Голливудская маскировка
К сожалению (или к счастью), в реальной жизни возможности гримёров, костюмеров и пластических хирургов весьма ограничены. Так, человека нельзя сделать идеально похожим на другого, если у них изначально нет ни капли сходства, долговязого не превратишь в коротышку, а коренастого — в узкого и щуплого. Не говоря уже о том, что кроме черт лица и фигуры, есть ещё тембр голоса, произношение, походка, манеры и множество других мелочей.
То ли дело в художественных произведениях, где маски и грим, не говоря уже о пластических операциях, фактически работают как магия перевоплощения, и замаскированного невозможно узнать ни по росту, ни по комплекции, и даже близкие люди полагают, что имеют дело с незнакомцем.
Не следует однако относить к голливудской маскировке любую маскировку, которая сработала, особенно если это не кино и мы не можем убедиться в её эффективности воочию. Степень реалистичности маскировки может быть разная. Одно дело — быть неузнанным, другое — изображать конкретного человека. Одно дело — когда тебя не должны узнать или принять за кого-то на другой стороне плохо освещённой улицы, а другое — когда тебя будут разглядывать в упор. Одно дело — замаскироваться перед теми, кто тебя и/или того, кого ты изображаешь знают по чёрно-белой фотке в газете, другое — перед близкими и знакомыми.
В некотором роде противоположные тропы — Неправдоподобно убедительная маскировка и Синдром Кларка Кента, когда маскировка выглядит абсолютно неубедительной для зрителя, но при этом на неё ведутся все персонажи произведения.
Если же маскировка в буквальном смысле обладает магическими свойствами и превращает носящего её в кого-то другого — это Прикид для превращения.
Примеры[править]
Литература[править]
- «Граф Монте-Кристо» — один из самых известных примеров. Помимо своей личины загадочного графа, Дантес также маскируется под итальянского аббата Бузони и британского лорда Уилмора. Его враг Вильфор в один день посетил и Бузони, и Уилмора — и ни о чём не догадался.
- А. Конан Дойл, рассказ «Установление личности» — отчим мисс Сазерленд замаскировался и познакомился с ней на танцах под другим именем, а она ничего и не заподозрила. Обоснуй: у неё было плохое зрение.
- Джек Лондон, «Железная пята» — рассказчица упоминает, что в ходе подпольной революционной работы настолько хорошо овладела искусством маскировки, что смогла ради развлечения обмануть собственного мужа.
- Анатолий Тосс, «Фантазии женщины средних лет» — у главной героини были отношения с тремя мужчинами: сначала с англичанином Стивом, потом с итальянцем Дино, и, наконец, с французом Рене (причём впоследствии она обнаружила, что, судя по всему, Рене убил Дино)… А в итоге оказалось, что в роли и Рене, и Дино выступал Стив, два раза сделавший пластическую операцию.
- Агата Кристи, роман «Убийство в Месопотамии» — злодею даже пластическая операция не понадобилась: женщина и так вышла за него второй раз, не узнав в нём своего первого мужа.
- Кир Булычёв, «Подземная лодка» — один из персонажей маскировался под Тёмного Властелина, используя ходули, балахон и некоторые другие подобные средства.
- Сергей Иванов, «Невидимка в маске» — юные героини разоблачают подростковую нищенскую мафию, организатором которой выступает некий Панч. Причём этого Панча в глаза никто никогда не видел, и все дела он ведёт через разнообразных подручных, которые то появляются неизвестно откуда, то исчезают: белобрысого эстонца Тыну, старичка в велюровой шляпе, спортивного тренера, негра-официанта, китайца, пожилую женщину, и др. Как выясняется, все эти люди — на самом деле маски, изготовленные чудо-гримёрами, и всех этих людей изображал сам Панч.
- Дик Фрэнсис, «По рукоять» — детектив-телохранитель Крис изображает то скинхеда, то шофера, то «подругу Кристину». Герой, художник, безошибочно узнает его под разными масками по форме глазниц, ушей и т. д. Остальные благополучно пребывают в заблуждении.
- Эдуард Тополь, «Чужое лицо» — вокруг этого тропа строится весь сюжет книги.
Кино[править]
- «Игра смерти», «последний фильм Брюса Ли» — педаль в пол и одновременно противотроп, потому что создатели сами запутались. В ходе съёмок Брюс Ли скончался, поэтому на протяжении полутора часов его изображает Юэн Бяо, то приклеивая дурацкие усики и бородку (типа это Брюс замаскировался), то заявляя, что сделал пластическую операцию (хотя и до, и после операции это Юэн), то скрывая пол-лица тёмными очками, то просто стоя спиной к камере. При этом на крупных планах вставляют лицо Брюса, которое нетрудно отличить от лица Юэна.
