Форма номер восемь
…что украли, то и носим.
Впрочем, не обязательно украли. Возможно, честно купили, или получили в дар, или даже сшили самостоятельно — но в любом случае получилось такое похабное тряпьё, что в него стыдно одеть даже фашистских военных преступников в концлагере. Грязное, заношенное, в дырах, а если и штопанное, то криво-косо. И непременно со следами минувших трапез (и спасибо, если только недоеденных, а не уже переваренных)!
Однако носят форму номер восемь чаще всего не ради удовольствия (хотя идейные неряхи на свете тоже попадаются), а из соображений «уныло, но практично». Просто в данный момент чистота и аккуратность — не те качества, которые требуются от одежды. Или же взять другую может быть просто неоткуда, и приходится работать с тем, что имеем. В ходе дальнейших военных действия (если у нас война) наряженные в форму номер восемь войска вполне способны налутать себе более приличное обмундирование — ну или хотя бы дождаться поставок от родных снабженцев. В мирное время сменить форму номер восемь на что-то более приличное сложнее — если отнять у кого-то, попадёшь в розыск и в итоге переоденешься в не менее унылую серую робу, а заработать представляет объективную сложность, ибо человек в форме номер восемь заранее кажется опустившимся бичом, которого наймут разве что на самые низкоквалифицированные работы.
Смежные тропы — гоп-стоп-маскировка и броня в стиле «Постапокалипсис», более мягкий вариант — носит старую форму. Специфический извод — стиль Попандопуло, когда украли и носят не абы какое тряпьё, а по возможности яркое, нарядное и даже с претензией на моду. Впрочем, в силу изысканного художественного вкуса носителей получается обычно персонаж анекдота про трахнутого по пьянке попугая[1]. Своего рода противотропы — вычурная военная форма и разнообразить униформу.
Примеры[править]
Общее[править]
- Разбойники, в том числе морские и в особенности дезертировавшие из регулярных войск. «Чужие сапоги натёрли ноги!» — жалоба совершенно жизненная.
- Обыграно кем-то из актёров XIX века, который для роли в «Разбойниках» Шиллера собрал костюм, надёрганный чуть ли не со всех европейских стран, а на заявление, что такой наряд невозможен, возмутился: «На разбойнике-то? Да он с кого что стянул, то на себя и надел!».
- Впрочем, с сапогами проблемы случались во всех армиях во все времена: пока солдаты маршировали по театрам военных действий пешком, обувь снашивалась и рвалась в промышленных количествах, а догадаться до поставки сменной, и тем более, организовать её в нужных количествах, сумели разве что с развитием железных дорог. Да и после этого умение как-нибудь чинить обувь считалось для солдата если не обязательным, то, по крайней мере, исключительно полезным. Было нормальным, скажем, для полководца взять с завоёванного города «выкуп» в виде обуви (к примеру, офицеры армии южан в американскую Гражданскую затребовали у жителей Геттисберга в общей сложности 3000 пар обуви, учитывая, что в самом городе к тому моменту было не более 500 зданий), да и солдаты, если собственные сапоги слишком уж беспардонно просили каши, не гнушались поменяться обувью с убитым врагом, а то и с местным жителем.
- Сеттинг постапокалипсиса само собой очень благоволит данному явлению.
- Мародёры любят цеплять на себя то, что сняли с трупов или с еще вполне живых, чтобы побольше унести.
- «Кто раньше встал — тот красивее всех оделся» — действует у цыган и в армии.
Литература[править]
- Жюль Верн, «Пятнадцатилетний капитан» — наряд короля Муани-Лунга: традиционные для Казонде корона, браслеты и зачуханная юбка, расшитая жемчугом + сапоги европейского лакея с жёлтым отворотом + латаный-перелатаный зонт + лупа и очки кузена Бенедикта. Ну извините — что нашлось для его проспиртованного величества, то нашлось.
