Убийцей был главный герой
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Именно то, что написано на упаковке: преступником оказывается либо главный герой, либо рассказчик или POV-персонаж; как правило, рассказчик в этом случае является с ненадёжным свидетелем. Не путать с тропом «Убийца — я!»: там персонаж сам не знает, что убийства совершил именно он (по причине амнезии, раздвоения личности или чего-то ещё в этом роде); здесь же он прекрасно отдаёт себе отчёт в своих действиях, но до поры до времени вешает аудитории лапшу на уши.
Более общий троп — Помидор в яблочной шкуре.
Примеры[править]
Литература[править]
- Антон Чехов, «Драма на охоте» — не просто основной рассказчик, а ещё и следователь, ведший дело об убийстве… Неудивительно, что до истины следствие так и не докопалось. Правда, потом он изложил события в виде повести и принёс редактору на оценку, и в дело вступил ещё и соседний троп.
- Клод Фаррер — «Человек, который убил».
- Три напрочь забытых детектива, которые сохранились в истории только потому, что их приводил в качества примера тропа Орсон Скотт Кард:
- Г. К. Бейли — «Кот-домушник»
- Джеймс Хэй младший — «Решающая улика»
- Израэль Зангвилл — «Тайна Биг-Боу»
- Агата Кристи:
- «Убийство Роджера Экройда» — фактически кодификатор.
- «Ночная тьма»: сам Майк Роджерс и подстроил убийство жены.
- «Смерть в облаках» — Норман Гейл, деятельно помогающий Пуаро в расследовании, является убийцей.
- «Тринадцать загадочных случаев», глава «Происшествие в бунгало»: в рамках традиции клуба «Вторник» актриса Джейн Хелльер рассказывает о таинственном случае, произошедшем якобы с её подругой (на самом деле, как с порога понимают практически все слушатели, с ней самой). Дело оказывается действительно загадочным, и все присутствующие теряются в догадках относительно преступника… кроме мисс Марпл, которая перед уходом советует Джейн «лучше этого не делать». Пока остальные ошарашены тем, кто на самом деле оказался преступником, Джейн приходит к выводу, что поступать так действительно будет слишком рискованно (кража была только запланированной, но ещё не осуществлённой).
- Вариант с убийцей, являющимся одним из POV-ов, в общем-то, тоже встречается нередко, как пример — «Десять негритят».
- Алексей Смирнов, «Центр Роста» (отсылка к предыдущему примеру про 10N) — мозговыносящий вариант. Главного героя Келли/О’Шипки направляют в некий Центр Роста, где из обычных людей готовят богов и полубогов. Там он встречает множество странных персонажей (сросшиеся спинами сиамские близнецы Холокусов и Цалокупин, неприятный юноша Трикстер в помятом смокинге с цветастым бантом и др.), которые затем начинают погибать от рук неизвестного убийцы в духе «Десяти негритят», и ему приходится взяться за расследование… В итоге оказывается, что именно он всех и убил, и более того, эти люди в действительности были порождениями его же собственного сознания, и все происходящие события символизировали этапы внутреннего роста.
- Борис Акунин, «Левиафан». Главного героя здесь, в общем-то, нет, но убийцей действительно оказалась одна из POV-ов.
- Эмили Родда, «Дело о ядовитых письмах» — фитилёк очень сильно прикручен, потому что речь не об убийстве и вообще не о преступлении. Некто отправляет в газету статьи под псевдонимом «Око», и кто-то под тем же псевдонимом присылает людям угрожающие анонимные письма. Компания юных детективов готова поверить, что за тем и другим стоит один и тот же человек, и лишь главный герой, сын главного редактора этой самой газеты, убеждён, что это не так… потому, что, как выясняется в конце, «Оком»-журналистом был он сам.
- Роберт Блох — «Искренне ваш, Джек Потрошитель».
- Виталий Зыков, «Флорист» — как оказалось в финале рассказа, убийство, в котором подозревали главного героя, действительно совершил он.
- Э. Горовиц, «Мориарти» — настоящее имя главного героя указано в названии.
Кино[править]
- «Подозрительные лица» — ну не совсем главный герой, но главный POV-персонаж. Полиция допрашивает мелкого мошенника по прозвищу Болтун, чудом избежавшего гибели от рук зловещего международного преступника Кайзера Созе, и значительную часть фильма занимает повествование от лица Болтуна… В конце выясняется, что Болтун и был Кайзером.
- «Видок»: молодой человек, якобы расследующий дело об убийстве детектива, и оказался тем самым Алхимиком.
- Джалло Дарио Ардженто «Дрожь»: писателя-детективщика Питера Нила начинает преследовать вдохновлённый его творчеством маньяк. Довольно скоро все улики выводят на некоего литературного критика, но почти сразу его убивают топором, а убийства, естественно, продолжаются. В финале выясняется, что маньяком действительно был критик, а убил его… сам Питер Нил, чтобы потом расправиться с некоторыми своими обидчиками и списать убийства на «неуловимого маньяка».
- «За гранью возможного» — довольно старый не то ужастик, не то тёмное фэнтези. Юная журналисточка берёт интервью у смотрителя кладбища: как же он до жизни такой докатился? А катился он ещё со средневековья, как оказалось.
- «Под Сильвер-Лэйк» — в Лос-Анджелесе орудует маньяк, убивающий собак, и в фильме есть несколько намёков, что им является сам главный герой, ведущий расследование (например, он носит с собой собачьи бисквиты, и ему снятся странные сны про этих собак). Осознаёт он это или нет, понять трудно, потому что фильм также намекает, что у героя нелады с психикой, и, возможно, заговоры и странные персонажи, с которыми он столкнулся в ходе расследования, существуют только у него в воображении. Или нет?
- «Идеальный незнакомец» — главная героиня, расследующая убийство своей подруги, оказывается, сама её и убила, так как та знала о зловещей тайне её детства, а «расследование» было нужно, чтобы повесить преступление на невиновного бывшего любовника убитой.
Визуальные романы[править]
- Solstice — Гален. Он вполне в курсе, что дал Льву лошадиную дозу обезболивающего, однако до поры до времени не вспоминает об этом, а потом игроку предстоит решить, было ли это случайное убийство, или Гален намеренно превысил дозу.
- Danganronpa V3: Killing Harmony — В первой же главе протагонистка Каэде Акамацу оказывается убийцей Рантаро. Правда, в шестой главе выясняется, что его прикончила вовсе не она.
Видеоигры[править]
- Heavy Rain: один из главных героев, детектив Скотт Шелби, оказывается тем самым маньяком Оригами. Нам даже дают за него поиграть, не давая нам понять, что он злодей.
- Why Am I Dead: Rebirth: формально, персонаж, за которого мы играем, — призрак убитого владельца отеля, который просто вселяется в других людей; однако почти сразу же как главный герой начинает восприниматься молодой адвокат, в которого мы вселяемся первым и который сильнее всех пытается докопаться до истины. Он же внезапно и оказывается виновным… правда, не в смерти хозяина отеля, а в противозаконных делах, которые в этом же отеле под прикрытием расследовала сотрудница ФБР.
- «Yesterday: Печать Люцифера» — аналогично Heavy Rain: Генри Уайт, юный миллионер-благотворитель, задался целью поймать загадочного маньяка по кличке «Инквизитор», который заживо сжигает бездомных, и именно за него мы играем в начале, вот только в конце первой части игры выясняется, что… сюрприз-сюрприз, Генри и есть Инквизитор! После чего он переходит в категорию антагонистов, а ГГ становится совсем другой человек.