- «Проклятие Розовой пантеры» — здесь тоже жизнь пишет сюжет. Из-за смерти Питера Селлерса, игравшего роль инспектора Клузо, сценаристы придумали, что инспектор под влиянием своей возлюбленной сам стал преступником и сделал пластическую операцию, чтобы выглядеть как знаменитый британский актёр Роджер Мур… И играет его настоящий Роджер Мур!
- «Неуловимый» и римейк «Турист»: международный авантюрист, разыскиваемый полицией и мафией и сделавший пластическую операцию, просит свою любимую женщину сойтись с любым более-менее подходящим по комплекции посторонним человеком, чтобы убедить преследователей, что этот случайный прохожий — и есть он после операции. Она знакомится с туристом-недотёпой, и вместе они переживают множество приключений… после чего выясняется, что этот турист — НА САМОМ ДЕЛЕ её возлюбленный, изменивший внешность. Вполне можно поверить, что его не опознали полицейские, которым он известен только по фотороботам, но вот как его могла не узнать она?
- «Без лица» — сотрудник ФБР пришивает себе лицо впавшего в кому террориста, чтобы втереться в доверие к его брату, такому же террористу. И неважно, что у них разная форма головы, разный рост, разный голос, разная манера поведения и манера разговора. И шрамов никаких от пришитого лица не остается. Как в реальности выглядят люди с пересаженными лицами, слабонервным лучше не смотреть.
- «Миссия невыполнима» — все части, кроме разве что первой. В каждом фильме герой надевает силиконовую маску, детально воссоздающую нужное лицо, и надевает на горло специальный прибор, который меняет голос носителя на нужный. Получается полное перевоплощение. Главный герой и главный злодей несколько раз маскируются друг под друга. Правда, подавлению недоверия здорово мешает тот факт, что злодей на голову выше героя.
- Фантомас с его сверхреалистичными масками, перчатками и актёрской игрой. Хотя под комиссара Жюва (то естьгероя Луи де Фюнеса, рост которого 1,64) замаскировался он сомнительно.
- Он стрелял из машины — его никто не видел в полный рост… А вот второй раз заявился лично и был немного выше комиссара.
- Тут скорее стоит отметить инверсию тропа и великолепную актерскую работу Луи де Фюнеса: играя замаскировавшегося под своего персонажа Фантомаса, он умудрился исполнить эпизод так, что при явном сходстве с коммисаром Жювом Фантомас оказался не таким, как надо, и это бросается в глаза.
- «Иван Васильевич меняет профессию» — сложный метаантизигзаг. Для зрителей Бунша хоть и похож на Ивана Грозного, но не до портретного сходства. Милославский отмечает, что царских шмоток будет недостаточно, уж больно лицо несерьёзное, приходится импровизировать. Однако ни во время приёма, ни на пиру вся царская свита, и даже царица Марфа Васильевна, которой он рассказывает всякие глупости, не замечает ничего необычного. И только когда оба они становятся рядом, оказывается, что внешность у них одна и та же, различия лишь в осанке, мимике и некоторых мелочах.
- «Тусовщики в супермаркете» — Ти. Эс. и Броди занимают места двух из трёх участников шоу, в котором должна принять участие Брэнди (девушка Ти. Эс.) Она должна задавать участникам заранее заготовленные вопросы, а участники отвечать (при этом она их не видит). Брэнди, по голосу, не узнаёт ни своего парня, ни его лучшего друга до тех пор, пока они не спалились своими ответами. Другими словами, она только логически догадалась, что это они.
Видеоигры[править]
- «Герои Меча и Магии 5» — Биара, просто Биара во все поля. А пояснить?
- «KOTOR2» — зигзаг — Дарт Трея, потому что игрок долгое время даже по ауре в Силе не понимает, что милая проджедайская старушка Крея, раздающая полезные советы, на самом деле Темнее ночи.
Мультфильмы[править]
- Sing («Зверопой») — в обоих частях Гориллы маскируются надев на глаза маленькие масочки кроликов.
Мультсериалы[править]
- «Скуби-Ду» целиком построен на этом. Буквально в каждом эпизоде преступники наряжаются в монстров и в других людей, при этом маскировки всегда неубедительно убедительные, и нередко не соответствуют их реальным физическим данным.
- «Вокруг света с Вилли Фогом» — педаль в асфальт. Герои представлены антропоморфными животными, и волк Тренсфер успешно маскируется под других персонажей, при том, что это другие виды.
Аниме, манга и ранобэ[править]
- «Семья шпиона» — Сумрак может с легкостью изменить свою внешность до неузнаваемости, меняя разные образы как перчатки. Отличный навык для супершпиона.