Тлакацинакантли
Тлакацинакантли (Tlacazinacantli) — бог-вампир, один из Богов Миктлана в ацтекской мифологии. Имя с языка науатль переводится как «Человек — летучая мышь». Мифами связан с богами Миктлантекутли, Шочикецаль, Кетцалькоатлем. Аналог у майя — Камасоц.
Описание[править]
В Ватиканском кодексе Б Бог изображен с атрибутами Кецалькоатля, а в кодексе Фейервари-Майер — с атрибутами Миктлантекутли. Также известен скульптурными изображениями, которые сейчас хранятся в Музее Темпло-Майор в Мехико.
Одет в широкую одежду, напоминающую крылья летучей мыши (такие иногда культисты носят). В то же время в руках держит обсидиановый нож и голову, или змею (или голову змеи) и вырванное сердце. Одежда часто изображена забрызганной кровью. Под рукой присутствует человеческая рука. Также представление в виде покрытого человеческой кожей, окрашенной в зелёный цвет. Волосы темные, на затылке щиток. Его лицо больше похоже на морду летучей мыши.
Мифы[править]
Летучая мышь у всех народов Мезоамерики была связана с ночью и подземным миром мёртвых. Главная функция Тлакацинакантли — жреца-жертвователя, а именно отсечение голов всем живым существам и подношения их своему хозяину Миктлантекутли или богине плодородия Шочикецаль. обратиться к весьма трудной для мышления современного человека, но чрезвычайно характерной для пантеона науа особенности — одновременного единства и множества Богов и отсутствия четких границ между ними, особенно если они выполняют сходные или одинаковые функции с точки зрения науа. Это означает, что Боги науа в зависимости от конкретной ситуации могут двоиться, троиться, удесятериться и т. д., но в то же время и сливаться друг с другом в одно целое. Лучшее доказательство этому иконография Богов и мифы науа, записанные в «Анналах из Куаутитлана», «Истории мексиканцев по их рисункам» и «Всеобщей истории вещей Новой Испании» Саагуна. Так и с Человеком — летучей мышью. Он может сливаться со своим господином Миктлантекутли и потому его появление в «Кодексе Фейрвари-Майер» с атрибутами Миктлантекутли вполне естественно.
Но одновременно «Человек — летучая мышь» связан и с Кецалькоатлем в одной из его ипостасей планеты Венеры. По представлениям науа в те дни, когда Венера не видна на небосклоне она находится в Подземном Мире Миктлане. В то же время ночной небосвод это и есть Миктлан — мир, противоположный земному, где звезды и планеты цицимиме — это обитатели Миктлана. Кецалькоатль в качестве планеты Венера во время её пребывания в Миктлане и в качестве её ночной ипостаси Вечерней Звезды Шолотля вполне совместим с господином Миктлантекутли, как показывает иллюстрация страницы из Кодекса Борджиа (стр.56). Тлакацинакантли и является одной из стадий изменения Кетцалькоатля-Венеры во время путешествия Миктлан. Обычно её интерпретирует как отражения двуединства Кецалькоатля как Утренней и Вечерней Звезды (Тлауискальпантекутли и Шолотля).
Интересно также рассмотреть «Анналы из Куаутитлана» в издании Джона Биерхорста (Arizona, Tucson University Press 1992). В этом источнике подробно излагается сюжет о самосожжении Кецалькоатля после его ухода из Толллана и его последующего вознесения на небосклон в качестве новой звезды. Так что, появление в Ватиканском кодексе 3773 «Человека-летучей мыши» в качестве одной из стадий трансформации планеты Венера (Кецалькоатля) во время её странствий по подземному миру вполне логично с точки зрения представлений науа о свойствах данного светила. Кроме того у Тлакацинакантля и Тлауискальпантекутли (Утренней звезды, то есть Кецалькоатля-Венеры на предрассветном небосклоне) есть одно общее свойство. Оба они убийцы. Тлауискальпантекутли пускает свои лучи-дротики во все живое, в том числе в людей, как простолюдинов, так и знатных. Знатных и правителей Утренняя звезда поражает в год Се Акатль — год «смерти» Кецалькоатля и его превращения в небесное светило. Поэтому у Мотекусомы Шокойоцина были причины волноваться в 1519 году, по календарю науа это как раз был год Се Акатль.