- Марк Твен, «Приключения Гекльберри Финна» — отец Гека, гнусный алкаш, носит что-то в этом духе.
- Карл Май, цикл о Виннету — стандартная форма одежды американских вестменов. Они даже в цивилизованных городах считают ниже своего достоинства одеваться прилично, а старую одежду меняют на новую, только когда она истлеет прямо на теле.
- Dragonlance — национальный наряд овражных гномов-ахоров. Когда такой гном спит, его легко перепутать с кучей грязного тряпья.
- «Звёздный десант» — Рико подсунули слишком большую тунику (здесь это «заменитель» парадного мундира) и заставили перешивать самому, да еще и дали наряд за то, что «мог бы перешить и получше».
- Угу, тунику. А может тогу или столу? Или сагум? Китель ему выдали не по размеру, КИТЕЛЬ. И не «заменитель» это, а мундир и есть — просто потому что по-английски «мундир» и будет «tunic».
- Арсений Миронов, «Древнерусская игра»:
— А как же «в чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря»?
— Эк хватил… То ж богатыри! А мы попроще, мы — воры.
- Sharpe — французская шпионка коллекционирует форму разных полков: ворует утром у офицера, сладко спящего после бурной ночи. Так Шарп полинял на куртку[2]…
- Сами бойцы 95-го стрелкового подпадают под троп. Все, что осталось у них от родного полка — китель и фуражки. Сапоги, ранцы, белье — давно разменяло нескольких хозяев. Сам Шарп носит штаны полковника французской кавалерии, убитого им в первый год войны.
- Дмитрий Политов «Пепел Удачи» — аверсия, несмотря на то что у беглой бригады спецназа Ярославль было много чего припрятано на черный день все равно у бойцов бригады большие проблемы с техобслуживаньем своего оборудованья, ведь оно было представлено порой чуть ли не экспериментальными образцами требующего крайне специфических деталей.
- Алексей Герасимов «Рейхов Сын». Один из персонажей в свое первое появление одет в «винегрет по мотивам турецкой, французской, английской и немецкой униформы». Парня можно понять, он два месяца скитался по тылам противника, под конец сколотив небольшой партизанский отряд.
- Андрей Уланов «Крест на башне». В прологе Эриха Боссы показана встреча с пехотным подкреплением анархистов. Те одеты кто во что горазд: франты, в летних пальто и смокингах, диванные вояки в армейской снаряге, откровенно гражданские личности в повседневной джинсе… Сам герой комментирует это одной фразой: «Сброд, на который даже пули жалко».
- Впрочем в армейских частях Директории ситуация не сильно иная. Если панцербатальон еще пытается поддерживать единообразие формы, то каждое пополнение прибывает строго в форме номер восемь. После чего, начинается процедура знакомства и обмена вещами.
- Владимир Арсеньев «Встречи в тайге». В рассказе «Голодовка на реке Буту» геолог Гусев, совершенно неприспособленный к походам человек, порвав единственную взятую с собой рубаху, вынужден носить вместо неё запасные кальсоны. «На груди у него получался косой крест с пуговицами, а сзади пузырь, надуваемый ветром. Сначала мы все помирали со смеху, но потом привыкли к его наряду», — описывает результат рассказчик.
- Алексей Суконкин «Призраки Ночи/Переводчик» — так описан наряд военврача Кириллова, вышедшего в патруль вместе с отрядом (на счастье последних). «Американский горный камуфляж, китайская разгрузка, одна рука перевязана бинтом, на другой — беспалая перчатка…». Все снаряжение — разумеется трофейное[3].
Кино[править]
- Star Wars — тускенские рейдеры Татуина. По драным холстинам, в которые они кутаются, так и не поймёшь: то ли сами соткали, то ли с ограбленных фермеров сняли.
