Атропос (Гойя)
Атропос, или Судьбы (Atropos o Las Parcas), — роспись испанского художника Франсиско Гойи, написанная между 1819 и 1823 годами на стене его «Дома Глухого». Одно из 14 подобных изображений, которое позднее было переведено на холст и ныне хранится в музее Прадо.
Композиция первоначально, согласно инвентаризации в 1828—1830 годах друга Гойи Антонио Бругады, находилась среди панно, расположенных на верхнем этаже «Дома Глухого». В числе других «Мрачных картин» была переведена на холст художником Сальвадором Мартинесом Кубельсом по просьбе французского банкира Фредерика Эмиля д’Эрлангера для показа на Всемирной выставке 1878 года. Работа не привлекала покупателей и поэтому в 1881 году была подарена музею Прадо.
Сюжет картины[править]
Сюжет картины — интерпретация образов древнегреческих богинь судьбы — Мойр или судьбы как таковой у Гомера, Гесиода, Вергилия и других античных авторов. Эти «Дочери Ночи», возглавляемые Атропой, безжалостной богиней смерти, держащей ножницы, чтобы перерезать нити жизни; другие две: Клото со своей прялкой (которую Гойя изобразил в виде куклы или новорождённого ребёнка, являющаяся скорее всего аллегорией жизни), и Лахесис, смотрящая через некий объектив или зеркало времени, тем самым отмеряя длину волокна или нити жизни. В противоположность трём этим фигурам, увлечённых своим делом, есть четвёртая, обращённая ко зрителю картины. Руки этой мужской фигуры связаны за спиной, что возможно символизирует его беспомощность в решении собственной судьбы, которой заняты богини. Если эта интерпретация верна, судьбы будут решать судьбу человека, чьи связанные руки нельзя противопоставить его судьбе. Было высказано предположение, что он может представлять Прометея, которого связали на горе и оставили на растерзание орлу в наказание за кражу огня с горы Олимп.
Цветовая гамма картины уменьшена, так же сильно или даже больше, чем на других «Чёрных картинах», до охристых и черных тонов. Это усиливает ночную и нереальную атмосферу, соответствующую мифическому сюжету этого произведения. Произвольные, иррациональные аспекты «Чёрных картин» Гойи заняли место предшественников современного искусства.