Ересь (др.-греч. αἵρεσις, «выбор, направление») — в первоначальном значении совокупность богословских идей, противоречащих признанным канонам в церкви или религиозной общине догмату веры или не совпадающих с ним, и связанное с этим выделение из состава церкви новой общины.
Негативный смысл слово «ересь» впервые приобретает в новозаветных посланиях, поскольку истину и жизнь человек может обрести только во Христе, любая альтернатива автоматически обрекает человека на страшный суд, ад и погибель. При том, что само христианство является иудейской ересью (форком от иудаизма).
Так что это стало наименованием определенной иной веры, которая этой религией не признается (например, с точки зрения католиков являются еретиками православные и наоборот). Обычно ересью называют то, что частично разделяет те же религиозные убеждения, но в чём-то от них отклоняются — например, вопрос о главенстве в христианской церкви, роли Девы Марии и исхождении Святого Духа (то есть представителей иных религий еретиками не называют, хоть и не признают). В переносном значении ересью могут называть то, что мнению говорящего является откровенным бредом и маразмом. Подобная характеристика носит явно экспрессивный характер и может восприниматься как явного рода оскорбление (в случае, если говорящий не считает сказанное им некой ерундой).
Со временем религиозная подоплёка термина отошла на второй план, и ересью стали называть любое вольное или невольное отклонение от официальной или устоявшейся общепринятой точки зрения.
Под ересью понимается отклонение от официальной доктрины церкви, которые периодически появлялись в христианстве (и исламе). Степени отклонения были разные, но так как церковь в принципе предполагает безусловное подчинение установленным канонам, то с ними в любом случае боролись при обнаружении, в том числе и при помощи смертной казни.
О распространении ересей в мире говорилось и в Библии, которая предупреждала появление большого количества лжепророков.
После XX века многочисленные технически еретические учения так же появлялись, но из-за распространившейся концепции гуманизма и потери влияния религии к ним уже не применялись смертная казнь и подобные наказания, а в основном применялось только игнорирование. Распространились многочисленные секты, борьба проводилась только с наиболее экстремистскими и радикальными и по светским соображениям.
Нередко отдельных еретиков также обвиняли не только в искажении христианского учения, но и в контактах с дьяволом и работе согласно его указаниям, что служило дополнительным основанием для вынесения смертной казни. Проводились обвинения в колдовстве, занятии сомнительными вещами. При этом в ряде ересей колдовству внимание и правда уделялось довольно большое. Самый большой размах репрессий по обвинению в ереси наблюдался в средневековой Европе. Обычно тех, кого церковь объявляла еретиками объявляли вне закона, арестовывали и затем проводили показательную казнь с помощью сжигания на костре. Делами репрессий ведала церковная инквизиция. Среди наиболее известных казнённых за ересь: монах Джордано Бруно, который заявил о том, что именно Солнце, а не Земля является центром Вселенной.[1] Во многом благодаря активности церкви, которая обвиняла всех подряд в ереси и сжигала, тормозилась наука. Человечество смогло дойти до Научной революции спустя столетия.
Однако, не все еретики были безобидными. Современный пример небезобидных еретиков — ваххабиты. Хороший исторический пример еретика, который фактически сумел подменить собой императора — Григорий Распутин. Согласно ряду источников в молодые годы Распутин являлся членом секты хлыстов.
В России существовало много религиозных сект, в числе которых хлысты, молокане, жидовствующие и др.
Некоторые такие развилки приводят к появлению не какой-то узкой еретической секты на фоне Единственно Правильного Учения, а двух (и даже более) вполне равнозначных и сопоставимых по распространению направлений или церквей, взаимно считающих друг друга ересью, сборищем заблудших душ, требующих немедленного спасения огнем, и вообще мудаками, соответственно ненавидящими и стремящимися уничтожить друг друга. При этом, разумеется, общее веселье только нарастает.
Не колеблясь
Как вариант, возможны случаи, когда повод для спора не даёт никаких политических ништяков и интересен только специально обученным специалистам. Тогда возможны всякие весёлые штуковины вроде признания еретическим учения с сохранением автора в каноне. Например, теологические труды Евагрия Понтийского забанены и для православных, и для католиков, а куски из сочинений о монашеской жизни преспокойно попали в «Добротолюбие». А «Лавсаик» его ученика Палладия Еленопольского (сборник былинных историй из жизни египетских монахов) и вообще в церквях читается.
В области христоза МНУ основными примерами является отделение православных и, впоследствии, выделение протестантизма из католичества. Что забавно, если католическая церковь, с точки зрения православной, является хоть и заблудшей и еретической, но всё же сестринской (но ни пяди! и никаких тут вам прозелитизмов и покушений на Русь Святую!), то протестантские церкви считаются вообще отбросами и унтерменшами, ввиду отрицания самой идеи того, что только под окормлением специально обученного церковного персонала может быть достигнуто царство божие и прочие полагающиеся истово верующему ништяки. Впрочем, данный факт не помешал протестантизму распространиться в Европе, частью в России и даже переплыть океан.
