Шурпу
Древняя месопотамская серия заклинаний Шурпу (Šurpu) начинается enūma nēpešē ša šur-pu t[epp]ušu, «когда ты совершаешь ритуалы для (серии) „Сожжения“» и, вероятно, была составлена в средневавилонский период, примерно в 1350—1050 годах до н. э., на основе отдельных заклинаний гораздо более древнего происхождения. Оно состояло из долгой исповеди в грехах, ритуальных преступлениях, непреднамеренных нарушениях табу, проступках против морального или общественного порядка, когда пациент не был уверен, какое действие или бездействие могло оскорбить богов. Составленные на аккадском языке, эти заклинания записаны на девяти глиняных табличках, и в Ниневии писцы Ашшурбанипала канонизировали этот ряд, закрепив последовательность и добавив в конце каждой таблички приписку с первой строкой следующей таблички. В других местах, например в Ассуре, порядок табличек мог отличаться.
Текст[править]
В отличие от серии заклинаний Маклу, которые предназначались для противодействия кишпу, чёрной магии, этот ритуал направлен против маамиту, или проклятия, и включает в себя сжигание теста, которым натирали (куппуру) тело пациента, чтобы перенести грехи на сжигаемый предмет и избавиться, например, от последствий прелюбодеяния, убийства, кражи, лжесвидетельства, колдовства, высокомерия по отношению к богам, людям или от осквернения проклятыми людьми или предметами, которые они заразили. Пациент бросал в огонь различные предметы, например чеснок, луковую шелуху или красную шерсть, которые символизировали его проступки, и при этом читал заклинание:
«Моя болезнь, моя усталость, моя вина, моё преступление, мой грех, моя ошибка
Болезнь, что таится в моём теле, моей плоти (и) моих венах,
должна быть очищена, как этот чеснок, чтобы бог огня, пожиратель, поглотил (её) сегодня!
Пусть проклятие уйдёт, и я смогу увидеть свет!»
— из Шурпу V—VI
Помимо этих отсылок, Эрика Райнер отметила, что «вопреки тому, что можно было бы ожидать от названия, сжигание играет в этой серии очень незначительную роль. За исключением табличек V—VI, ни одна из молитв или заклинаний не имеет ничего общего с магической операцией, о которой говорится в названии», а на табличке VII нечистые материалы выбрасываются в пустыне, где активны божества пустыни. Вторая таблетка обеспечивала очищение рта от грехов, таких как употребление запретных блюд, сквернословие, презрение, ложь и так далее, а также длинный список проступков, в которых пациент должен был признаться. Обратная сторона продолжается обращением к списку из более чем сорока богов от имени страждущих. Таблички III и IV адресованы богу-покровителю магии, Мардуку, а большая часть остальных включает обращения к спискам богов.
Девятая табличка освящала различные инструменты и принадлежности для ритуала с помощью так называемых Kultmittelbeschwörungen — заклинаний, очищающих предметы. «Заклинание: Твои руки омыты… ты свят; твои руки омыты, ты чист». (IX 88-95)