- В «Изгое-один» именно так обмундированы бойцы Со Герреры в вариантах от гражданских шмоток и трофейных штурмовиковских шлемов до «зачем мне одежда, я и так шерстяной». «Официальные» повстанцы, к слову, одеты вполне единообразно.
- «Фантоцци» — если на работу Уго Фантоцци ходит в стандартном костюме, то любая попытка заняться спортом выдает сабж: в комментарии подсвечивается та сборная солянка из устаревших элементов, в которой герой пытался играть в теннис. А уж при катании на горных лыжах во втором фильме педаль в земную кору.
- «Браво Два-Ноль» — инверсия. Все персонажи САС одеты по уставу, с небольшими доработками. А вот большая часть снаряги «сперта» с склада соседних подразделений. Причем, что «реквезировано» официально, а что «позаимствовано по дружбе» — вопрос открытый. Причина — им в дальнюю разведку, а командование опять лоханулось со снабжением.
Мультсериалы[править]
- Кид виси Кэт — Мистер Кэт так добывает себе человеческую маскировку.
Аниме и манга[править]
- Школа-тюрьма же!
- Gunsmith Cats — в одной из глав Ралли и Минни Мэй пришлось преследовать Бина. А так как эту парочку тот знает, как облупленных, пришлось оперативно маскироваться чем было. К счастью у Минни в машине, после прошлого раза, нашлось немного тоналки и грима. Так что, замаскировать выдающуюся смуглоту Ралли удалось.
Видеоигры[править]
- Очень часто в такое придётся наряжаться игровым персонажам/юнитам на начальных этапах. А иногда и на куда поздних этапах.
- Mass Effect — в игре кварианцы носят практичные скафандры, но в книгах и описаниях говорится что они цепляют на себя кучу ярких тряпок и побрякушек. Если учесть что они СФК цыган.
- Far Cry 2 — боевики с обеих сторон. Что работает на атмосферу, но не на реализм так как одна из сторон должна представлять собой «федеральное правительство» (пусть по факту являясь такой же бандой) и сидеть на военных запасах.
- Ну как сказать. С «регулярами» это бы прокатило. А вот мерки вполне могли и отказаться носит табельное камуфло, просто из-за отвратительного качества.
- Act of War: в кампании аддона вы беглец и используете что можете. Подсвечено: «Сэр, у нас все ещё нехватка всего, и мы вынуждены использовать то, что мы захватили в форте Маккой»
- в одной из миссий и вовсе приходится вовсю юзать вражескую технику.
- Jagged Alliance 2 и её наследники. Да, большинство игроков стараются унифицировать снаряжение и экипировку. Но получается это ой как не всегда. Поэтому, особенно на первых порах, приходится выкручиваться, одеваясь во что бог послал.
- Педаль в пол в Back in Action. Ботинки для наемников продают всего в паре магазинов на карте. Поэтому у завалившего снабжение командира мерки будут обуваться во что бог послал.
- Overlord — одна из ключевых фишек бурых прихвостней. Если красные, зелёные и синие миньоны превращают трофейную броню в единообразные «классовые» аксессуары, то бурые таскают как есть (включая такие замечательные «доспехи», как шлемы из тыкв, например). Естественно, наиболее редкие трофеи игрок будет стремиться отдать как раз им, чтобы потом любоваться и троллить имперских солдат прихвостнем в шлеме легата.
- Dark Souls 2 — так одеваются не сюжетные фантомы.
- В первой части таков удел выбравшего роль Нищего. Высокий стартовый уровень и солидное число очков навыков компенсируются полным отсутствием снаряжения и одежды.
