Преты
Прета/Прет (Preta, प्रेत, ཡི་དྭགས་ йи даг), также голодный призрак, — это санскритское название сверхъестественного существа, которое в индуизме, буддизме, даосизме и китайской народной религии подвергается страданиям, превосходящим человеческие, в частности испытывает сильный голод и жажду. Они берут своё начало в индийских религиях и были переняты восточноазиатскими религиями в результате распространения буддизма. Прета часто переводится на английский как «голодный призрак» в китайских и восточноазиатских адаптациях. В ранних источниках, таких как «Петаваттху», они гораздо более разнообразны. Приведённые ниже описания применимы в основном в этом более узком контексте. Развитие концепции преты началось с представления о том, что это душа и призрак человека после его смерти, но позже эта концепция превратилась в представление о переходном состоянии между смертью и кармической реинкарнацией в соответствии с судьбой человека. Чтобы перейти в цикл кармической реинкарнации, семья умершего должна провести множество ритуалов и сделать подношения, чтобы направить страдающий дух в следующую жизнь. Если семья не проводит эти погребальные обряды, которые длятся год, душа может оставаться в состоянии преты до конца вечности.
Считается, что в прошлой жизни преты были лживыми, порочными, навязчивыми, коварными, завистливыми или жадными людьми. В результате своей кармы они страдают от ненасытной тяги к определённому веществу или предмету. Традиционно это что-то отвратительное или унизительное, например трупы или фекалии, хотя в более поздних историях это может быть что угодно, даже самое странное. Говорят, что преты не только испытывают ненасытный голод по неприятным для них предметам, но и видят тревожные видения. Преты и люди занимают одно и то же физическое пространство, и в то время как люди, глядя на реку, видят чистую воду, преты видят ту же реку, по которой течёт неприятная субстанция; распространённые примеры таких видений — грязь.
Благодаря вере и влиянию индуизма и буддизма в большей части Азии прета занимает важное место в культурах Индии, Бангладеш, Шри-Ланки, Китая, Японии, Кореи, Вьетнама, Тибета, Таиланда, Камбоджи, Лаоса и Мьянмы.
Санскритский термин प्रेत preta означает «ушедший, умерший, мёртвый человек», от pra-ita, буквально «ушедший, покинувший». В классическом санскрите этот термин относится к духу любого умершего человека, особенно до проведения погребальных обрядов, а также в более узком смысле к призраку или злому существу.
В буддизме этот санскритский термин используется для описания одного из шести возможных состояний перерождения.
Таким образом, китайский термин эгуй (餓鬼), буквально означающий «голодный призрак», не является дословным переводом санскритского термина.
Описание[править]
Преты невидимы для человеческого глаза, но некоторые считают, что люди могут их различать в определённых психических состояниях. Они похожи на людей, но у них впалая кожа, тонкие конечности, невероятно раздутые животы и длинные тонкие шеи. Их внешний вид — метафора их психического состояния: у них огромные аппетиты, о чём свидетельствуют их гигантские животы, но они очень ограничены в возможности удовлетворять эти аппетиты, о чём свидетельствуют их тонкие шеи.
Преты часто изображаются в японском искусстве (особенно в период Хэйан) Гаки-Дзоси как истощенные человекоподобные существа с выпуклыми животами внушительных размеров и довольно тонким горлом. Их часто показывают слизывающими пролитую воду в храмах в сопровождении демонов (в частности, они), отчаянно просящими милостыню у людей и роющимися в мусоре вещами, или испытывающими сильную боль, представляющую их личную агонию. В противном случае они могут быть показаны в виде шаров дыма или огня. Часто преты изображаются обнажёнными, в то время как другие носят фундоси.
В Камбодже особая женщина прета известна как грак, злой дух, который, как считается, является духом коррумпированной старухи по имени Йей Планг (យាយប្លង់), которая отвечала за приготовление пищи для королевской семьи и монахов в храмах рядом с королевским дворцом во время правления короля Монивонга в период с 1927 по 1941 год.
Преты обитают в заброшенных и пустынных местах на земле, и их положение зависит от их прошлой кармы. Некоторые из них могут немного поесть, но им очень трудно найти еду или питьё. Другие могут найти еду и питьё, но им очень трудно их проглотить. Третьи обнаруживают, что еда, которую они едят, вспыхивает у них во рту. Четвёртые видят что-то съедобное или пригодное для питья и хотят это съесть или выпить, но это увядает или высыхает у них на глазах. В результате они всегда голодны.