В истории православия тоже были многочисленные ответвления, например, старообрядчество, которое было следствием попыток Патриарха Никона привести инструментарий, методички и учебники в соответствие с (греческим и византийским) оригиналом после пятисот лет их задрачивания и копипасты. Однако до сопоставимого с официальной РПЦ размера старообрядчество так никогда и не выросло, ибо было караемо не только духовно, но и вполне материанально, светскими властями с применением войск. Хотя местами старообрядчество вполне себе конкурировало с официальной РПЦ, поскольку фанатичная паства трудилась на благо общины как для себя. Благодаря этому, руководство старообрядческих общин и само извлекало немалую выгоду для своего духовного развития, и царю-батюшке могло популярно объяснить, что они государству не враги.
В 1842 Святейший Синод России, которую мы потеряли, с личного благословения царя-батюшки учредил официальную классификацию, которой и надлежало пользоваться всякому истинно-православному человеку. Согласно ей, верующий бывает:
Православный — самый правильный человек, принадлежит к общине и ходит в церковь каноничного обряда, где служат по никонианскому канону.
Единоверец — одумавшийся старообрядец-поповец. Крестится двоеперстно, служит по старым книгам, но признаёт, что новые обряды также канонiчны. Дозволяется иметь свои храмы, приходы и проповедовать другим, упёртым староверам. Успешно существуют до сих пор, среди прихожан замечены Дугин и Фоменко.
Инославный — другой обряд, но не еретики. Славят того же Бога, но другим обычаем/с другими догматами. Армянские церкви, католики, лютеране и кальвинисты. Сюда же после 1905 года стали относить староверов, не признающих священства.
Иноверец — совсем другая вера, христианского Бога не славят, но каноничны, уважаемы и законопослушны. Могут творить обряды, строить свои храмы, прославлять в них правящего императора. Мусульмане, иудеи, буддисты (которых долго писали в язычников). Имеют свои, отдельные права: например, урок Закона Божиего им должен читать представитель их вероучения, а также присутствуют на коронации Императора.
Язычник — по церковным канонам у них веры нет, а есть исключительно суеверия. Живут в лесу, молятся колесу. Надлежит засылать миссионеров. В отличии от иноверцев, не имеют ни канона, ни устава и молятся на каждом капище кто в лес, а кто по дрова.
Сектант принадлежит к еретической секте, которые, в свою очередь, делятся на:
Терпимые непризнанные — «не преследуются за мнения их о вере; но запрещается им совращать и склонять кого-либо в раскол свой под каким бы то видом». Цивильные старообрядцы с храмами и уставами. Раскольники, но наши раскольники.
Непризнанные нетерпимые — совершенно безумные и вредные ереси, запрещены. Всевозможные поехавшие русские секты(скопцы, хлысты, бегуны), стихийные народные лютеране (молокане, духоборы), обчитавшиеся Ветхого Завета деятели (субботники), и всякие протестанты (адвенисты, штундисты и мормоны).
Ныне староверы признаны равноканоничными и из сектантов исключены. Относится это только к цивилам, имеющих попов и монашек, а не к остальным старообрядческим сектам, в постановлении Архиерейского собора не уточняется.
Поскольку в исламе считается, что евреи и христиане верят в того же Бога, что и правоверные мусульмане, то их воспринимают примерно как еретиков, только помягче (по сравнению с разборками между шиитами и суннитами, считающих друг друга настоящими еретиками, отношение к христианам и евреям действительно заметно мягче).
Разгадка проста: к моменту появления ислама христианство и иудаизм были мощными мейнстримными религиями со своими церквями, многочисленными прихожанами и серьёзной властью — залупаться на них было рискованно. Хотя и были прецеденты. Взять, например, ту же историю создания халифата, где за короткий промежуток времени мусульмане выпинали из Сирии самого кесаря, а евrеи со своими ничтожными общинами среди язычников-арабов были почти своими, а своих мочить можно.
В меметическом смысле популярна тема сожжения еретиков на кострах, проводимое инквизиторами (что и правда делалось в отношении обвиненных в ереси). Инквизиторы и еретики практически всегда упоминаются вместе, равно как и сожжение (вместо еретиков иногда могут быть ведьмы).
Во вселенной Warhammer 40.000 еретиками называют тех, кто не поклоняется Императору человечества и обычно поклоняется силам Хаоса (так как выбора у человека в целом не так много, только кто-то из этих двух, поскольку агрессивные инопланетяне в принципе не принимают людей). В целях борьбы с ними ведутся боевые действия, если на планете слишком много еретиков, то Инквизиция может отдать приказ её взорвать вместе со всем населением, процедура называется экстерминатусом (что является доведением до крайности исторической инквизиции).