Настольные игры[править]
…это какое-то извращённое удовольствие — смотреть на вытягивающиеся лица офицеров и рядовых, когда среди лохмотьев и шлангов они узнавали, к примеру, тяжёлую броню или энергетический меч…
- Warhammer 40000 — одна из примет и дичайших головных болей хаоситских варбанд. Даже космодесантники разобщённых легионов, в первую очередь, Повелители Ночи (во вторую Пожиратели Миров, но этим кровожадным маньякам, как правило, не до таких мелочей) не стесняются как носить элементы силовой брони абсолютно разных моделей (шлем от древней второй, панцирь от шестой, поножи от третьей, перчатки — о, десятая, свежак! — только-только с подстреленного лоялиста стянули…), так и обсуждать, кому какая из частей брони коллеги достанется в случае смерти последнего, чуть ли не в присутствии нынешнего владельца. У рядовых культистов всё ещё хлеще. На противоположной стороне тоже проблем хватает: как мрачно шутят гвардейцы, униформа и броня бывают лишь двух размеров: мала и велика. Обычно решается обменом обмундирования внутри подразделения или с соседями, но иногда…
- Педаль в асфальт — савларцы. Эти укуренные головорезы строго следуют эпиграфу статьи. Воровать они любят и тащат вообще все, включая то, что приколочено, прибито, приварено и т. д. См. эпиграф.
- BattleTech — для армий Внутренней Сферы обычная картина, причем не только для различных ватаг наёмников но и для регулярных армий Лордов-Наследников. Собрать нечто из обломков пары десятков моделей машин плевое дело, благо узлы как правило унифицированы. Кланов такие приколы не касаются.
Реальная жизнь[править]
- Буры воевали в повседневной одежде. Когда в условиях оккупации и партизанской войны стало невозможно съездить за новой одеждой домой или купить её в магазине, они поправляли положение, смародёрив с пленных англичан их форму хаки. Британцы считали это воинским преступлением и расстреливали пленных буров в такой одежде, даже со споротыми знаками различия. Софья Изъединова считала, что это лицемерие — одежда цвета хаки была популярна у горожан ещё до войны.
- С другой стороны, рубашка или куртка цвета хаки гражданского образца — это одно. А вот китель или шинель — сильно отличается от гражданской одежды и вполне тянет на нарушение законов войны, по части ношения чужой униформы.
- «Чёрно-пегие» или «чёрно-коричневые» (Black and Tans), пробританские лоялисты во время Войны за независимость Ирландии. Официально считались частью Королевской полиции (носящей чёрную форму), комплектовались в основном за счёт армейских ветеранов (коричневая форма). Формы на всех не хватало, в итоге носили, что попадалось.
- Ближе к концу уже упомянутой американской Гражданской кто-то из южан писал, что солдаты жаждут генерального сражения, потому что если не убьют — можно будет снять с убитых северян тёплую одежду, а даже если и убьют — всё равно можно будет больше не мёрзнуть.
- В российскую Гражданку ситуация была не сильно иной. Доходило до того, что при встрече воинских подразделений приходилось высылать парламентеров, с требованием уточнить, кто такие и за что воюют.
- Штурмовые отряды (Sturmabteilung, SA, СА, штурмовики), военизированные формирования НСДАП, назывались «коричневорубашечники», потому что использовали униформу, пошитую для германских колониальных войск и ненужную после потери колоний по итогам Первой мировой.
- Немецкие солдаты зимой 1941-42: тёплая форма была изготовлена, вагоны с ней стояли на станциях, но транспортный коллапс (свою способность использовать советские железные дороги немцы катастрофически переоценили) мешал доставить её на фронт: продукты, топливо и боеприпасы были куда более важными грузами. Так что утеплялись чем могли.
- В фольксштурме тоже носили, что придётся: устаревшие униформы, вплоть до обмундирования Первой мировой, или гражданскую одежду.
- Армия Израиля в период становления государства.
