ДНР, также подписаны и договоры о военной поддержке (что фактически открыло России путь для начала украинской кампании тремя днями позже). А в 5:30 24 февраля произошло начало той самой спецоперации, про которую очень вскользь сказал Медведев.