Помимо голода, преты страдают от чрезмерной жары и холода; они считают, что даже луна обжигает их летом, а солнце замораживает зимой.
Виды страданий подразделяются на два основных типа прет: те, что живут коллективно, и те, что путешествуют в пространстве. У первых есть три подтипа. Первый — это преты, страдающие от внешних омрачений. Эти преты постоянно испытывают голод, жажду или нечувствительны к температуре. Второй тип прет — это те, кто страдает от внутренних омрачений, у кого маленький рот и большой желудок. Часто их рты настолько малы, что они не могут съесть достаточно, чтобы заполнить большой желудок, и поэтому постоянно голодны. Последний из трёх подтипов — это преты, страдающие от специфических омрачений. Другая обширная категория прет, путешествующих во времени и пространстве, всегда напугана и склонна причинять боль другим.
Страдания прет часто напоминают страдания обитателей ада, и эти два типа существ легко спутать. Самое простое различие между ними заключается в том, что обитатели ада заперты в своём Подземном Мире, в то время как преты могут свободно перемещаться.
Отношения между претами и людьми[править]
Преты, как правило, считаются не более чем досадной помехой для смертных, если только их жажда не направлена на что-то жизненно важное, например на кровь или плоть. Однако в некоторых традициях преты пытаются помешать другим удовлетворять свои желания с помощью магии, иллюзий или маскировки. Они также могут становиться невидимыми или менять лица, чтобы пугать смертных.
Однако в целом прет считаются существами, которых следует жалеть. Поэтому в некоторых буддийских монастырях монахи оставляют им перед едой подношения в виде еды, напитков, благовоний, свечей, фруктов или цветов.
Кроме того, в Азии существует множество фестивалей, посвящённых голодным призракам, или прета, и такие фестивали есть как в тибетской буддийской традиции, так и в китайской даосской традиции. В таких странах, как Китай, Камбоджа, Тибет, Таиланд, Сингапур, Япония и Малайзия, проводятся фестивали голодных призраков, и в Китае они обычно проходят на 15-й день 7-го лунного месяца по их календарю. Многие ритуалы включают в себя сжигание символических материальных ценностей, таких как бумажные деньги (в виде денег, одежды, гаджетов, транспортных средств, недвижимости, жилья, предметов роскоши и т. д.), что связывает концепцию преты с материализмом умершего при жизни. Хотя многие преты, или голодные призраки, цепляются за свои материальные ценности при жизни, некоторые другие призраки, представленные на фестивалях, тоскуют по своим близким при жизни. Во время праздников люди приносят подношения духам и надеются на ответные благословения от своих предков. Таким образом, праздники голодных духов, посвящённые претам, являются неотъемлемой частью некоторых азиатских культур и не ограничиваются только индуистскими или буддийскими верованиями.
Буддизм[править]
В целом в буддийской традиции прета считается одной из шести форм существования (боги, полубоги, люди, животные, призраки и обитатели ада) после смерти человека и его перерождения.
В Японии прета переводится как гаки (яп.: 餓鬼, «голодный призрак»), что является заимствованием из среднекитайского нгаHkjwɨjX (餓鬼, «голодный призрак»).
С 657 года некоторые японские буддисты отмечают в середине августа особый день в память о гаки. Считается, что благодаря таким подношениям и воспоминаниям (сэгаки) голодные призраки могут быть освобождены от своих мучений.
В современном японском языке слово гаки часто используется для обозначения избалованного ребёнка или сорванца.
В Таиланде преты (тайский: เปรต) — это голодные призраки буддийской традиции, ставшие частью тайского фольклора. Они описываются как существа аномально высокого роста с крошечными ртами, способные издавать пронзительный звук, который слышат только монахи или шаманы. Старшие часто говорят детям, чтобы они не ругались и не грубили родителям, иначе в загробной жизни они станут претами.
В культуре Шри-Ланки, как и в других азиатских культурах, люди перерождаются в прета (перетхайя), если в жизни они слишком многого желали: их большие животы никогда не наполняются, потому что у них маленькие рты.