- Украинская армия в 2014, когда оказалось, что уставной «дубок» в реальных боевых условиях ни на что не годится: не защищает ни от холода, ни от жары, легко разлезается на швах, а при попадании огня — горит и плавится, оставляя на хозяине ожоги. В итоге волонтеры скупали мешками камуфло в секонд-хендах, не разбирая британского, немецкого и американского, и нередко осчастливленный ими боец носил, к примеру, израильские «пустынные» берцы, англйские штаны ДПМ, бундесовский китель, австрийскую футболку и «балаклаву», связанную доброй бабушкой-волонтеркой. В 2015 году утвердили и отшили в достаточном количестве куда более продуманную форму по НАТОвским образцам, так что эта махновщина в основном отошла в прошлое.
- В целом совершенно типовая история для любой армии, которая давно не воевала и/или обзаводилась формой из каких-то абстрактных соображений. Когда-то в таком же авральном мундире английская армия избавлялась от красных мундиров (посчитав потери от них сначала в Индии, а потом — в англо-бурской войне), а Красная — от «буденновок» (только во время Финской войны осознали, что суконная шапка при морозах в −30 уши от полного отмерзания не спасает).
- Любая повстанческая армия (а в некоторых случаях и правительственные войска) в странах третьего мира — форма, в лучшем случае, пылившаяся на складах в Европе лет тридцать, вооружение «с миру по нитке» — от оставшегося от «гегемона», до закупленного чуть ли не поштучно относительно нового, амуниция, если есть, то не у всех, техника зачастую гражданская, успешно перекрашенная в камуфляж. Некоторые доходят до откровенной кустарщины.
- Бывает, что солдат носит то, что удобнее в данных условия.
- Один российский контрактник во время службы на выполнение задач в горах ездил в абсолютно неуставном горном костюме, горных кроссовках Reebok, носил наколенники и налокотники от лесного комплекта морской пехоты США.
- На многих фото наших солдат в Афганистане, особенно вернувшихся из рейда, можно видеть, что они в кроссовках и разгрузках китайского или пакистанского производства.
- Позже в Чечне, если среди убитых боевиков попадалось качественное снаряжение (его регулярно «подкидывали» либо из диаспоры, либо иностранные спонсоры), его довольно регулярно не сдавали, как трофеи, а использовали сами. Часто это касалось шлемов, разгрузок, рюкзаков и бронежилетов: трофейные нередко были качественнее и удобнее, чем выданные родным интендантством. А уж про портативные рации, сканеры и прочую электронику разговора вообще нет, такого понятия, как «избыток технических средств», в армии не существует.
- Педаль в пол у наёмников, особенно в зоне активных боевых действий. Боец приезжает в крутой армейской снаряге, подогнанной точно под него, а спустя пару месяцев костюм превращается в винегрет по мотивам местной военной моды, подогнанной под местные же условия.
- Французский Иностранный Легион. Инверсия — казенное обмундирование носится строго по уставу (с небольшими «оптимизациями»). Но если чего-то недостает, то можно или купить в армейском магазине или тихонько спереть казенное снаряжение у товарища из другого взвода. В Легионе подобное не считается чем-то очень плохим — за амуницией каждый следит сам. Руководства для легионеров-новичков прямо советуют метить свои вещи и в случае пропажи — тихо проверить шкафчики окружающих.
- А вот с личными вещами разговор совершенно иной. Кража личных вещей — тяжкий проступок и виновному в первую же ночь устроят «темную». Причем вероятно бойцы его же отделения.
Примечания[править]
- ↑ В метро едет панк с огромным ядовито-зелёным ирокезом, в алой футболке и ярко-синих штанах. И всю дорогу на него пялится дедок. Панк не выдерживает и говорит: — Что смотришь, старый? Что-то не нравится? — Нет, — отвечает дед. — Просто я когда-то был моряком, и в Бразилии по пьяни трахнул попугая. Вот я на тебя смотрю, и думаю, не мой ли ты сынок?
- ↑ Точнее, свою куртку Шарп, спавший со шпионкой, как раз сохранил. Ей пришлось довольствоваться курткой одного из его подчиненных
- ↑ «Качеству» отечественного камуфляжа и особенно снаряжения посвящен не один пассаж