Кундела
Кундела (kundela) (множественное число — кунделас), также Кость указующая — кость (или тонкий резной кусочек дерева), используемая мужчиной-курдайчей (Kurdaitcha) в проклятии, в процессе которого он указывает ей на неприятеля.
Описание[править]
Используемое оружие — «кундела» — ритуальные кости убитых больших ящериц, кенгуру, эму или вырезанные из дерева. Их форма, как и материал, из которого они изготовлены, в разных племенах различны. Обычно это небольшая косточка длиной от 8 до 9 дюймов, заостренная с одного конца и тщательно отполированная. Их дополнительно закаляют в огне, тупой конец перевязывают человеческим волосом, а потом наделяют энергий Мулунгува.
После того как оружие готово, его отдают курдатчам — специальным ритуальным убийцам племени. Для устрашения те обмазываются человеческой кровью, а потом катаются в шерсти кенгуру, одевают маски из перьев эму.
Объединясь в группы по два-три человека, убийцы неустанно преследуют выбранную жертву. Загнав ее, наконец, в ловушку, один из убийц останавливается шагах в пятнадцати от жертвы и, направляя на нее кость, как пистолет, делает быстрый выпад вперед, но ничего не бросает при этом. Нападающие исчезают, уверенные в том, что смерть обязательно наступит, как если бы был действительно нанесен удар ножом в самое сердце.
Ожидание, что смерть наступит в результате того, что кость будет направлена на жертву, не лишено оснований. Другие подобные ритуалы, вызывающие смерть, были зарегистрированы по всему миру. Жертвы становятся вялыми и апатичными, обычно отказываются от пищи или воды, и смерть часто наступает в течение нескольких дней после «проклятия». Когда жертвы выживают, предполагается, что ритуал был проведен с ошибкой. Это явление признано психосоматическим в том смысле, что смерть вызвана эмоциональной реакцией — часто страхом — на некую предполагаемую внешнюю силу и известна как «смерть от вуду». Поскольку этот термин относится к определенной религии, медицинское учреждение предположило, что более подходящим является «добровольная смерть», или «синдром указующей кости». В Австралии эта практика до сих пор достаточно распространена, поэтому в больницах и на курсах медсестёр учат справляться с болезнями, вызванными «злыми духами» и «указанием на кости».
Примеры[править]
Антропологи Джон Годвин и Рональд Роуз рассказывают о роли курдайчи следующее:
«В 1953 году умирающего аборигена по имени Кинджика перевезли из Земли Арнем в Австралии, Северная территория, в больницу в Дарвине. Анализы показали, что он не был отравлен, не получил травм и не страдал от каких-либо повреждений, но при этом был на грани смерти. После четырёх дней мучений в больнице Кинджика умер на пятый день. Говорили, что он умер от „наведения кости“.
„Наведение кости“ — это способ казни, который использовали аборигены. Говорят, что он не оставляет следов и всегда приводит к смерти жертвы. Кость, используемая в этом проклятии, сделана из человеческой кости, кости кенгуру, кости эму или даже из дерева. Форма смертоносной кости, или кунделы, варьируется от племени к племени. Её длина может составлять от шести до девяти дюймов. Она похожа на длинную иглу. К закруглённому концу через отверстие прикрепляется прядь волос, которая приклеивается на место с помощью смолы. Прежде чем кундулу можно будет использовать, её заряжают мощной психической энергией в ходе ритуала, который держится в секрете от женщин и тех, кто не является членом племени. Чтобы ритуал был эффективным, его нужно провести безупречно. Затем кость отдают курдаитчам, которые являются ритуальными убийцами племени.
Затем эти убийцы отправляются на охоту (если человек сбежал) за осуждёнными. Название „курдайча“ происходит от слова, обозначающего тапочки, которые они надевают во время охоты. Тапочки сделаны из перьев какаду или эму и человеческих волос — они практически не оставляют следов. Кроме того, они носят шерсть кенгуру, которая прилипает к их телам после того, как они покрывают себя человеческой кровью, а также надевают маски из перьев эму. Они охотятся парами или тройками и при необходимости могут преследовать свою жертву годами, не сдаваясь, пока не проклянут её.
Как только мужчину ловят, один из курдайтча опускается на одно колено и указывает на кундулу. Говорят, что жертва застывает от страха и остаётся на месте, чтобы услышать проклятие — короткий пронзительный напев, который поёт курдайтча. Затем он и его товарищи-охотники возвращаются в деревню, и кунделу ритуально сжигают.
Осуждённый может прожить несколько дней или даже недель. Но он настолько сильно верит в произнесённое проклятие, что непременно умрёт. Говорят, что ритуальная загрузка кунделы создаёт „мысленное копьё“, которое пронзает жертву, когда кость направлена на неё. Как будто в него действительно вонзили копьё, и его смерть неизбежна.
Кинджику обвинили в кровосмесительной связи (их матери были дочерьми одной женщины от разных отцов). Вместо того чтобы предстать перед судом, он сбежал из деревни. Охотники нашли его и прокляли. Говорят, именно поэтому он умер.»
В 2004 году представительница коренного населения Австралии, которая была не согласна с упразднением государственного органа, возглавляемого аборигенами Комиссии по делам аборигенов и жителей островов Торресова пролива, прокляла премьер-министра Австралии Джона Ховарда, направив на него кость.